В современном мире происходят постоянные изменения. За последние десятилетия конкуренция становится одной из главных черт рыночного хозяйства. В рыночных условиях практически невозможно достичь стабильных результатов в бизнесе, если не разрабатывать стратегию развития бизнеса, не оценивать свои возможности и перспективы, не следить за состоянием рынка, за деятельность конкурентов и не проводить оценку конкурентоспособности своего предприятия.
Конкурентоспособностью предприятия является характеристика, выражающая уровень различия одного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов [3, c. 41].
Конкурентоспособность – это многогранное понятие, включающее не только качественные и ценовые параметры продукции, но и уровень менеджмента, конъюнктура рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инноваций и т.д [4, c. 118]. Важную роль играет маркетинговая составляющая конкурентоспособности предприятия, которая ориентирована на выявление самых значимых потребностей потребителей и учет изменений клиентских предпочтений.
Необходимым условием выявления конкурентоспособности является наличие конкуренции. Истребляя слабые хозяйственные звенья, конкуренция задает планку развития производства и в то же время является механизмом регулирования отраслевых пропорций [2, c. 7]. Конкуренция является не только способом контроля в экономике, но и методом стимулирования к постоянному совершенствованию предприятий, так как задает критерии их эффективности.
В экономической литературе существует множество определений конкуренции (Рисунок 1). Анализируя все эти определения конкуренции, мы можем сделать вывод о том, что конкурентоспособность в целом сводится к возможности субъектов рынка соперничать друг с другом, посредством использования своих достоинств, таких как высокое качество, низкая цена, способность удовлетворить потребителя на определенный период времени на конкретном рынке.
Рисунок 1 – Определения конкуренции разных авторов
Американский экономист М.Портер в теории конкурентных преимуществ говорит о двух главных источниках преимуществ: издержки и маркетинг. Низкие производственные и маркетинговые расходы по сравнению с предприятиями конкурентами обеспечивают высокую конкурентоспособность – это преимущества в издержках. Способность товаров или услуг удовлетворять потребности потребителей больше, чем товары или услуги конкурентов – это преимущества в маркетинге [1, c. 88].
Маркетинговое преимущество – некоторые свойства продукции данного предприятия предпочтительнее, чем у предприятия-конкурента. Часто преимущество основано на уникальности товара.
Управление конкурентоспособностью компании – важнейшая задача функционирования любого предприятия. Рассмотрим модель управления конкурентоспособностью компании.
Рисунок 2 – Модель управления конкурентоспособностью предприятия [5, с. 2481]
Для достижения высокой конкурентоспособности предприятию необходимо:
1) обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Конкурентоспособность товара – свойство продукта, на основе которого данный товар превосходит в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя;
2) усилить потенциал конкурентоспособности компании, а следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей, в данной отрасли.
Таким образом, конкурентоспособность компании – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.
Улучшение работоспособности, повышение устойчивости и увеличение эффективности предприятий сферы услуг в настоящий момент нуждается в новых стратегических подходах к решению проблемы конкурентоспособности. В рыночных условиях успешную деятельность предприятия предполагает непрерывный поиск и разработку каждым из них своей конкурентной стратегии. Именно стратегия конкуренции задает вектор развития деятельности организации в определении типа конкурентных преимуществ и формировании ресурсного потенциала его реализации.
Библиографический список
- Гапоненко А. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций // Проблемы прогнозирования. – 2014 г. – № 5. – с. 88
- Кибалов Е.Б. Транссиб и БАМ: системный взгляд на проблему повышения конкурентоспособности // ЭКО. – 2016 г. – № 1. – с. 7.
- Киселева И.А. Конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации общества: влияние корпоративной культуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014 г. – № 11. – с. 41.
- Севостьянова О.Г. Актуальные проблемы оценки конкурентоспособности бренда // Мир экономики и управления. – 2016 г. – № 1. – с. 118.
- Темякова Т.В. Модель управления конкурентоспособностью предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 г. – Т.13. – с. 2481. – URL: http://e-kocept.ru/2015/85497.htm.
Количество просмотров публикации: Please wait