При оценке эффективности управления социально-экономическим развитием в регионе и выборе направления ее повышения в качестве основного направления используют методы системного подхода к функционированию социальной сферы региональной экономики и обеспечение пропорционально сбалансированного развития (что допустимо как с позиции ресурсов, так и потенциала).
При выборе стратегии управления такими процессами определенного региона следует учитывать комплекс оптимальных путей развития социально-экономических процессов в условиях кризиса, а также максимально возможные пути повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона.
При управлении социально-экономическим развитием региона также остро стоит проблема создания благоприятных условий роста деловой активности экономических агентов. Решение этой проблемы предполагает обеспечение равных правил и условий поведения для всех агентов на рынке, смягчение и преодоление монополистических тенденций и устранение необоснованных привилегий, а также рост стимулирующих мер воздействия на развитие предпринимательской активности и деловых инициатив [2].
В системе управления социально-экономическими процессами остро стоит вопрос наличия солидарной ответственности региональной и местной власти, населения и бизнеса, осуществляющего деятельность на конкретной территории. Необходимо учитывать, что все предприятия всех сфер бизнеса должны быть ориентированы на соответствующей территории на обеспечение социальной стабильности, так как именно в такой стабильности и видятся условия благоприятного предпринимательского климата.
Большинство экономистов, учитывая современное состояние экономики и состояние правовой базы сходятся во мнении, следует как можно быстрее пересмотреть методы управления социально-экономическими процессами в регионе.
В качестве объектов управления региональными социально-экономическими процессами можно рассматривать социальную, экономическую и политическую сферы. Управление процессами должно фокусироваться не только на эффективности реализации планов и программ социально-экономического развития региона, но на реальном решении проблем населения региона, таких как развитие бизнеса, и создание лучших условий для жизнедеятельности населения.
В виду того, что иногда не хватает средств на решение уже существующих проблем, вопросами предвидения и выявления социальных проблем на практике практически никто не занимается [1].
Такие недостатки в подходе к управлению свойственны не только органам государственной и муниципальной власти. Ликвидация таких недостатков позволит совершенствовать систему социального управления и повысить ее эффективность.
Управления социально-экономическими процессами в регионе следует учесть, что это непрерывный процесс, а не эпизодический. Что предполагает наличие в системе управления постоянно действующих подразделений (например, отделы совершенствования социально-экономического управления). Основными задачами таких подразделений должны стать подготовка и реализация мер по совершенствованию существующей системы управления [3].
Управление социально-экономическими процессами в Брянской области непосредственно осуществляют Губернатор Брянской области, Департамент экономического развития, Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Социально-экономическое развитие Брянской области является достаточно стабильным и имеет потенциал к повышению роста качества жизни населения в условиях развития многоукладной экономики, соединяющей инновационность традиционных отраслей специализации и активным трансграничным сотрудничеством.
Проанализируем социальные процессы в области и уровень социального развития региона.
В таблице 1 представлены основные демографические показатели Брянской области за 2016-2017гг.
Таблица 1– Основные демографические показатели Брянской области в 2016-2017гг. [4]
Показатели |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Абс. отклонение 2017г. к 2015г. |
Абс. отклонение 2017г. к 2016г. |
Численность населения тыс. чел. |
1242 |
1233 |
1225,8 |
-9 |
-7,2 |
Удельный вес городского населения в общей численности, % |
66,6 |
69,5 |
69,8 |
2,9 |
0,3 |
Соотношение мужчин и женщин (на 1000 мужчин приходится женщин), чел. |
1194 |
1193 |
1192 |
-1 |
-1 |
Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста, % |
15,8 |
16,1 |
16,4 |
0,3 |
0,3 |
Удельный вес трудоспособного населения в общей численности, % |
58,9 |
58,1 |
57,3 |
-0,8 |
-0,8 |
Удельный вес пенсионеров в общей численности населения, % |
25,3 |
25,8 |
26,3 |
0,5 |
0,5 |
Коэффициент демографической нагрузки(соотношение трудоспособного населения и нетрудоспособного) (на 1000 чел) |
697 |
720 |
744 |
23 |
24 |
Рождаемость (число родившихся на 1000 чел. населения), чел. |
11,4 |
11,1 |
11,2 |
-0,3 |
0,1 |
Смертность (число умерших на 1000 чел. населения), чел. |
16,2 |
15,9 |
16,0 |
-0,3 |
0,1 |
Продолжительность жизни всего, лет |
69,06 |
69,75 |
69,42 |
0,69 |
-0,33 |
-женщины |
62,59 |
63,32 |
63,04 |
0,73 |
-0,28 |
-мужчины |
75,77 |
76,32 |
75,99 |
0,55 |
-0,33 |
Как следует из таблицы 2 численность населения области на 1 января 2017 года составила 1225,8 тыс. человек и сократилась за 2016 год на 7,1 тыс. человек. При этом, в 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдается прирост численности населения.
Проанализируем демографические показатели. В 2015 году коэффициент рождаемости составил 11,4 человека на 1000 населения, что на 0,4 больше чем показатель 2015 года. Коэффициент смертности в 2016 году составил 15,8 человека на 1000 населения, что ниже показателя 2015 года на 0,2 (в 2014 году – 16 человек на 1000 населения). Коэффициент естественной убыли составил в 2016 году составил 4,4 человека на 1000 населения, что ниже показателя 2015 года на 0,6 (в 2015 году – 5 человек на 1000 населения). Это можно рассматривать как положительную тенденцию.
В общей численности населения за весь рассматриваемый период преобладает городское население, преобладают женщины, но за последние 3 года наблюдается рост мужского населения в соотношении с женским. Высоким остается удельный вес пенсионеров, коэффициенты демографической нагрузки остаются высокими [4].
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2016 году в Брянской области составила 70,36 года, что на 1,3 % больше, чем в 2015 году (69,42 года).
Показатель продолжительности жизни во многом зависит уровня развития здравоохранения, низкой дифференциации населения по доходам, уровня развития социальной защиты населения.
Как было представлено Правительством Брянской области в итоговом отчете о социально-экономическом развитии Брянской области за период 2016-2017 гг., планируется и дальше снижение смертности и рост рождаемости. Так, по их прогнозам, в 2017 году численность населения области ожидается в количестве 1225 тыс. человек, в 2019 году – в 1217 тыс. человек или 99,3 % к уровню 2016 года.
Проанализируем социальные показатели развития Брянской области (таблица 2).
Таблица 2– Основные социальные показатели развития Брянской области в 2015-2017 гг. [4]
Показатели |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Абс. отклонение 2016г. к 2015г. |
Абс. отклонение 2017г. к 2016г. |
Численность рабочей силы, тыс. чел. |
644 |
638 |
635 |
-6 |
-3 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. |
559,6 |
547,5 |
533,6 |
-12,1 |
-13,9 |
Численность безработных, тыс. чел |
33 |
32 |
35 |
-1 |
3 |
Уровень безработицы |
5,2 |
5 |
5,4 |
-0,2 |
0,4 |
Среднедушевые денежные доходы, руб./мес. |
20152 |
22039 |
25196,9 |
1887 |
64 |
Средний размер назначаемых пенсий, руб./мес. |
9315 |
10145 |
10217 |
830 |
72 |
Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц, руб.
|
15041 |
16980 |
20213 |
1939 |
3233 |
Продолжение таблицы 3 | |||||
Среднемесячная номинально начисленная заработная плата, руб. |
18974 |
20911 |
21606 |
1937 |
69 |
Как следует из таблицы 2 в области индексировали заработная плата и пенсии, уровень безработицы вырос в 2017 году, сократилась численность занятых в экономике. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2017 год увеличилась на 3,3 % к уровню 2016 года и составила 21606 рублей. Среднедушевые денежные доходы в среднем за 2017 год составили в сумме 25196,9 рубля, что больше показателя 2016 года на 14,3 %, а реальные денежные доходы населения составили 97,4 % к уровню 2016 года.
По данным Департамента экономического развития Брянской области в 2017 году численность официально зарегистрированных безработных возросла до 35 тыс. человек. При этом, уровень официально регистрируемой безработицы составил 1,3 % к численности экономически активного населения, в сравнении с 2016 годом он был 1,1 %.
Также большое значение придается такому показателю как индекс потребительских цен в 2015 году он составил 116,5 %, в 2016 году – 113,2 %.
По данным органов государственной службы занятости в 2017 году численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих у них на учете, составила 8,9 тыс. человек. При этом численность официально зарегистрированных безработных по сравнению с 2016 годом увеличилась на 1415 человек, в 2016 году она составляла 8,2 тыс. человек.
Коэффициент напряженности на рынке труда за 2017 год уменьшился в сравнении с 2016 годом на 0,3 % и составил 1,2 не занятых трудовой деятельностью граждан в расчете на одну вакансию.
По данным Департамента экономического развития Брянской области потребительские расходы на душу населения в 2017 году составили 21650,4 рубля, произошло их снижение на 0,9 % к уровню 2016 года. При этом покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения составила 3,9 прожиточного минимума, в 2016 году 4,3.
Доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, составила в 2017 году 12,3 % к общей численности населения, увеличившись к уровню 2016 года на 0,6 %.
Анализ социально-экономического развития Брянской области позволил сделать ряд выводов:
- в настоящее время в области реализуется Стратегия развития Брянской области и ряд целевых программ с учетом обозначенных национальных приоритетов. Но не разработана Программа социально-экономического развития области на ближайшие несколько лет. Последняя реализуемая программа была датирована периодом 2011-2015 гг.
- в области ухудшаются социальные и экономические показатели. За последние 3 года существенно снизились и реальные доходы населения, и финансовые показатели предприятий области. Многие предприятия реального сектора, в некоторых районах это даже градообразующие предприятия, вынуждены сокращать численность персонала и остро испытывают нехватку источников финансирования;
- в Брянской области всегда существовала проблема трудоустройства, в том числе трудоустройства молодых специалистов.
Библиографический список
- Алехин, Е.В. Исследование социально-экономических и политических процессов/ Е.В. Алехин [Электронный ресурс] – режим электронного доступа : http://libr.dp.ua/fulllocal/606-alehin_e_v_issledovanie_socialno_ekonomicheskih_i_politiches.pdf#3 (дата обращения 20.04. 2018 г.)
- Гурьев, Р.В. Особенности формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов / Р.В Гурьев // Российское экспертное обозрение. – 2014. – № 12. – с. 21-26.
- Погонышев В.А., Погонышева Д.А., Анищенко А.М. Совершенствование управления развитием региона на основе использования систем поддержки принятия решений // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 12. – doi: 10. 18334/су. 12.12.39700
- Анищенко А.М., Горбов Н.М. Структурно-функциональная модель природоподобного управления // Сборник научных работ Международной научно практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика» – Брянск: РИО БГУ имени академика И.Г. Петровского, 2018. – 191с.