УДК 331.1

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

Дикарева Ирина Александровна
Ульяновский государственный университет
студент 4 курса факультета трансферных специальностей

Аннотация
В статье рассматриваются понятие, функции и значение стимулирования труда в современной организации. Тема исследования является актуальной, поскольку на сегодняшний день стимулирование персонала является основным инструментом обеспечения эффективного использования ресурсов организации.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Дикарева И.А. Понятие и сущность стимулирования труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/01/16410 (дата обращения: 12.04.2021).

В настоящее время самым важным ресурсом организации является ее персонал, поскольку именно от качества труда зависит успех компании. Таким образом, задача современного менеджера состоит в максимально эффективном использовании возможностей работников. Достижение данной цели невозможно без стимулирования [1, с.159].

Под стимулом в науке менеджмента принято понимать побудительную причину поведения, заинтересованность в совершении чего – либо. По мнению Е.В. Эрентраур, стимул – это воздействие на работника с целью корректировки его поведения в организации [2, с.155], а некоторые авторы, в том числе И.В. Горбачев, рассматривают данное понятие как благо или набор благ, формирующий мотив труда [3, с.30].

Однако на наш взгляд, более точное определение дает А.В. Шилаев, исследователь раскрывает рассматриваемую дефиницию как внешнее воздействие на работника со стороны руководства с целью побуждения его к эффективной деятельности и характеризует ее с двух позиций:

1.Со стороны администрации предприятия – стимул является инструментом достижения цели.

2. Со стороны работника – стимул является возможностью получения дополнительных благ (позитивный стимул) или возможностью их утраты (негативный стимул) [4, с.106].

В связи с этим выделяется позитивное стимулирование (возможность получения бонуса или премии) и негативное стимулирование.

На сегодняшний день существует множество определений понятия «стимулирование труда». Так, А.А. Когдин считает, что стимулирование труда представляет собой комплекс мер, являющихся средством удовлетворения конкретных потребностей работника [5, с.80], М.Б. Банных понимает под данным понятием совокупность методов воздействия на работника с целью удовлетворения определенных потребностей, направленных на побуждение к улучшению трудовой деятельности [6, с.31], а А.В. Виноградов  – способ вознаграждения работников за труд, основанный на сопоставлении эффективности труда и вознаграждения [7, с.109], О.В. Лобцова же говорит о стимулировании труда, как о совокупности экономических, организационных и социально – психологических рычагов воздействия на работника, учитывающих его внутренние побудительные мотивы и направленных на обеспечение заинтересованности персонала в результатах труда, соответствующих цели организации [8, с.98].

Исходя из вышеперечисленных мнений, можно сделать вывод, что стимулирование труда – это совокупность требований, наказаний и поощрений, учитывающих побудительные мотивы человека, при помощи которых руководство организации осуществляет воздействие на работника с целью улучшения его трудовой деятельности.

Таким образом, стимулирование труда обладает следующими признаками:

1.Осуществляется администрацией, руководством организации;

2.Учитывает побудительные мотивы работника;

3.Направлено на  повышение эффективности трудовой деятельности работника.

Стимулирование труда обладает набором определенных функций. По мнению О.В. Лобцовой , в данный набор входят:

1.Экономическая функция, которая выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, увеличивая  производительность труда и улучшая  качество продукции.

2.Нравственная функция, которая проявляется в формировании за счет стимулов активной жизненной позиции и высоконравственного климата в обществе.

3.Социальная  функция, которая выражается в различном уровне доходов, поскольку доходы людей в значительной степени зависят от применяемых стимулов. Так формируется социальная структура общества. [8, с.99].

Такие исследователи, как В.Н Белкин и О.А. Антонова, выделяют социально-психологическую функцию стимулирования. Данная функция, по мнению авторов, заключается в воздействии, которое оказывает вся организация системы стимулирования на формирование внутреннего мира работника: его потребностей, ценностей, ориентации и установок, а также на формирование того или иного типа отношения к труду [9, с.83]. На наш взгляд, социально-психологическая функция тесно связана с нравственной функцией, отражающей степень влияния стимулирования на формирование нравственных качеств работника и  трудовой морали, поэтому в отдельном выделении не нуждается.

По мнению некоторых исследователей, в том числе Т.В. Подлегаевой, стимулирование оказывает воздействие на такие характеристики деятельности:

1. Усилие, которое заключается в задействовании работником при выполнении трудовой функции максимального количества мощностей, умений и навыков.

2. Старание, которое выражается в стремлении персонала работать с полной отдачей, не отлынивать от заданий, повышать свою квалификацию и совершенствовать  способности.

3. Настойчивость, которая заключается в выполнении сотрудником начатой работы с интересом, желанием.

4.Добросовестность, которая выражается в ответственном осуществлении работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм.

5. Направленность, указывающая на то, к чему стремится работник, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять работу потому, что она приносит удовлетворение или потому, что стремиться помочь организации добиться поставленных целей [10, с.219].

Таким образом, стимулирование труда является важнейшим инструментом повышения эффективности работы предприятия, который, воздействуя на характеристики деятельности работников, позволяет улучшить качество выпускаемого продукта или услуги.


Библиографический список
  1. Шапиро С.А. Основы трудовой мотивации: учебник. – М.: «КноРус»,2016. 296 с.
  2. Эрентраут Е.В. Стимулирование труда государственных служащих//Международный научный журнал «Символ науки». 2017. №3. С. 154-156.
  3. Горбачев И.В. Стимулирование труда как экономическое явление// Челябинский гуманитарий. 2015. №4. С. 30-34.
  4. Шапиро С.А. Факторы повышения эффективности труда персонала: учебник. – М.: ИД «АТИСО», 2012. 222 с.
  5.   Когдин А.А Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом//Основы экономики, управления и права. 2012. №4. С. 80-83.
  6. Банных М.Б. Методы мотивации и стимулирования  труда в организации//Проблемы экономики и менеджмента. 2016. №1. С.31-34.
  7. Виноградов А. В. Разработка программ стимулирования труда//Молодой ученый. 2018. № 41. С. 109-115.
  8. Лобцова О.В. Стимулирование труда работников//Вестник ЧитГУ. 2012. №3. С. 97-103.
  9. Белкин В.Н. Зарубежный опыт стимулирования труда менеджеров компании//Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 2. №1. С.79-85.
  10. Подлегаева Т.В. Заработная плата как основа системы оплаты и стимулирования труда//Инновационная наука. 2017. №5. С. 217-220.


Все статьи автора «Дикарева Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: