Финансовые аспекты проектирования и реализации образовательных программ связаны не только с материально-техническими условиями организации, кадровыми особенностями и информационными ресурсами, необходимыми для реализации образовательной программы, но и территориальными условиями, в которых вуз осуществляет образовательную деятельность. Образовательные организации при установлении стоимости платных образовательных услуг руководствуются, особенностями имеющихся ресурсов, нормативно-правовой базой, определяющей минимально необходимые условия реализации образовательной программы, а также территориальными условиями, связанными с потребностями региона в кадрах высшей квалификации определенных специальностей и направлений подготовки, особенностями региональной инфраструктуры. [1] В связи с этим стоимость платных образовательных в различных регионах может значительно отличаться, а также характеризуется разнонаправленной динамикой ее изменения. [2,3]
Разнонаправленная динамика изменения стоимости обучения определяется, в том числе спецификой образовательных программ, стоимостными группами специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования. [4] По программам бакалавриата в целом наблюдается рост средней стоимости обучения в 2017 году по отношению к 2016 году. Максимальное увеличение среднего размера платы за обучение на первый курс 2017/2018 учебного года по программам бакалавриата зафиксировано в Сибирском федеральном округе (таюл.1).
Таблица 1. Динамика изменения стоимости обучения по программам бакалавриата на первый курс 2017/2018 у. г. очной формы обучения по регионам Российской Федерации
Федеральный округ |
Изменение средней стоимости обучения на первый курс в 2017/2018 у.г. по отношению к 2016/2017 у.г., % |
Дальневосточный федеральный округ |
47,85 |
Приволжский федеральный округ |
-24,42 |
Северо-Западный федеральный округ |
-10,48 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
15,39 |
Сибирский федеральный округ |
59,27 |
Уральский федеральный округ |
37,72 |
Центральный федеральный округ |
4,68 |
Южный федеральный округ (в т.ч. Данные по Крымскому федеральному округу) |
32,21 |
Изменение стоимости платных образовательных услуг по программам магистратуры связанно с ее увеличением по всем федеральным округам за исключением Северо-Западного федерального округа. Максимальное увеличение стоимости обучения по программам магистратуры наблюдается в Приволжском федеральном округе (табл.2).
Таблица 2. Динамика изменения стоимости обучения по программам магистратуры на первый курс 2017/2018 у. г. очной формы обучения по регионам Российской Федерации
Федеральный округ |
Изменение средней стоимости обучения на первый курс в 2017/2018 у.г. по отношению к 2016/2017 у.г., % |
Дальневосточный федеральный округ |
68,45 |
Приволжский федеральный округ |
253,68 |
Северо-Западный федеральный округ |
-19,91 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
7,96 |
Сибирский федеральный округ |
73,96 |
Уральский федеральный округ |
49,11 |
Центральный федеральный округ |
17,63 |
Южный федеральный округ (в т.ч. Данные по Крымскому федеральному округу) |
16,28 |
Как и в предыдущих рассматриваемых случаях изменение стоимости платных образовательных услуг по программам аспирантуры характеризуется ее повышением. Максимальное увеличение стоимости платных образовательных услуг наблюдается в Сибирском федеральном округе, а снижение в Приволжском федеральном округе. Минимальное изменение стоимости платных образовательных услуг отмечается в Центральном федеральном округе (табл.3).
Таблица 3. Динамика изменения стоимости обучения по программам аспирантуры на первый курс 2017/2018 у. г. очной формы обучения по регионам Российской Федерации
Федеральный округ |
Изменение средней стоимости обучения на первый курс в 2017/2018 у.г. по отношению к 2016/2017 у.г., % |
Дальневосточный федеральный округ |
51,52 |
Приволжский федеральный округ |
-32,68 |
Северо-Западный федеральный округ |
13,98 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
21,33 |
Сибирский федеральный округ |
117,4 |
Уральский федеральный округ |
72,31 |
Центральный федеральный округ |
6,45 |
Южный федеральный округ (в т.ч. Данные по Крымскому федеральному округу) |
13,12 |
По программам докторантуры динамика стоимости платных образовательных услуг за рассматриваемый период остается неизменной по всем федеральным округам, за исключением Приволжского федерального округа, в котором наблюдается ее снижение на 18,08% (табл.4).
Таблица 4. Динамика изменения стоимости обучения по программам докторантуры на первый курс 2017/2018 у. г. очной формы обучения по регионам Российской Федерации
Федеральный округ |
Изменение средней стоимости обучения на первый курс в 2017/2018 у.г. по отношению к 2016/2017 у.г., % |
Приволжский федеральный округ |
-18,08 |
Важнейшим аспектом анализа изменения стоимости платных образовательных услуг является динамика стоимости по отдельным направлениям подготовки.
[5] Так по направлению подготовки «Экономика» максимальная стоимость как по программам бакалавриата, так и программам магистратуры зафиксирована в Центральном федеральном округе. Минимальная стоимость платных образовательных услуг по данному направлению подготовки наблюдается В Северо-Кавказском федеральном округе (рис. 1).
Рисунок 1. Изменение стоимости платных образовательных услуг по направлению подготовки «Экономика»
Аналогичная динамика наблюдается по направлению подготовки «Юриспруденция». Максимальна стоимость в Центральном федеральном округе, минимальная – в Северо-Кавказском. При этом стоимость по направлению подготовки в целом ниже, чем по экономике (рис. 2). Также отличительной особенностью является то, что стоимость по программам магистратуры в двух федеральных округах выше, чем стоимость программ бакалавриата, в отличие от распределения стоимости по направлению подготовки «Экономика», для которого характерно превышение стоимости бакалавриата над магистратурой по трем федеральным округам, и практически одинаковая стоимость еще по двум федеральным округам.
Рисунок 2. Изменение стоимости платных образовательных услуг по направлению подготовки «Юриспруденция»
Более низкая стоимость платных образовательных услуг по программам бакалавриата и магистратуры в федеральных округах наблюдается по направлению подготовки «Программная инженерия» (рис.3). Для большинства федеральных округов стоимость по данному направлению подготовки не превышает 170 тыс. руб.
Рисунок 3. Изменение стоимости платных образовательных услуг по направлению подготовки «Программная инженерия»
Аналогичные тенденции наблюдаются в распределении стоимости платных образовательных услуг по направлению подготовки «Наноинженерия» (рис.4). Максимальная стоимость обучения зафиксирована в Центральном федеральном округе, минимальная в Северо-Кавказском. Тем не менее стоимость в целом по федеральным округам как и по направлению «Программная инженерия» не превышает 170. тыс. руб.
Рисунок 4. Изменение стоимости платных образовательных услуг по направлению подготовки «Наноинженерия»
Таким образом, проведенный анализ, позволяет выявить особенности динамики изменения установленного размера платы за обучение в территориальном разрезе. Основной особенностью распределения стоимости платных образовательных услуг является их неравномерности по федеральным округам, как по отдельным направлениям подготовки, так и по программам подготовки. Изменение стоимости обучения по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в основном связанно с ее увеличением.
Библиографический список
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. №706;
- Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. №818, изменениями, внесенными 17 августа 2016 г. № 1051, изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 23 мая 2017 года № 452;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015г. № 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226; 2016, № 24, ст. 3525);
- Боровская М.А. Научно-образовательные приоритеты в развитии Южного федерального университета // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 82-86.