РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Тохиржон Исломжонович Тохиров
Таджикского технического университета имени академика М.С.Осими
ассистент кафедры автомобили и управление на транспорте политехнического института

Аннотация
В статье рассматриваются направления развития рынка транспортных услуг, обеспечивающие эффективное функционирование предпринимательства на региональном рынке услуг, а также способствующие повышению устойчивости и конкурентоспособности региона в целом.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Тохиржон И.Т. Развитие рынка транспортных услуг в Согдийской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/05/16011 (дата обращения: 26.09.2024).

Транспорт является важным компонентом экономики и является общим инструментом, используемым для развития, в современных условиях глобализации, где экономические возможности все больше связаны с мобильностью людей, товаров и информации. Очевидна взаимосвязь между количеством и качеством транспортной инфраструктуры и уровнем её экономического развития. Инфраструктура транспорта высокой плотности и высоко связанные сети обычно связаны с высокими уровнями развития экономики. Когда транспортные системы эффективны, они обеспечивают экономические и социальные возможности и выгоды, которые приводят к положительным мультипликативным эффектам, таким как более широкий доступ к рынкам, занятость и дополнительные инвестиции. Когда транспортные системы недостаточны по мощности или надежности, они могут иметь экономические издержки, такие как сокращенные или упущенные возможности и более низкое качество жизни населения.

На совокупном уровне эффективная транспортная система снижает затраты во многих секторах экономики, в то время как неэффективная увеличивает эти затраты. Кроме того, последствия перевозок не всегда предназначены и могут иметь непредвиденные или непреднамеренные последствия. Например, перегрузка часто является непреднамеренным последствием для предоставления бесплатной или недорогой транспортной инфраструктуры для пользователей. Однако перегруженность также является показателем растущей экономики, где потенциал и инфраструктура испытывают трудности с повышением требований к мобильности. Транспорт несет важную социальную и экологическую нагрузку, которой нельзя пренебрегать. Оценка экономической важности транспортировки требует категоризации типов воздействий, которые она передает. К ним относятся основные (физические характеристики транспорта), оперативные и географические аспекты.

Наиболее фундаментальные воздействия транспорта связаны с физической способностью перемещение в пространстве пассажиров и грузов, а так же связанные с этим расходы для поддержки этой мобильности. Это предполагает регулировку маршрутов, позволяющих обновлению существующих взаимодействий между хозяйствующими субъектами.

Улучшение производительности подвижного состава автомобильного транспорта, особенно с точки зрения надежности, а также снижение потерь или ущерба, что подразумевает более высокий уровень использования существующих транспортных активов, приносящих пользу своим пользователям, поскольку пассажиры перемещаются быстрее, чем грузы с меньшими задержками.

Транспорт обеспечивает доступ к более широкой рыночной базе, где экономия за счет масштаба производства, распределения и потребления может быть улучшена. Повышение производительности за счет доступа к более широкой и разнообразной базе ресурсов (сырья, деталей, энергии или рабочей силы) и более широких рынков для различных продуктов (промежуточных и готовых изделий). Еще одно важное географическое воздействие касается влияния транспорта на местоположение деятельности и ее воздействия на земельные ценности.

Таким образом, экономическое значение транспортной отрасли можно оценить с точки зрения макроэкономики и микроэкономики.

На макроэкономическом уровне (важность транспорта для целой экономики) транспорт и мобильность, которые он предоставляет, связаны с уровнем производства, занятости и доходами в национальной экономике. Во многих развитых странах транспортные расходы составляют от 6% до 12% от ВВП. Рассматривая более всеобъемлющий уровень, включающий логистические затраты, такие затраты могут составлять от 6% до 25% ВВП. Кроме того, стоимость всех транспортных активов, включая инфраструктуру и транспортные средства, может легко составлять половину ВВП развитой экономики.

На микроэкономическом уровне (важности транспортировки для определенных секторов экономики) транспорт связан с производственными и потребительскими издержками. Таким образом, важность конкретных видов транспорта и инфраструктуры может быть оценена для каждого сектора экономики. Как правило, более высокие уровни дохода связаны с большей долей транспорта, в расходах на потребление. Транспортные счета составляют в среднем от 10% до 15% расходов домашних хозяйств, тогда как на их долю приходится около 4% затрат на каждую единицу продукции в обрабатывающей промышленности, но этот показатель сильно варьируется в зависимости от подсекторов.

Транспортные услуги разнообразны, основными из них являются:

  • перевозка пассажиров и грузов;
  • выполнение погрузочно-разгрузочных работ (в большинстве случаев погрузочно-разгрузочные работы выполняются грузоотправителями и грузополучателями);
  • хранение грузов (переработка грузов, сортировка, упаковка и тарирование);
  • подготовку перевозочных средств (техническое обслуживание и ремонт);
  • предоставление перевозочных средств в аренду;
  • перегон новых и отремонтированных транспортных средств и др.

Рынок транспортных услуг имеет свои особенности, основными из них являются:

  • единовременность процесса производство и реализации;
  • нематериальность транспортной продукции;
  • не взаимозаменяемость транспортных услуг;
  • монополизм транспортного рынка, массовость и всеобщность.

В Согдийской области Республики Таджикистан пассажирскими перевозками занимаются различные предприятия автомобильного транспорта, одним из крупных предприятий пассажирского транспорта является АО «Сайёр» с 37 маршрутами пассажирского автотранспорта, обслуживающие населения Согдийской области из низ пригородных 18 маршрутов, внутриобластных 17 маршрутов, 2 международного маршрута. АО «МНА – 33» 27 маршрутов, ООО «Сафар» 21 маршрута, ООО «Салом» 7 маршрута, ООО-АТП-№35 13 маршрутов, ООО «Танзим» 11 маршрутов, ООО «Арсенал» 7 маршрутов, ООО «Начот» 12 маршрутов, ООО Дусти 66 маршрутов, ООО «Довуд» 9 маршрутов, ОАО «Оли Сомон» 4 маршрута, АО «Даврон» 56 маршрутов, ООО «Ашт наклиѐт» 23 маршрута, ООО «Рахш – Рм» 23 маршрута, АО «Сорбон» 58 маршрута, ООО «Газельтранскомпания» 28 маршрута, ОАО-«АРЗ-4» 10 маршрутов, ООО «Чарх» 3 маршрута, ОАО «Косимчон» 12 маршрутов, ООО «Ю-транскомпания» 6 маршрута, ЗАО «Бустонтранспромсервис» 5 маршрута, ООО «Ронанда» 2 маршрута, ООО «Аэлита» 2 маршрута, ООО «Востоктранссервис» 1 маршрут, ООО «Адаб» 11 маршрутов, ООО «Спитаментранссервис» 14 маршрутов, ООО «Дархост» 2 маршрута, ООО «Дейра-транс» 9 маршрутов, ООО «Бобо Улмас» 3 маршрута, ООО «Худойназари Косим» 3 маршрута, ООО «Умид» 2 маршрута, ОАО «Автомотосервис» 5 маршрутов, АТП «Ахадчон» 4 маршрута, ООО «Мухаммад-транскомпания», ООО «МКМ – Сомон», ООО «Мададтрейтинг», ООО «Шохрохтранс», ООО «Хамдам».

Во всех перечисленных предприятиях автомобильного транспорта в пассажирских перевозках используются 4154 единиц подвижного состава.

В грузовых автомобильных перевозках в Согдийской области используются 2324 единиц специальной грузовой техники. Динамика перевозки грузов автомобильным транспортом в Согдийской области показывает, что в последние годы перевозка грузов в 2015 году показывает снижение перевозок, рис 1.

*Рис.1 Динамика перевозки грузов автомобильным транспортом в Согдийской области Республики Таджикистан.

Источник: Составлено автором с использованием [4]

Спрос и предложение на рынке транспортных услуг их соотношение по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной инфраструктуры, что является причиной развитием транспорта.

Структура транспортной инфраструктуры республики развивается под воздействием множество факторов, основными из них являются:

- научно-технический прогресс;

- планируемые темпы развития всего транспорта и отдельных его отраслей;

- концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;

- рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;

- общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;

- международное разделение труда;

- укрепление позиций России на мировом рынке.

Приоритеты транспортной политики строятся на следующих принципах:

  • вовлечение Республики Таджикистан в систему международного разделения труда путем поощрения отраслей, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию;
  • поощрение отраслей и предприятий, приводящих к появлению на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками;
  • поощрение сокращение производства, ликвидации предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ;
  • гармонизация государственных стандартов республики Таджикистан с международными стандартами;
  • совершенствование нормативно-правовой базы транспортной политики;
  • регулирование тарифов на услуги естественных монополий.

Важная роль отводится развитию инфраструктуры транспортного комплекса, обеспечивающей повышение качества услуги. Особенности территориального размещения производства и потребления, уровень специализации и комплексного развития хозяйства экономических районов определяют особенности транспортно-экономических связей, их масштабы и направление.

Состав и последовательность обоснования развития и размещения транспорта региона включает:

  • анализ территориальной организации хозяйства с выявлением особенностей производственного профиля экономического района, его места в межрайонном разделении труда, сложившихся транспортно-экономических связей;
  • определение межрайонных, внешнеторговых и внутрирайонных транспортно-экономических связей, грузовых и пассажирских потоков на расчетный период;
  • распределение перевозочной работы между видами транспорта с учетом технико-экономических особенностей и сфер экономически целесообразного их использования в конкретных условиях данного района.

Чтобы решить основные вопросы, связанные с грузоперевозками, а также с его транспортировкой, государству не стоит останавливаться на достигнутых целях и задачах, а продолжать развивать политику в нужном направлении. Разумное взаимодействие государства и частного сектора приведет к положительным результатам.


Библиографический список
  1. Филина В.Н. Транспортные логистические услуги в россии в условиях интеграции в мировой рынок. Проблемы прогнозирования. 2009. № 3. С. 45-57.
  2. Логинова Н.А. Формирование и оценка синергетических эффектов на рынке транспортных услуг. Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. № 1. С. 161-165.
  3. Карасев В.А. Транспортная система США – элемент мировой производственной инфраструктуры и рынок транспортных услуг. Экономические науки. 2008. № 38. С. 416-420.
  4. Таджикистан в цифрах 2017. Статистический сборник. / Душанбе. 2017. С. 160.
  5. Государственная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Таджикистан на 2010–2025 годы»: приложение к постановлению Правительства Республики Таджикистан. Душанбе, 2009.
  6. Тохиров Т.И. Анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы региона. Вестник НГУЭУ. 2013. № 2. С. 172-179.
  7. Тохиров Т.И. Показатели и индикаторы экономической безопасности автотранспортной системы. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 4. С. 36-38.
  8. Тохиров Т.И. Анализ функционирования автотранспортной системы региона при выполнении международных перевозок. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 549-557.
  9. Тохиров Т.И. Принципиальное положение автотранспортной системы региона в условиях рыночной экономики (Таджикистан). Финансовый бизнес. 2017. № 1 (186). С. 61-66.
  10. Азимов П.Х. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в республике Таджикистан. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 11. № 2. С. 159-165.
  11. Данилюк А.А., Мифтахова М.Р., Грузооборот автомобильного транспорта как показатель экономического развития региона. Казанская наука. 2016. № 4. С. 30-32.
  12. Сандакова Н.Ю. Инновационные инструменты развития транспортной инфраструктуры региона. В сборнике: Современные вызовы и реалии экономического развития России материалы IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 270-271.


Все статьи автора «Тохиров Тохиржон Исломжонович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: