Транспорт является важным компонентом экономики и является общим инструментом, используемым для развития, в современных условиях глобализации, где экономические возможности все больше связаны с мобильностью людей, товаров и информации. Очевидна взаимосвязь между количеством и качеством транспортной инфраструктуры и уровнем её экономического развития. Инфраструктура транспорта высокой плотности и высоко связанные сети обычно связаны с высокими уровнями развития экономики. Когда транспортные системы эффективны, они обеспечивают экономические и социальные возможности и выгоды, которые приводят к положительным мультипликативным эффектам, таким как более широкий доступ к рынкам, занятость и дополнительные инвестиции. Когда транспортные системы недостаточны по мощности или надежности, они могут иметь экономические издержки, такие как сокращенные или упущенные возможности и более низкое качество жизни населения.
На совокупном уровне эффективная транспортная система снижает затраты во многих секторах экономики, в то время как неэффективная увеличивает эти затраты. Кроме того, последствия перевозок не всегда предназначены и могут иметь непредвиденные или непреднамеренные последствия. Например, перегрузка часто является непреднамеренным последствием для предоставления бесплатной или недорогой транспортной инфраструктуры для пользователей. Однако перегруженность также является показателем растущей экономики, где потенциал и инфраструктура испытывают трудности с повышением требований к мобильности. Транспорт несет важную социальную и экологическую нагрузку, которой нельзя пренебрегать. Оценка экономической важности транспортировки требует категоризации типов воздействий, которые она передает. К ним относятся основные (физические характеристики транспорта), оперативные и географические аспекты.
Наиболее фундаментальные воздействия транспорта связаны с физической способностью перемещение в пространстве пассажиров и грузов, а так же связанные с этим расходы для поддержки этой мобильности. Это предполагает регулировку маршрутов, позволяющих обновлению существующих взаимодействий между хозяйствующими субъектами.
Улучшение производительности подвижного состава автомобильного транспорта, особенно с точки зрения надежности, а также снижение потерь или ущерба, что подразумевает более высокий уровень использования существующих транспортных активов, приносящих пользу своим пользователям, поскольку пассажиры перемещаются быстрее, чем грузы с меньшими задержками.
Транспорт обеспечивает доступ к более широкой рыночной базе, где экономия за счет масштаба производства, распределения и потребления может быть улучшена. Повышение производительности за счет доступа к более широкой и разнообразной базе ресурсов (сырья, деталей, энергии или рабочей силы) и более широких рынков для различных продуктов (промежуточных и готовых изделий). Еще одно важное географическое воздействие касается влияния транспорта на местоположение деятельности и ее воздействия на земельные ценности.
Таким образом, экономическое значение транспортной отрасли можно оценить с точки зрения макроэкономики и микроэкономики.
На макроэкономическом уровне (важность транспорта для целой экономики) транспорт и мобильность, которые он предоставляет, связаны с уровнем производства, занятости и доходами в национальной экономике. Во многих развитых странах транспортные расходы составляют от 6% до 12% от ВВП. Рассматривая более всеобъемлющий уровень, включающий логистические затраты, такие затраты могут составлять от 6% до 25% ВВП. Кроме того, стоимость всех транспортных активов, включая инфраструктуру и транспортные средства, может легко составлять половину ВВП развитой экономики.
На микроэкономическом уровне (важности транспортировки для определенных секторов экономики) транспорт связан с производственными и потребительскими издержками. Таким образом, важность конкретных видов транспорта и инфраструктуры может быть оценена для каждого сектора экономики. Как правило, более высокие уровни дохода связаны с большей долей транспорта, в расходах на потребление. Транспортные счета составляют в среднем от 10% до 15% расходов домашних хозяйств, тогда как на их долю приходится около 4% затрат на каждую единицу продукции в обрабатывающей промышленности, но этот показатель сильно варьируется в зависимости от подсекторов.
Транспортные услуги разнообразны, основными из них являются:
-
перевозка пассажиров и грузов;
-
выполнение погрузочно-разгрузочных работ (в большинстве случаев погрузочно-разгрузочные работы выполняются грузоотправителями и грузополучателями);
-
хранение грузов (переработка грузов, сортировка, упаковка и тарирование);
-
подготовку перевозочных средств (техническое обслуживание и ремонт);
-
предоставление перевозочных средств в аренду;
-
перегон новых и отремонтированных транспортных средств и др.
Рынок транспортных услуг имеет свои особенности, основными из них являются:
-
единовременность процесса производство и реализации;
-
нематериальность транспортной продукции;
-
не взаимозаменяемость транспортных услуг;
-
монополизм транспортного рынка, массовость и всеобщность.
В Согдийской области Республики Таджикистан пассажирскими перевозками занимаются различные предприятия автомобильного транспорта, одним из крупных предприятий пассажирского транспорта является АО «Сайёр» с 37 маршрутами пассажирского автотранспорта, обслуживающие населения Согдийской области из низ пригородных 18 маршрутов, внутриобластных 17 маршрутов, 2 международного маршрута. АО «МНА – 33» 27 маршрутов, ООО «Сафар» 21 маршрута, ООО «Салом» 7 маршрута, ООО-АТП-№35 13 маршрутов, ООО «Танзим» 11 маршрутов, ООО «Арсенал» 7 маршрутов, ООО «Начот» 12 маршрутов, ООО Дусти 66 маршрутов, ООО «Довуд» 9 маршрутов, ОАО «Оли Сомон» 4 маршрута, АО «Даврон» 56 маршрутов, ООО «Ашт наклиѐт» 23 маршрута, ООО «Рахш – Рм» 23 маршрута, АО «Сорбон» 58 маршрута, ООО «Газельтранскомпания» 28 маршрута, ОАО-«АРЗ-4» 10 маршрутов, ООО «Чарх» 3 маршрута, ОАО «Косимчон» 12 маршрутов, ООО «Ю-транскомпания» 6 маршрута, ЗАО «Бустонтранспромсервис» 5 маршрута, ООО «Ронанда» 2 маршрута, ООО «Аэлита» 2 маршрута, ООО «Востоктранссервис» 1 маршрут, ООО «Адаб» 11 маршрутов, ООО «Спитаментранссервис» 14 маршрутов, ООО «Дархост» 2 маршрута, ООО «Дейра-транс» 9 маршрутов, ООО «Бобо Улмас» 3 маршрута, ООО «Худойназари Косим» 3 маршрута, ООО «Умид» 2 маршрута, ОАО «Автомотосервис» 5 маршрутов, АТП «Ахадчон» 4 маршрута, ООО «Мухаммад-транскомпания», ООО «МКМ – Сомон», ООО «Мададтрейтинг», ООО «Шохрохтранс», ООО «Хамдам».
Во всех перечисленных предприятиях автомобильного транспорта в пассажирских перевозках используются 4154 единиц подвижного состава.
В грузовых автомобильных перевозках в Согдийской области используются 2324 единиц специальной грузовой техники. Динамика перевозки грузов автомобильным транспортом в Согдийской области показывает, что в последние годы перевозка грузов в 2015 году показывает снижение перевозок, рис 1.
*Рис.1 Динамика перевозки грузов автомобильным транспортом в Согдийской области Республики Таджикистан.
Источник: Составлено автором с использованием [4]
Спрос и предложение на рынке транспортных услуг их соотношение по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной инфраструктуры, что является причиной развитием транспорта.
Структура транспортной инфраструктуры республики развивается под воздействием множество факторов, основными из них являются:
- научно-технический прогресс;
- планируемые темпы развития всего транспорта и отдельных его отраслей;
- концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;
- рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;
- общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;
- международное разделение труда;
- укрепление позиций России на мировом рынке.
Приоритеты транспортной политики строятся на следующих принципах:
-
вовлечение Республики Таджикистан в систему международного разделения труда путем поощрения отраслей, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию;
-
поощрение отраслей и предприятий, приводящих к появлению на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками;
-
поощрение сокращение производства, ликвидации предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ;
-
гармонизация государственных стандартов республики Таджикистан с международными стандартами;
-
совершенствование нормативно-правовой базы транспортной политики;
-
регулирование тарифов на услуги естественных монополий.
Важная роль отводится развитию инфраструктуры транспортного комплекса, обеспечивающей повышение качества услуги. Особенности территориального размещения производства и потребления, уровень специализации и комплексного развития хозяйства экономических районов определяют особенности транспортно-экономических связей, их масштабы и направление.
Состав и последовательность обоснования развития и размещения транспорта региона включает:
-
анализ территориальной организации хозяйства с выявлением особенностей производственного профиля экономического района, его места в межрайонном разделении труда, сложившихся транспортно-экономических связей;
-
определение межрайонных, внешнеторговых и внутрирайонных транспортно-экономических связей, грузовых и пассажирских потоков на расчетный период;
-
распределение перевозочной работы между видами транспорта с учетом технико-экономических особенностей и сфер экономически целесообразного их использования в конкретных условиях данного района.
Чтобы решить основные вопросы, связанные с грузоперевозками, а также с его транспортировкой, государству не стоит останавливаться на достигнутых целях и задачах, а продолжать развивать политику в нужном направлении. Разумное взаимодействие государства и частного сектора приведет к положительным результатам.
Библиографический список
- Филина В.Н. Транспортные логистические услуги в россии в условиях интеграции в мировой рынок. Проблемы прогнозирования. 2009. № 3. С. 45-57.
- Логинова Н.А. Формирование и оценка синергетических эффектов на рынке транспортных услуг. Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. № 1. С. 161-165.
- Карасев В.А. Транспортная система США – элемент мировой производственной инфраструктуры и рынок транспортных услуг. Экономические науки. 2008. № 38. С. 416-420.
- Таджикистан в цифрах 2017. Статистический сборник. / Душанбе. 2017. С. 160.
- Государственная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Таджикистан на 2010–2025 годы»: приложение к постановлению Правительства Республики Таджикистан. Душанбе, 2009.
- Тохиров Т.И. Анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы региона. Вестник НГУЭУ. 2013. № 2. С. 172-179.
- Тохиров Т.И. Показатели и индикаторы экономической безопасности автотранспортной системы. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 4. С. 36-38.
- Тохиров Т.И. Анализ функционирования автотранспортной системы региона при выполнении международных перевозок. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 549-557.
- Тохиров Т.И. Принципиальное положение автотранспортной системы региона в условиях рыночной экономики (Таджикистан). Финансовый бизнес. 2017. № 1 (186). С. 61-66.
- Азимов П.Х. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в республике Таджикистан. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 11. № 2. С. 159-165.
- Данилюк А.А., Мифтахова М.Р., Грузооборот автомобильного транспорта как показатель экономического развития региона. Казанская наука. 2016. № 4. С. 30-32.
- Сандакова Н.Ю. Инновационные инструменты развития транспортной инфраструктуры региона. В сборнике: Современные вызовы и реалии экономического развития России материалы IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 270-271.