Под государственным бюджетом РФ понимается финансовый документ, включающий в себя соотношение доходов и расходов страны за определенный период времени. Он, являясь сформированным из бюджета правительства и бюджетов административно-территориальных единиц, данного государства, выполняет такие функции, как воздействие на социальную и экономическую сферы и осуществление финансово-бюджетной политики страны.
В качестве административно-территориальной единицы при исследовании местного бюджета в данной статье будет рассматриваться бюджет города Новосибирск.
Новосибирск является третьим городом в России по численности населения и одним из важнейших транспортных, культурных, промышленных, научных и деловых центров всего Сибирского региона.
Для качественного темпа роста и развития этих сфер важно наличие ресурсов и возможность управления, распоряжения ими, а также право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Местный бюджет является инструментом финансового планирования, управления и осуществления конкретной муниципальной политики.
Доходы местного бюджета формируются за счет налогов, предусмотренных особыми налоговыми режимами, пеней и штрафов по ним, а так же за счет неналоговых поступлений. К ним относятся доходы от использования имущества, состоящего в муниципальной собственности, кроме имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных, и доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными государственными учреждениями. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование реализации определенных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, а так же другие межбюджетные трансферты и прочие безвозмездные поступления.
Доходная часть каждого местного бюджета отражает результаты работы предприятий, организаций и других субъектов хозяйствования, действующих на определенной территории, масштабы их деятельности и объемы доходов, часть из которых мобилизуется в прибыли местных бюджетов за счет налогов, сборов и других обязательных платежей.
На 2018 год общий объем доходов бюджета города Новосибирска был утвержден в размере 37 513 570,6 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 14 072 260,2 тыс. рублей.
Расходы местного бюджета Новосибирска связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития города. Наиболее важная часть защищенных расходов связана со сферой образования, здравоохранения и социального обеспечения. Среди них выделяют:
- социальные обязательства перед гражданами;
- страховые взносы на ОМС неработающего населения;
- расходы дорожного фонда и транспортные услуги;
- выполнение майских Указов Президента РФ;
- обеспечение госдолга и резервный фонд;
- средства, выделенные для софинансирования с ФБ РФ, включая господдержку агропромышленного комплекса;
- осуществление деятельности государственных и муниципальных учреждений.
В целом бюджетная система статей расходов города сохраняет социальную направленность. Расходы отраслей социальной сферы в 2018 году составят 28 164,6 млн. рублей, их доля в общем объеме расходов более 72,5 %. Общая же сумма расходов на 2018 год составит 38 863 705,1 тыс. рублей.
Ожидаемое сохранение сложных экономических условий создает потребность в сдерживании объема расходов, получаемых за счет привлечения земельных ресурсов, и принятия в трехлетнем периоде дефицита бюджета, не превышающего 7 % от собственных доходов бюджета. Согласно же Бюджетному кодексу РФ дефицит местного бюджета не должен превышать 10 % утвержденного общего годового размера доходов местного бюджета, за исключением безвозмездных поступлений.
Бюджетный дефицит города Новосибирска на 2018 утвержден размером в сумме 1 350 134,5 тыс. рублей, на 2019 в сумме 1 550 387,4 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 800 052,2 тыс. рублей.
Для нормального функционирования как бюджетной системы в целом, так и бюджетов различных уровней, в том числе и местного бюджета, необходима сбалансированность бюджета. Ее следует рассматривать как результат отношений по формированию, принятию и исполнению бюджета и одновременно как финансово-правовую форму взаимодействия доходных и расходных статей бюджета.
Существует множество способов разрешения проблемы дефицита местного бюджета. В качестве примера можно привести выпуск ценных бумаг, привлечение внебюджетных средств, заимствования из федерального бюджета, получение и погашение кредитов, получение средств от продажи акций и других форм участия в капитале, увеличение финансовых активов на счет средств организаций и прочее.
Эмиссия ценных бумаг предполагает перемещение проблемы несостоятельности и неплатежеспособности местных органов на субъекты, которые имеют достаточный денежный объем. Этот процесс осуществляется при помощи выпуска ценных бумаг, а именно: векселей, акций и облигаций.
Привлечение средств внебюджетных фондов подразумевает заимствование необходимого для решения проблемы дефицита, объема денежных средств из источников, например, пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательно медицинского страхования.
Кроме заимствования из федерального бюджета, дополнительно можно привлечь и зарубежные заимствования.
Таким образом, при рассмотрении доходов и расходов регионального бюджета Новосибирска можно выделить то, что присутствует тенденция к росту доходов. Так же можно заметить, что с ростом поступлений в бюджет так же возрастут и расходные статьи.
Но при этом, согласно предположениям расходы на 2019-2020 годы будут равны доходам, что приведет к обнулению дефицита бюджета. Для того, чтобы эти предположения осуществились, следует рассмотреть пути и способы решения проблемы дефицита и спроектировать правильный эффективный план статей расходов.
Библиографический список
- Крохин, К.А. «Расходы местных бюджетов. Их оптимизация» // ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА Издательство: Общество с ограниченной ответственностью “Центр развития научного сотрудничества” (Новосибирск). 2015. №2. С. 78-82.
- Лукьянова, З.А., Гоманова, Т.К. «Особенности управления финансами в туристическом бизнесе» // В сборнике: Формирование бухгалтерского суждения в посткризисном экономическом пространстве. Сборник статей IV Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов и аспирантов. Министерство образования и науки Российской Федерации; Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ», Кафедра бухгалтерского учета. 2011. С. 200-204.
- Рукавишникова, А.С. «Механизмы оптимизации расходов местных бюджетов» // Журнал «Проблемы учета и финансов». 2013.
Количество просмотров публикации: Please wait