ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПОД/ФТ

Миронова Алёна Анатольевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
студентка 2 курса магистратуры направления "Финансы и кредит"

Аннотация
Представленная статья посвящена необходимости в совершенствовании национальной системы противодействия легализации (отмывания) доходов, которые были получены преступным путем, а также одной из таких глобальных тем, как финансирование терроризма. Именно представленная выше система призвана обеспечить проведение единой и эффективной государственной политики в данной сфере, являясь важнейшим компонентом стратегической борьбы с терроризмом и преступностью, к тому же она направлена на защиту прав и свобод граждан, а самое важное, на обеспечение национальной безопасности и охрану экономических интересов России.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Миронова А.А. Проблемы и перспективы развития российской системы ПОД/ФТ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/05/15986 (дата обращения: 13.03.2024).

Финансовая безопасность является одной из главных и важнейших проблем современного мира.

Степень террористической активности на территории Российской Федерации является серьезной угрозой для безопасности граждан  и всего государства в целом, сохраняясь достаточно высоким в последние годы. Российское правительство устанавливает: в среднем почти один миллиард долларов покидают страну в форме вывоза капитала ежемесячно, и основная часть этих средств имеет преступный характер.

На сегодняшний день одной из главных проблем финансово-кредитных компаний является легализации доходов, которые полученны преступным путем, под которой понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами либо иным имуществом или правом на это имущество, полученным в результате преступления. Проблема данной темы заключается в том, что доходы, полученные от торговли наркотическими средствами и оружием, продажи людей, вымогательства и содержания сект, могут быть легализованы как юридическими, так и физическими лицами через банк.

Именно поэтому в банковской сфере своевременная и масштабная модернизация финансового контроля, а также мониторинга, отвечающая требованиям современной эпохи, особенно актуальна.

Представленная выше система состоит из двух подсистем: финансовый мониторинг и правоохранительный блок, которые существенно отличаются друг от друга по своим особенностям, составу правового регулирования, поставленным целям и решаемым задачам. В первую очередь, наиболее строгому надзору и регулированию подлежат кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг. В рамках финансового мониторинга именно кредитные организации (преимущественно банки) играют особую роль.

Проблемы и перспективы развития российской системы ПОД/ФТ

Действие российской системы регулируется, в первую очередь, Федеральным законом от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

Представим схему национальной системы ПОД/ФТ с учетом организационно-функциональных особенностей ее элементов.

Рис. 1. Схема национальной системы ПОД/ФТ [6]

Как мы видим, элементы представленной системы, в том числе контрольно-надзорные органы, ПФР и финансовые посредники находятся во взаимодействии друг с другом и обеспечивают совместное предупреждение об угрозах преступлений по отмыванию доходов и финансированию терроризма. Кроме того, финансово-надзорный блок в сочетании с ПФР является основой национальный системы ПОД/ФТ, так как на них возлагаются основные задачи по первичному обнаружению подозрительных операций. Правоохранительный блок наделён задачами по наказанию преступников и профилактике подобных нарушений в будущем.

Изучая принципы построения национальной системы ПОД/ФТ, следует отметить следующие: совокупность органов власти и финансовых посредников представляет собой единое целое, которые в взаимодействии друг с другом оперативно и результативно выполняют функции ПОД/ФТ. Таким образом, одна из основных проблем в настоящее время заключается в обеспечении единства всей совокупности элементов в организации деятельности системы для того, чтобы обеспечить эффективность ее работы.

Комплекс внутренних документов является одним из главных элементов реализации системы финансового мониторинга в кредитных организациях, которые касаются как деятельности самой кредитной организации, так и документы, которые являются продолжением государственной нормативно-правовой базы в сфере ПОД/ФТ. Кредитные организации в законодательном порядке выполняют следующие функции: выявление, хранение и передачи информации в целях борьбы с преступлениями определенного вида.

Рис. 2. Система финансового мониторинга в кредитных организациях в целях ПОД/ФТ [8]

В то время,как в нашем законодательстве не разработаны меры по поощрению кредитных организаций к проведению высокоэффективной и резульативноый работы по ПОД/ФТ. Правительство могло бы разработать и утвердить инструмент совместно с ЦБ РФ, который бы повышал ответственность как самих специалистов, так и представителей банковского менеджмента за соблюдение требований законодательства.

Исходя из специфики банковской деятельности, ситуации, подлежащие противолегализационному контролю, возникают в различных подразделениях кредитной компании. Каждая из них связана со своим конкретным набором признаков. Это создает дополнительные организационные трудности, поскольку в выявлении подозрительных сделок, а в последствии их фиксации, должно участвовать значительная часть работников банка, имеющих должный уровень подготовки и образования. На необходимый уровень подготовки и разработку навыков которых должны затрачиваться значительные силы и средства подразделений, отвечающих за реализацию программы обучения в сфере ПОД/ФТ.

Так же возникаю трудности в обобщение, полной оценка и систематизация собранных сведений в одну целое об операциях (сделках) после их поступления к лицу, которому поручена данная работа.

В настоящее время для того, чтобы упростить процесс контроля за банковскими операциями, выявления и фиксаций сведений по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, а также операциям (сделкам), относимым в соответствии с «критериями» к подозрительным, банками широко используются средства автоматизации. Применяемое в указанных целях программное обеспечение является, как правило, частью автоматизированных банковских систем (АБС) – комплекса программного и технического обеспечения, направленного на автоматизацию банковской деятельности. Данный факт облегчает деятельность, но рассчитывать и полагаться только на него нельзя.

Заключение

Таким образом, включив кредитные организации в субъектный состав лиц, которые осуществляют «противолегaлизационный» контроль, законодатель, при помощи нормативных актов в сфере ПОД/ФТ, обязует кредитные организации организовывать и реализовывать контроль не только со стороны регулирующих органов, но и так же с помощью сил самих кредитных организаций путем создания системы специализированного внутреннего контроля.

К тому же, в настоящее время, регулирующие органы обязывают банки создавать специальные службы внутри банков для того, чтобы осуществлять контроль за деятельностью сотрудников при открытии счетов клиентам, создавать дополнительный контроль над получением достоверных сведений от клиентов банка, выявлять сомнительные операции, инструктировать сотрудников, а также своевременно информировать специальные органы банка для проведения дополнительной проверки клиентов.

Важно отметить, что в банковской сфере стали возникать условия для объединения всего банковского сообщества с целью обмена информацией о недобросовестных клиентах, выработки единого механизма по борьбе с использованием кредитных институтов для отмывания денежных средств и его регулярного совершенствования. Примером подобного сотрудничества является совместное заявление нескольких российских банков «Банки против отмывания денег», в котором банки закрепили основные принципы своей работы.

Учитывая потенциальные угрозы и риски для банковской системы и всей экономики страны в целом, целесообразно постоянно совершенствовать процесс и оценивать выполнение конкретных задач в целях поддержания современного подхода организации ПОД/ФТ.

Также стоит отметить, что за последнее время борьба с терроризмом вышла на новый уровень. Для того, чтобы решать возникшие проблемы и обмениваться опытом в банковских и правоохранительных сферах проходят различные мероприятия. Например, в апреле 2016 состоялась специальная конференция.

Ключевыми целями XIV ежегодной международной конференции «Aктуальные вопросы исполнения кредитными организациями требований российского законодательства по ПОД/ФТ» были проведение анализа практики применения последних изменений в законодательство и проекты новых законов, направленных на совершенствование российской системы ПОД/ФТ. В этой связи в качестве основных вопросов к обсуждению на конференции были вынесены:

  • Новые подходы к индикаторам выявления операций, направленных на финансирование терроризма.
  • Новые подходы к идентификации бенефициаров.
  • Нормативная регламентация создания и ведения кредитными организациями единой базы недобросовестных клиентов.
  • Ответственность менеджеров финансовых организаций за противоправные действия, связанные с незаконными финансовыми операциями;
  • Презентация банками – членами Ассоциации российских банков лучших практик реализации процедур, направленных  на пресечение сомнительной деятельности клиентов.
  • Предложения банковского сообщества по модернизации российской системы ПОД/ФТ.

Таким образом, в рассмотренной системе существует ряд проблем, которые можно охарактеризовать как «недоработка организационных моментов», но периодически они пополняются новыми, которые продиктованы изменением во внешнем мире. Однако, поскольку данная тема является одной из главных и важных на сегодняшний день, то приходится принимать решения в оперативном порядке, пытаясь опередить преступный мир хотя бы на шаг и своевременно пресекать возникновение противоправных действий.


Библиографический список
  1. Антропцева И. О. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств кредитными организациями// Банковское право. 2015. №3. С. 46-47.
  2. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма. Москва, 2014.
  3. Крестовский И. А. Внутренняя безопасность банка при противодействии отмыванию доходов // Управление в кредитной организации. 2014. №5.C. 113-119.
  4. Кролли Л.О., Соколова О.А. Национальная система ПОД/ФТ и деятельность кредитных организаций как ее основных участников // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2015.
  5. Яковенко А. С Принципы формирования внутренней нормативной базы кредитной организации// Внутренний контроль в кредитной организации. 2009. N4. С. 98—110.
  6. Золотарев Е.В. Совершенствование системы противодействия легализации преступных доходов и механизмов контроля в кредитных организациях http://www.fa.ru/dep/ods/autorefs/Dissertations/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%20%D0%95.%D0%92.%20(21.04.2014)%20e18237ef6d62ff9e5053f50a0cf3b24f.pdf
  7. XIV ежегодная международная конференция по ПОД/ФТ http://115fz.ru/voprosy-podft-arb-290416/
  8. Начоева Л.А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке http://unecon.ru/sites/default/files/dissnachoevala_05.10.2015.pdf

 

 



Все статьи автора «Миронова Алёна Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: