ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Борисова Наталья Ивановна1, Соловьева Анна Сергеевна2, Мещерякова Ирина Ивановна3
1Волгоградский государственный технический университет, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управление и развитие городского хозяйства и строительства
2Волгоградский государственный технический университет, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управление и развитие городского хозяйства и строительства
3Волгоградский государственный технический университет, магистрант кафедры управление и развитие городского хозяйства и строительства

Аннотация
Статья посвящена исследованию теоретических основ оценки инвестиционной привлекательности предприятий строительства и ЖКХ в современных условиях. Проанализировано понятие инвестиционной привлекательности, задачи и методы ее оценки. Рассматриваются факторы, подходы к повышению экономической и инвестиционной привлекательности предприятий. Предложены направления решения в привлечении инвестиций в предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Борисова Н.И., Соловьева А.С., Мещерякова И.И. Теоретические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятий строительства и ЖКХ в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/04/15895 (дата обращения: 18.03.2024).

В настоящее время строительные предприятия и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в РФ работают в режиме высокой конкуренции и ограниченности ресурсов. Поэтому необходимо оперативно реагировать на все изменения, происходящие во внешней политической и экономической среде своевременно усовершенствовать и грамотно управлять производством [1]. Развитие, которое можно проконтролировать – главный фактор успешности любой организации вне зависимости от ее организационно-правовой формы и поля деятельности. Для развития организациями необходимы инвестиции.

Инвестиции необходимы для получения наибольших выгод и прибылей от производства и , как следствие, содействуют решению ряда социально-экономических проблем. Необходимо отметить, что мировой экономический кризис и санкции, коснувшиеся России, значительно уменьшили размеры доступных инвестиций, а нужды в них со стороны отечественных строительных организаций достаточно велики [2]. Как результат, потенциальные инвесторы увеличили требования к предприятиям, которым необходимы инвестиции. Основным требованием для финансирования таких предприятий стал необходимый уровень инвестиционной привлекательности. Также необходимо обоснование и мотивация для инвесторов.

Руководители подавляющего большинства строительных предприятий и ЖКХ не понимают важность повышения инвестиционной привлекательности, не изучают факторы, которые оказывают на нее влияние, и не занимаются вопросами ее повышения. Благодаря этому, в научной литературе проблема оценки инвестиционной привлекательности в настоящее время недостаточно разработана и весьма актуальна.

Целью представленного исследования является рассмотрение сущности понятия инвестиционной привлекательности, способов ее оценки, определение направлений по ее повышению на предприятии.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1) проанализировать понятие инвестиционной привлекательности строительных предприятий;

2) изучить методы оценки и показатели инвестиционной привлекательности;

3) предложить направления повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства.

Тема исследования отображена в научных работах Д.А. Ендовицкого, М.Н. Крейниной, М.Ю. Беляковой, Э.И. Крылова, В.М. Власовой, В.И. Макарьевой, Е.Р. Орловой и др.

До сих пор в научной литературе нет единого мнения к определению понятия «инвестиционная привлекательность».

Инвестиционная привлекательность, отмечает М.Н. Крейнина, «зависит от всех показателей, характеризующих финансовое состояние…. Однако, если сузить проблему, инвесторов интересуют показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс акций и уровень дивидендов» [4].

«Инвестиционная привлекательность – получение доходов от вложения денег в ценные бумаги с минимальным риском» [5].

По мнению Э.И. Крылова, В.М. Власовой и М. Е. Егоровой, инвестиционная привлекательность – это экономическая категория, которая характеризуется всеми качествами финансового состояния. Учитывается финансовая устойчивость, коэффициенты ликвидности, рентабельности и деловой активности» [6].

По нашему мнению, наиболее оптимальным является практический подход к рассмотрению сущности инвестиционной привлекательности. Таким образом, мы предлагаем рассматривать инвестиционную привлекательность как комплекс параметров, по которым инвесторы могут судить о привлекательности объекта инвестирования с экономической точки зрения.

Инвестиционная привлекательность организации определяется размером доходов от вложенных инвестиций. Размер дохода, в свою очередь, зависит от различных рисков (невозврата капитала, недополучения дохода). Одной из главных целей инвестирования является обеспечение высокой прибыли в процессе использования вложенных материальных средств. В современных условиях предприятия могут в значительной степени управлять показателями доходности (например, за счет эффективности налогового планирования), а в разрезе процесса анализа можно достаточно полно исследовать потенциал его формирования в сопоставлении с изначально вложенным капиталом.

Каждому предприятию необходимо повышать уровень инвестиционной привлекательности, ставить необходимые задачи и находить пути их решения.

Среди факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность выделяют внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся конкретные результаты работы предприятия. Именно внутренние факторы являются объектом управления и к ним можно отнести:

- финансовое состояние предприятия, которое может быть оценено с использованием следующих критериев: показатели финансовой устойчивости, показатели ликвидности и платежеспособности, рентабельности, деловой активности;

- организационная структура предприятия также влияет на его инвестиционную привлекательность;

- уровень инновационной деятельности предприятия;

- степень дифференцированности производственной продукции.

В качестве внешних факторов выступают те, которые не являются результатом деятельности самого предприятия, а образуются во внешней среде. прежде всего это инвестиционная привлекательность территории, которая включает в себя уровень развития законодательной базы, коррупцию, человеческий потенциал, экономическую ситуацию в стране и регионе. Также сюда относятся:

  • наличие кадрового потенциала;
  • экологическая безопасность;
  • уровень развития инфраструктуры;
  • макроэкономические показатели.

В настоящее время в России реализуется более 6000 тысяч инвестиционных проектов в сфере строительства и транспортной инфраструктуры, которые находятся на различных стадиях [7].

На рисунке 1 представлена структура реализуемых инвестиционных проектов в строительной сфере.

На долю промышленного строительства приходится 57% всех инвестиционных проектов, гражданского строительства – 36% и в сфере транспортной инфраструктуры реализуется всего 7% инвестиционных проектов.


Рисунок 1. Инвестиционные проекты строительной сферы России

Все реализуемые проекты находятся на различных стадиях. Самая большая доля проектов приходится на стадию строительства (28%), доля приостановленных проектов также достаточно велика (24%). Стадию модернизации проходят всего лишь 7% из общего числа инвестиционных проектов (рис. 2).


Рисунок 2. Структура инвестиционных проектов строительной отрасли по стадиям

На рисунке 3 представлена структура инвестиционных проектов строительной сферы по территориальной принадлежности. Так, самое большое количество инвестиционных проектов реализуется в Центральном Федеральном округе, на втором месте Приволжский ФО и Северо-Западный на третьем.


Рисунок 3. Структура инвестиционных проектов строительной отрасли по округам

Инвестиционная привлекательность – это совокупность объективных и субъективных характеристик объекта инвестирования, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данную отрасль или предприятие.

На современном этапе сформировались следующие методы оценки инвестиционной привлекательности организаций:

1. Оценивают финансовую и хозяйственную стороны деятельности предприятия и его конкурентоспособность;

2. Оценивают потенциал инвестирования и все риски инвестирования;

3. Опирается на оценку стоимости предприятия.

При этому каждому из методов присущи как достоинства, так и недостатки. Помимо этого, пределы применения методов различны. Для того, чтобы инвестиционная привлекательность предприятия была более объективной, необходимо в расчетах использовать как можно большее количество методов для ее оценки [8].

Оценка инвестиционной привлекательности организации включает:

- характеристику технической базы предприятия;

- номенклатуру продукции, выпускаемой предприятием;

- максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленной планом номенклатуре и ассортимента, т. е. мощность производства;

- уровень монопольности предприятия, его место на рынке;

- характеристику системы управления;

- уставный фонд, суммирующийся из вкладов учредителей хозяйствующего субъекта для обеспечения его жизнедеятельности;

- структуру затрат на производство – совокупность затрат материальных средств и необходимого труда, показывающее стоимость производства продукции на конкретном предприятии;

- подсчет конечного финансового результата деятельности предприятия;

- оценку финансового состояния предприятия.

Основной характеристикой инвестиционного процесса является состояние его инвестиционной привлекательности. Необходимо оценить инвестиционную привлекательности предприятия с экономической стороны, опираясь на следующие задачи:

- уровень перспективности развития отрасли. Учитывают устойчивость предприятия к экономическому спаду, социальную значимость отрасли, обеспеченность собственными финансовыми ресурсами;

- уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятия;

- повышение экономических систем инвестиционной привлекательности и их социально-экономическое развитие.

Наличие инвестиционного ресурса – один из главных факторов инвестиционной привлекательности.

Для решения указанных задач на предприятии необходимо внедрять новейшие технологии производства, приобретать современное оборудование, отвечающие самым последним мировым стандартам, привлекать специалистов из других стран для перенимания опыта чтобы повысить качество продукции, искать новые пути выхода на торгоые площадки. Продукция должна удовлетворять конкретный спрос.

Процесс инвестирования в строительные предприятия и жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется:

- отсутствием конкуренции со стороны предприятий, которые являются получателями инвестиций;

- невысокой информационной прозрачностью;

- использованием публично не раскрытой служебной информации предприятия, которая в случае ее раскрытия, способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг предприятия.

Далее представлена таблица сравнения методик оценки инвестиционной привлекательности, использующихся в нашей стране и других странах [9]. Можно заметить, что основным фактором оценки служит оценивание системы управления. Оценка основана на теоретических исследованиях, учитывались состояние организации, эффективность ее менеджмента, контроль со стороны акционеров за управлением предприятием.

Таблица 1- Сравнительный анализ методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Название методики

Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи количественных показателей

Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи качественных показателей

Цель проведения анализа

1

2

3

4

1. Система комплексного экономического анализа МГУ им. М.В. Ломоносова (КЭА) Анализ использования производственных средств;

Анализ использования материальных ресурсов;

Анализ использования труда и заработной платы;

Анализ величины и структуры авансированного капитала;

Анализ себестоимости продукции;

Анализ оборачиваемости производственных средств;

Анализ объема, структуры и качества продукции;

Анализ прибыли и рентабельности продукции;

Анализ рентабельности хозяйственной деятельности;

анализ финансового состояния и платежеспособности

Анализ организационно-технического уровня, социальных, природных, внешнеэкономических условий производства Оценка эффективности деятельности предприятия
2. Методика Банка Франции Оценка деятельности;

Оценка кредитного дела;

Оценка платежеспособности

Оценка руководителей Оценка надежности предприятия как кредитополучателя
3. Методика Бундесбанка Оценка рентабельности окупаемости;

Оценка ликвидности

нет Оценка надежности предприятия как кредитополучателя
4. Методика Банка Англии Рыночный риск;

Прибыль;

Пассивы

Рыночный риск;

Бизнес;

Контроль;

Организация;

Управление

Оценка надежности коммерческого банка
5. Методика Федеральной резервной системы США Капитал, активы, доходность, ликвидность Менеджмент Оценка надежности коммерческого банка

Источник: Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 432 с.

Следует отметить, что ни одна методика в полной мере не раскрывает факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность.

Методика КЭА имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что она представляет наиболее полные и детальные указания анализа финансового состояния. Также сюда относятся финансовые показатели, которые направлены на оценку финансового состояния и эффективноти работы предприятия в целом.

При оценке инвестиционной привлекательности учитывается эффективность инвестиций, которую можно определить методами , отображающими соотношение затрат и прибыли инвестирования.

Методы оценки эффективности инвестиционной привлекательности по виду управляющих субъектов отражают:

  • экономическую эффективность, учитывающую интересы народного хозяйства и участвующих в реализации проектов отраслей;
  • коммерческую эффективность, как соотношение экономических затрат и результатов для проектов в целом и для конкретных вкладов отдельных участников;
  • бюджетную эффективность, которая показывает влияние проекта на уровень доходов и расходов бюджетов различных уровней.

Предприятия со средним уровнем инвестиционной привлекательности имеют активную маркетинговую политику, чтобы эффективно использовать имеющийся потенциал. Причем, если управление ориентировано на рост стоимости, то предприятие имеет стойкое положение на рынке. Если же факторы формирования стоимости не учитываются, то такие предприятия имеют низкую конкурентоспособность.

Предприятия с низким уровнем инвестиционной привлекательности не являются востребованными, так как вложенные инвестиции не приносят доход. Таким предприятиям необходимы изменения в системе управления, переориентация производства на удовлетворение потребностей рынка сбыта.

Потенциального инвестора заинтересует тенденция изменения динамики инвестиционной привлекательности предприятия. Знание тенденций означает готовность к любым затруднениям, способность принятия решений по стабилизации производства, использование момента роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов.

Стоит отметить, что в большинстве методик, посвященных оценке инвестиционной привлекательности предприятий, одним из главных факторов является оценка структуры управления рассматриваемого предприятия. Но, в тоже время, ни одна из существующих в настоящее время методик не предусматривает анализа всех причин и факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность.

В таблице 2 представлены факторы, на которые управление предприятием может оказывать непосредственное влияние [10].

Таблица 2 – Внутренние факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия

Наименование фактора

Характеристика фактора

1

2

Финансовые

Повышение эффективности использования основных и оборотных средств

Улучшение финансового состояния предприятия (ликвидности, финансовой стойкости и платежеспособности) Усовершенствование управления прибылью

Управление кредиторской задолженностью

Экономические

Повышение качества маркетинговых мероприятий Управление ценообразованием

Внедрение мониторинга цен на сырье и комплектующие Повышение эффективности производства за счет использования экологически безопасных технологий Управление качеством

Кадровые

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Повышение качества роботы управленческого персонала

Информационные

Разработка и внедрение прогрессивных информационных систем

Обеспечение доступности внутренней информации

Настройка каналов обмена внешней информацией

Деловой репутации

Разработка PR-стратегии

Создание надежного PR-ресурса  

Оценить инвестиционную привлекательность можно с помощью модели прогнозирования объема инвестиций в производство предприятия. С помощью данной модели можно проанализировать уровень и полученные инвестиционной привлекательности в зависимости от различных показателей. Сопоставив полученные значения и потребности предприятия можно наблюдать необходимость и направление дальнейших изменений.

Существует дифференцированный подход к повышению инвестиционной привлекательности – использование количественной оцени предприятий для оценивания их степени привлекательности для инвесторов [11, 12]. Чтобы сохранить привлекательность для инвестора предприятиям необходимо разработать общую стратегию управления инвестиционной привлекательностью, включающую:

  • анализ требований инвесторов;
  • мониторинг инвестиционной привлекательности;
  • визуализацию показателей инвестиционной привлекательности;
  • диагностику состояния предприятия [13].

В результате проведенного исследования напрашивается следующий вывод – основной метод повышения инвестиционной привлекательности предприятия – это создание инвестиционной стратегии предприятия. Целеустремленность и высокий уровень подготовки управленческого персонала способствует привлечению инвестиций даже в неблагоприятных инвестиционных условиях.


Библиографический список
  1. Степаненко Н.П. Оценка конкурентоспособности предприятия в системе тендерных торгов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015 № 2 (41). С. 182–184.
  2. Селютина Л.Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. №1. С. 9–10.
  3. Крейнина, М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. – М.: Инфра – М, 2004. – 196 с.
  4. Белякова, М.Ю. Факторы, влияющие на инвестиционную активность/М.Ю. Белякова // Справочник экономиста. – 2004. – №11. с.13-18
  5. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание/Д.А. Ендовицкий, В.А. Бабушкин, Н.А. Батурина и др.; под ред. Д.А. Ендовичцкого. – М.: КНОРУС, 2010. – 376 с.
  6. Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 192 с.
  7. Информационный портал «Инвестиционные проекты России»: [Электронный ресурс]. URL: http://investprojects.info.
  8. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий / Трясицина Н.Ю. // Экономический анализ. – 2006. – №18 – 5 с.
  9. Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 432 с.
  10. Кац А.Е. Пути повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 551-553.
  11. Нуриев Р.Р. Значение информации и системного подхода в проектировании и управлении строительством // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1. С. 135–137.
  12. Михеев А.В. Проблемы развития системы бизнес-инкубирования в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 26. С. 46–50.
  13. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71–72.


Все статьи автора «Соловьева Анна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: