В настоящее время в food-индустрии существует тенденция к частому использованию услуг по доставке продуктов на дом. Данная сфера актуализируется с каждым днем и все больше становится привлекательной для создания нового бизнеса. В связи с этим появляется интерес с точки зрения анализа данного рынка.
В качества объекта в данном исследовании рассматривается коммерческая организация в сфере услуг – «ТАТИм на дом» в городе Таганроге. Цель данной работы является проведение анализа макросреды и выявление факторов, оказывающих наиболее значимое воздействие на деятельность и положение организации в отрасли food-индустрии.
В начале исследования был проведен PEST-анализ (таблица 1).
Политические факторы | Влияние экономики |
|
|
Социокультурные тенденции | Технологические инновации |
|
Сервис по доставке продуктов на дом в нашей стране достаточно молодой, поэтому учет изменений, которые происходят во внешней среде очень важны для данной сферы. Помимо этого, рассматриваемая индустрия – питания, очень требовательна к себе, поэтому необходимо уделять большое внимание каждому фактору в совокупности. Рассмотрим каждый фактор более подробно.
При заказе потребительской корзины в подобном сервисе, не делая уклон на какую-то одну фирму, необходимо удостовериться в том, что пища соответствует нормам: правильного хранения, срокам годности. Так же фирма должна быть проверенная, быть на слуху, иметь определенные отзывы и соответствовать последним модным тенденциям. Сейчас очень модно быть здоровым и правильно питаться. Тем самым, данный сервис имея такие конкурентные преимущества, может не уступать аналоговым сервисам. Рассматривая технические инновации, необходимо сказать об универсальной системе платежей, которые не должна занимать много времени, как при формировании заказа, так и при доставке потребительской корзины. И в заключении переходя к экономической сфере, стоит отметить, что количество потенциальных клиентов может достаточно сократиться после кризисной обстановки в стране, особенно в регионах, где уровень дохода населения сильно отличается от крупных городов – миллионников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитию способствуют социально – культурные факторы, а препятствует экономические.
Для проведения отраслевого анализа были проанализированы основные экономические характеристики отрасли. Под отраслью будем понимать совокупность организаций, работающих в сфере питания: сервисы по доставке продуктов на дом с пошаговым рецептом, а так же рестораны и супермаркеты, предоставляющие аналоговую услугу. С точки зрения анализа отрасли рассмотрим отдельный сегмент, т.к. он имеет свои особенности с точки зрения инструментария и потребителей [1].
Рассмотрим выделенные направления отраслевого анализа.
1. Доминирующие экономические характеристики отрасли определяются путем:
Отрасль, как уже говорилось ранее, молодая, но несмотря на данную тенденцию сегмент только начинает набирать обороты. Конкуренция внутри сегмента не агрессивная, так как для того, чтобы успешно функционировать, необходимо занять свою нишу, иметь свои уникальные преимущества, и тем самым у каждой компании своя клиентская база. Первоначальные инвестиции не высокие и охватывают техническую и маркетинговую составляющую (затраты на: аренду, оборудование, маркетинг и логистику). В явном виде экономия на масштабе отсутствует, т.к. услуги носят индивидуальный характер и не стандартизированы [2].
Рассмотренные характеристики позволяют сделать вывод о том что, войти на рынок легко, но с точки зрения завоевания доверия и рынка работать достаточно сложно.
2. Определение основных движущих сил отрасли. Движущие силы представлены рядом факторов, изменения которых приводят к значительным изменениям самой отрасли. Рассмотрим наиболее весомые:
- Изменение в долговременной скорости роста: рост спроса в настоящее время достаточно устойчивый, в связи с чем новым игрокам приходится быть осторожными. Прежде чем вывести подобный сервис, необходимо проанализировать демографическую обстановку, где планируется открытие сервиса, а также проанализировать уровень жизни населения (делать опросные анкеты). Новые методы продвижения связаны с доставкой (скорость, новый транспорт, открытие удаленных сервисов).
- Если говорить о инновациях в продуктах, то внедрение новых товаров позволяет расширять клиентскую базу, дает новый импульс развитию отрасли и приводит к дифференциации товаров конкурирующих компаний. В качестве новых товаров выступают: новые услуги и расширение ассортимента блюд.
- Переходя к маркетинговым инновациям, следует отметить, что маркетинг – ключевое слово в food-Индустрии. Только благодаря ему, компания может сдвинутся с точки старта и динамично развиваться. Инновации: модернизация сайта, создание страниц в соц.сетях, участие в телешоу, кулинарных передачах, выпуск журналов.
- Изменение общественных ценностей и образа жизни. Нельзя отметать социальный фактор, который в наше время очень актуализирован погоней за модой и общественным мнением. Стиль жизни неким образом, формирует картину потребителя, который и является потенциальным клиентом.
По результатам используемых методик определены основные тенденции развития отрасли, а также выявлены социально – культурные факторы, которые способствуют развитию и экономические, которые препятствуют.
Библиографический список
- Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент // Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
- Новичкова Л. М. Инструменты стратегического анализа компании // Молодой ученый. — 2015. — №21.1. — С. 56-60.