АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПОД/ФТ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Одинцов Виталий Валентинович
Московский финансово-юридический университет МФЮА
магистрант

Аннотация
В статье излагаются основы финансового контроля деятельности коммерческих организаций, а также функционирования системы финансового мониторинга в России. Особое внимание уделено анализу проблем практической реализации кредитными организациями требований законодательных и нормативных документов о противодействии отмыванию (легализации) доходов и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ). Изложены основе проведенного анализа проблемных вопросов предложены направления развития национальной системы ПОД/ФТ.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Одинцов В.В. Актуальные проблемы российской системы ПОД/ФТ и направления их решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/11/16273 (дата обращения: 11.03.2024).

Введение

Финансовая безопасность является основой экономически безопасного развития любого государства, а также составляющей безопасности личности и общества.

Особенную актуальность финансовая безопасность в России приобретает в современных условиях беспрецедентного экономического давления (санкций) со стороны США и стран Запада. В данных условиях борьба с отмыванием (легализацией) незаконных доходов, и тем более с финансированием терроризма, имеет огромное значение для сохранения устойчивого экономического развития государства.

Злободневность рассматриваемой проблемы заключается и в том, что доходы, полученные от торговли вооружениями и наркотиками, от вымогательства, как и выручка от незаконного игорного бизнеса и деятельности финансовых пирамид, могут быть легализованы и юридическими, и физическими лицами через банки.

Поэтому своевременный и отвечающий высоким требованиям финансовый мониторинг коммерческих банков имеет чрезвычайно важное значение в функционировании системы ПОД/ФТ на внутригосударственном и международном уровнях.

Актуальные проблемы функционирования российской системы ПОД/ФТ

ПОД/ФТ – это система противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных незаконным путем, а также доходов, направляемых на финансирование терроризма. Она состоит из двух подсистем: финансового мониторинга и правоохранительного блока, которые существенно отличаются друг от друга по функциональному предназначению, составу правового регулирования и решаемым задачам.

Деятельность системы ПОД/ФТ Российской Федерации регулируется рядом законов, введенных в действие с момента включения России в систему ФАТФ (2001 г.). Основополагающим является Федеральный закон от 07.08.2001 года №115-ФЗ [1] «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» с последующими изменениями и дополнениями.

Функционирование национальной системы ПОД/ФТ с учетом организационно-функциональных особенностей ее элементов можно представить в следующем виде (рис. 1)


Рис. 1. Схема национальной системы ПОД/ФТ [6]

Современная экономическая наука подразумевает два уровня подсистемы финансового мониторинга (работы Начоевой Л.А., Золотарева Е.В., Прошунина В.В.) [9, 3, 10]. На первом уровне системы ПОД/ФТ находятся кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, некоммерческие организации. Все они, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают предупреждение угроз отмывания доходов и проведения сомнительных операций, которые могут иметь целью финансирование терроризма [9].
При этом уместно заметить, что в финансовом мониторинге особую роль играют кредитные организации (преимущественно коммерческие банки).

На втором уровне – финансово-надзорный блок, на который возлагается решение основных задач по первичному обнаружению подозрительных операций [11]. Правоохранительный блок действует как с целью пресечения преступлений и их профилактики, так и привлечения к судебной ответственности уже допустивших правонарушения.

В научных исследованиях деятельности системы государственного контроля в целом и финансового мониторинга в частности основное внимание уделено построению систем, предназначению и характеру функционирования составляющих элементов ПОД/ФТ. Традиционно (и заслуженно!) много внимания отводится законодательной базе, ее действенности и актуализации. Вместе с тем, по нашему мнению, в исследованиях недостаточно освещены проблемные вопросы организации и ведения финансового мониторинга. Актуальность и насущность данного направления, непосредственно влияющего на эффективность функционирования системы ПОД/ФТ, трудно переоценить.

С момента включения в международную систему ПОД/ФТ в России проведена большая работа по актуализации и развертыванию деятельности органов финансового мониторинга. Однако острота проблемы не снижается. Представляется, наиболее актуальными являются следующие проблемы.

1. Один из приоритетных вопросов – высокая сложность законодательной (нормативно-процессуальной) базы и громоздкость, неповоротливость аппарата по организации и ведению антилегализационной деятельности в коммерческих организациях. Положительным аргументом в данном направлении следует считать стремление контролирующих и законотворческих органов власти регулярно вносить коррективы и актуализировать нормативные акты в соответствии со складывающейся обстановкой в функционировании системы ПОД/ФТ и изменениями в международных нормах. При этом учитываются, в числе иных источников законотворческой инициативы, и обращения субъектов национальной антикоррупционной (антиотмывочной) системы по совершенствованию процессуальных процедур в ходе ведения финансового мониторинга. В это же время перечень законодательных актов и пояснений к ним постоянно увеличивается. Однако, известно, часто меняющаяся законодательная база не способствует стабильному, динамичному функционированию любой системы.

2. Также продолжают оставаться актуальными вопросы подготовки кадров для структур финансового мониторинга. Федеральной службой по финансовому мониторингу разработано Положение [2, 12], по которому ведется подготовка, дообучение и переквалификация сотрудников структур финансового мониторинга. Данное обстоятельство вносит положительную динамику в процесс подготовки/переподготовки кадров, способствует обмену опытом между сотрудниками различных структур по обеспечению эффективного функционирования системы ПОД/ФТ;

3. По-прежнему насущным остается вопрос функционирования системы внутреннего контроля в банках. Она предполагает такие направления, как совершенствование системы идентификации клиентов, мониторинг накоплений обмен данными о подозрительных операциях (включая предоставление сведений по запросу Росфинмониторинга) и операциях обязательного контроля. Речь идет также о хранении документов (содержание архивов), анализ и обмен данными о схемах отмывания денег в России. Положительным трендом в данном направлении видится организация и проведение на регулярной основе так называемых «круглых столов», семинаров по тематикам ПОД/ФТ, организованных и проводимых Росфинмониторингом совместно с Ассоциацией российских банков [13]. В ходе таких обучающих мероприятий рассматриваются, наряду с другими, особенности практики создания и функционирования системы внутреннего контроля кредитных организаций. Приоритетно рассматривается опыт разработки, внедрения правил и программ внутреннего контроля, взаимодействия ответственных сотрудников со структурными подразделениями кредитных организаций. В числе актуальных тем также – сотрудничество с обособленными структурными подразделениями кредитной организации, вопросы разделения клиентов на различные группы с точки зрения возможных рисков осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и пр.

5. Сохраняется несовершенство системы информационного обеспечения [4] государственных органов и организаций, участвующих в системе ПОД/ФТ. Одна из причин – разобщенность ведомственных информационных ресурсов, содержащих данные о деятельности органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

6. Не на должном уровне находится раскрываемость преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма [5, 6]. Представляется, что обусловлено это недостаточным уровнем профессиональной подготовки оперативных сотрудников, следователей и прокуроров по прогнозированию, обнаружению и раскрытию преступлений данного направлению, также по сбору, проверке и оценке доказательств. Такое положение – во многом следствие слабого взаимодействия между следственными подразделениями и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в процессе расследования уголовных дел рассматриваемой категории.

7. Нельзя не отметить отсутствие достаточного опыта судебного рассмотрения уголовных дел данной категории, что обусловлено, в частности, отсутствием необходимой специализации судей [7]. В этой связи отмечается также слабое информационное обеспечение деятельности судей и освещение судебной практики в различных административно-территориальных образованиях России.

Новые угрозы экономической безопасности Российской Федерации появились и продолжают оказывать существенное влияние на экономическую жизнь страны. Санкции США, государств Запада и их партнеров в отношении препятствования экспорту/импорту российских государственных и коммерческих предприятий и организаций (включая банковский сектор), вызваннх проведением активной внешней политики России. Вызванные санкциями изменения в географии движения финансовых потоков прибавляют работы и системе ПОД/ФТ. Так, приоритетами в работе органов Росфинмониторинга с 2015 года [8] стали следующие направления:

– противодействие хищению бюджетных средств. Вопросы эффективного использования бюджетных средств при реализации инвестиционных проектов и программ, в том числе связанных с импортозамещением товаров и технологий;

– организация контроля в сфере государственного оборонного заказа;

– обеспечение прозрачности финансовой системы и пресечение спекуляций на валютном рынке;

– противодействие теневому рынку и незаконному оттоку капиталов за рубеж.

В последнее время отмечается ускоренная «цифровизация» всех сторон жизни государства и общества. Специалисты и организации, потенциально имеющие возможность быть вовлеченными в противоправную легализационную деятельность, обладают набираются все больших знаний и компетенций в сфере функционирования финансовых институтов. Они хорошо осведомлены о возможностях высокотехнологичного инфо-коммуникационного оборудования. Это существенно усложняет процесс выявления случаев отмывания (легализации) доходов, добытых преступным путем, и финансированию терроризма, а также доведения до судебного рассмотрения фактов незаконной деятельности.

Направления решения проблемных вопросов функционирования системы ПОД/ФТ

Как было отмечено выше,
несмотря на предпринимаемые усилия, круг проблемных вопросов в системе ПОД/ФТ не сужается. Необходимость дальнейшей работы над ними, необходимость разработки конкретных решений и реализации их в повседневную практику осознается ключевыми участниками финансово-экономической сферы страны.

По нашему мнению, в ближайшей перспективе особую актуальность будут иметь следующие направления развития системы противодействия отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

– разработка понятийной, терминологической основы в сфере финансового мониторинга с целью конкретного формулирования, одинакового толкования и применения нормативно-законодательной базы, в том числе в судопроизводство;

– улучшение информационного обеспечения деятельности подсистем и уровней системы ПОД/ФТ;

– расширение площадок взаимодействия органов ведения финансового мониторинга целью обмена опытом, базами данных операционной деятельности банковского сектора, повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников;

– развитие судебного делопроизводства по итогам финансового мониторинга, организации взаимодействия судебных и финансовых органов с целью повышения раскрываемости выявленных нарушений.

Заключение

В настоящее время в России в основном создана и функционирует система, обеспечивающая комплексный контроль за соблюдением экономическими субъектами требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Однако новые угрозы экономической безопасности государства (в первую очередь, экономические санкции), инновации в российской экономике (импортозамещение, цифровизация и др.) предопределяют необходимость последовательного продолжения деятельности по дальнейшему совершенствованию механизмов и практик противодействия отмыванию денег.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс», справочная правовая система.
  2. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Гарант», справочная правовая система.
  3. Золотарев Е.В. Совершенствование системы противодействия легализации преступных доходов и механизмов контроля в кредитных организациях. Диссертация. М. 2014.
  4. Крамаренко В.Н. Применение биометрических методов распознавания личности в банковской сфере и направления повышения эффективности этих методов // Культура народов Причерноморья. 2013. № 260.
  5. Лебедева М.Е., Молова Л.А. Коммерческие банки как ведущее звено в системе противодействия легализации преступных доходов в Российской Федерации. Сборник V Международной научно-практической конференции «Архитектура финансов: стратегия взаимодействия финансового и реального секторов экономики», март 2014.
  6. Лебедева М.Е., Молова Л.А. Проблемы организации финансового мониторинга в российских коммерческих банках и инструменты их оптимизации // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №3.
  7. Лебедева М.Е., Молова Л.А. Анализ законодательной базы и эмпирических основ финансового мониторинга в банковской системе Российской Федерации // Финансы и бизнес. 2015. № 2.
  8. Методические материалы «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Магомедов Ш.М., Каратаев М.В., Москва 2017.
  9. Начоева Л. А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке. Диссертация. С.-П. – 2015.
  10. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) / М. М. Прошунин, М. А. Татчук. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014.
  11. Тилькова Д. Н. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 561-567. – URL https://moluch.ru/archive/132/37024/ (дата обращения: 06.11.2018).
  12. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу. URL: http://www.fedsfm.ru.
  13. Независимый интернет-холдинг, объединяющий сайты финансовой тематики. URL: http://www.banki.ru.


Все статьи автора «Одинцов Виталий Валентинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: