АНАЛИЗ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ НА ПРИМЕРЕ АО «УЗБЕКИТОН ТЕМИР ЙУЛЛАРИ»

Гуламов Абдулазиз Абдуллаевич
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта
кандидат экономических наук, доцент, проректор по работе с академическими лицеями и профессиональными колледжами

Аннотация
В статье рассматриваются процесс формирования инвестиций в железнодорожный транспорт на примере АО «УТЙ», а также экономическая оценка резервов инвестиций для обновления основных производственных фондов. Детально показаны виды инвестиций с высоким риском влияние на величину инвестиций в основные производственные фонды.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Гуламов А.А. Анализ способов оценки эффективности инвестиций в железнодорожный транспорт на примере АО «Узбекитон Темир Йуллари» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/01/15709 (дата обращения: 19.03.2024).

Важную роль в эффективности функционирования и развития экономики играют новые орудия труда и связанные с ним прогрессивные технологические процессы.

Обновляемость производства является объективным законом развития, отражающим диалектику расширенного воспроизводства и непрерывное совершенствование орудий труда.

В нашей стране была создана система определения экономической эффективности общественного производства. Она была рассчитана на планово-централизованный механизм управления экономикой. В рыночных отношениях кардинально изменились условия хозяйствования. Поэтому не случайно в 1994 году были опубликованы «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» [3]. На основе этого документа были разработаны методические рекомендации для железнодорожного транспорта.

Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики страны. Это доказано классиками экономики и практическим опытом развития хозяйствования, ведь транспорт является общим условием общественного производства. Тем не менее железнодорожный транспорт не получает необходимых инвестиций для расширенного воспроизводства и основным источником инвестиционного фонда ГАЖК «УТЙ» стал собственные средства и различные кредиты иностранных банков. Вследствие этого начал резко возрастать износ основных фондов и достиг предельной величины. Поэтому одной из важнейших задач экономической стратегии управления железными дорогами является обновление технических средств транспортного производства, ввод в эксплуатацию более совершенных орудий труда, обеспечивающих устойчивую безопасность движения поездов, улучшения качественных показателей использования подвижного состава, снижения уровня затрат на перевозку грузов и пассажиров, улучшение транспортного обслуживания пользователей транспортных услуг.

Проблема обоснование источников инвестиций для железнодорожного транспорта многогранна. Она включает комплексную оценку основные производственных фондов, создание инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, обоснование источников инвестиций и инноваций для обновление и развития основных фондов, правильную оценку экономической эффективности поступающих на железнодорожный транспорт инвестиции и другие.

Для обновления основных фондов железных дорог ежегодно требуется от 110-120 млрд. сум. Учитывая ограниченность в условии кризиса инвестиционных средств, требуется тщательное обоснование экономической эффективности инвестиционных программ и проектов развития железнодорожного транспорта [7, 8].

На наш взгляд, резервы инвестиций для обновления основных фондов железных дорог могут быть получены за счет:

1)                 Средств государственного бюджета (так называемая государственная поддержка). Железнодорожный транспорт в силу своих особенностей имеет господдержку во многих странах мира. Формы этой поддержки разные. Необходимо обосновать приемлемые формы инвестиционной поддержки для железнодорожного транспорта РУз.

2)                 Средств бюджетов региональных муниципальных органов. Хозяйствующие субъекты городов и территорий юридически, а экономически тем более обязаны выделять инвестиции для развития пригородных пассажирских перевозок и дотировать малодеятельных железнодорожных участков.

3)                 Собственной прибыли. Необходимо в тарифах на перевозку грузов предусмотреть инвестиционную составляющую для осуществления расширенного воспроизводства основных фондов и изменить принцип формирования доходов за грузовые перевозки.

4)                 Обоснованной амортизационной политикой. За счет продуманной переоценки основных фондов и оптимальных способов определения амортизационных отчислений можно получить значительные инвестиции для обновления техники железнодорожного транспорта.

5)                 Экономически обоснованных заемных средств.

Оценка эффективности инвестиций по указанным выше источникам будет разной. Для этого, на наш взгляд, технические решения необходимо сгруппировать в зависимости от источников получения инвестиций, хотя бы на две группы:

1)                 Программные, имеющие государственную поддержку и решаемые крупные экономические задачи (строительство новых железных дорог, обновление подвижного состава и т.д.);

2)                 Локальные, не имеющие государственную поддержку, решающие более мелкие задачи (удлинение на станциях приемоотправочных путей, замена средств СЦБ и связи на более современные и т.д.).

Исходя из целей влияния инвестиций, направляемых на обновление основных фондов, следует условно разделить их на следующие группы:

Рис. 1.  Схема направления инвестиций для развития основных фондов в зависимости влияния на уровень эксплуатационных расходов железных дорог

Инвестиции необходимо сгруппировать в зависимости от степени риска. В обосновании инвестиций с высоким риском необходимо детально показать влияние степени риска на величину инвестиций.

Поскольку железнодорожный транспорт оказывает большое влияние на формирование хозяйственных связей, то следует усилить обоснование общественной эффективности.

Таким образом, для оценки инвестиций важным вопросом является, в какой мере технические средства оказывают влияние на уровень эксплуатационных расходов и себестоимость перевозок железной дороги. Рассматривая этот вопрос следует признать, что основные фонды оказывают влияние на многие показатели производственно-финансовой деятельности железной дороги, которые имеют разную экономическую оценку.


Библиографический список
  1. Волков Б.А. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. – М.: Транспорт 1996.
  2. Кнуттон Р. Инвестиции и развитие железнодорожного транспорта // Железные дороги мира. 2001. №12
  3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбор для финансирования. – М.: Информэлектро, 1994.
  4. Болотин А. В. Инвестиции за счет кредитов и оценка эффективности. //Железнодорожный транспорт – №6, 1999. 22-26 стр.
  5. Ильин. О. А. Инвестиции и производственные мощности. М., 1987.
  6. Ковалев Ф. Ф. Финансовый анализ: Управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1985. -136с.
  7. Merganov A.M. Analyses of international practice of corporate governance in railway // Economics and innovations management. 2017. № 3. URL: http://ekonomika.snauka.ru/en/2017/03/14233
  8. Мерганов А.М., Осипов Н.Е., Каракулов Ф.З. Анализ международного опыта корпоративного управления в железнодорожном комплексе. Экономическое развитие регионов и приграничных территорий Евразийского экономического союза (ЕАЭС): материалы междунар. науч.- практ. конф. г. Брянск, 22 ноября 2016 г.: в 2 т.


Все статьи автора «Гуламов Абдулазиз Абдуллаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: