научный руководитель – к.э.н., доцент Попова Е. А.
Пензенский государственный университет
Переход к рыночной экономике сделал рынок более самостоятельным явлением, но как показывает практика, полное невмешательство государства приводит к нежелательным побочным эффектам – монополии, безработице, инфляции. США еще в 70е озаботились данной проблемой и вот уже на протяжении многих десятилетий успешно с ней справляются. Государство хоть и не диктует цены на внутреннем рынке, но активно участвует в их формировании. Такой подход должен послужить примером для остальных стран, которые все еще пытаются найти гармоничный баланс в отношениях между государством и рынком. Учитывая неопределенную экономическую ситуацию на мировой арене, исследование механизма формирования цен в США как никогда актуально для достижения стабильности и благополучия стран-участниц рыночных отношений.
Для начала стоит разъяснить, что же такое ценообразование. Суть этого явления заключается в формировании цены, используя различные методы.
В штатах насчитывается множество способов регулирования цен, которые можно разделить на две основные группы – прямое и косвенное. Прямое регулирование – заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в деятельность организаций. Косвенное регулирование – государство не устанавливает саму цену, а лишь создает условия для её изменения. Очевидно, что в странах с развитой рыночной экономикой используются главным образом косвенные методы, прямые встречаются в исключительных случаях. Существует несколько основных методов косвенного регулирования цен, которые используются в США:
- Рестриктивная(сдерживающая) кредитно-денежная политика – это меры центрального банка, ведущие к уменьшению номинального объема предложения денег (рост ставки рефинансирования и резервной нормы, продажа ценных бумаг коммерческим банкам на открытом рынке и т.д.).[1]
- Федеральная закупка товаров и услуг в экономической системе США так же именуется Федеральной контрактной системой (ФКС). Данная система обеспечивает производство товаров, необходимых для реализации государственных и муниципальных программ. Благодаря ФКС производятся товары и услуги, которые необходимы для общественных нужд: национальная оборона, социальная сфера. В некоторых сферах государство становится единственным покупателем. Подобная система закупок способствует развитию конкуренции на рынке и таким образом поддерживает цену на приемлемом для потребителей уровне. Также в рамках ФКС осуществляется стимулирование малого и среднего бизнеса, путем предоставления этой категории производителей определенных льгот. В качестве примера можно рассмотреть действия правительства в аграрном секторе. Государство приобретает сельскохозяйственную продукцию, произведенную американскими фермерами по фиксированным ценам, что дает производителям возможность покрыть затраты и выйти на минимальный уровень дохода. После покупки государственные органы реализуют товары по рыночным ценам, а Фермерские хозяйства как исполнители по госзакупкам, в рамках авансовых платежей получают дополнительную прибыль в виде разницы между ценой реализации и закупочной в случае превышения первой из них.
- Налоги. От размеров налогов напрямую зависят уровень и динамика цен, темпы инфляции. Цены на товары и налоги в США и ряде европейских странах взаимосвязаны. Таким образом, снижая налог, пропорционально уменьшается и цена на сумму налога.
Несмотря на то, что косвенное регулирование цен считается главным инструментом воздействия государства на рынок, до сих пор встречается прямое государственное регулирование. Подобный механизм установления цен применяется разве что в отраслях с высоким уровнем монополии, которые оказались под юрисдикцией антитрестовского управления. Администрации некоторых штатов даже могут вводить собственные тарифы на электроэнергию.
Если выделить общее и подвести итоги по всем направлениям, то можно сказать, что все они оказывают влияние на соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке и в конечном счете определяют уровень цен.
В доказательство того, что данные методы действуют, обратимся к статистике и основным экономическим показателям. В первую очередь посмотрим на динамику промышленного производства, изображенную на рисунке 1.
Рисунок 1 – динамика промышленного производства в период с 2006 по 2016 г.[2]
Как мы видим, ценовая политика благоприятно влияет на развитие промышленности, на графике мы видим рост данного показателя.
Удачная ценовая политика на внутреннем рынке положительно отразилась и на размерах номинального ВВП, что видно на рисунке 2.
Рисунок 2 – динамика номинального объема ВВП США в период с 2006 по 2016[3].
В данной работе были исследованы особенности государственного регулирования ценообразования США, приведены примеры из практики, показаны статистические данные, которые иллюстрируют экономический рост за последние десятилетие. Определена важность изучения методов ценообразования для развития экономической системы страны и в первую очередь как важно самому государству принимать участие в регулировании цен на внутреннем рынке.
[1] М.Б. ТУРКОВСКАЯ . ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. 2005
[2] Данные взяты с ресурса CIA World Factbook
[3] Данные взяты с ресурса CIA World Factbook
Библиографический список
- Турковская М.Б. Деньги, кредит, банки// Учебно-методический комплекс. -Челябинск: ЮУрГУ, 2005. – 538 с.
- CIA World Factbook. Ссылка на электроный доступ https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html
- Цены в США //США. Канада. Экономика –политика – культура. – 2011. – № 3. – С.53-64
- Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 423с.
- Государственное регулирование цен в зарубежных странах //Нефть России. – 2010. – № 11. – С.66-70.