РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пашкова Екатерина Паловна
Московский технологический университет (МИРЭА)
студентка магистратуры кафедры управление персоналом

Аннотация
В статье раскрыта социально-экономическая востребованность услуг дополнительного образования. Приведены аргументы и численные показатели.

Ключевые слова: ,


Библиографическая ссылка на статью:
Пашкова Е.П. Развитие сферы услуг дополнительного образования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/01/15656 (дата обращения: 12.03.2024).

Рынок образовательных услуг имеет большое количество учреждения среднего, высшего и дополнительного образования. Образовательные учреждения города Москвы имеют преимущество в высоком уровнем образования, наличии выдающихся школ, высоком уровнем подготовки кадров, наличии ведущих ВУЗов страны. Проявляются жителями высокие требования к качеству предоставляемого образования, выражают свою готовность инвестировать в свое образование и своих детей, что конечно служит основой успешной карьеры и имеет высокую окупаемость. Услуги такого рода являются доступными для всех, что характерно для учреждений образовательного типа в городе.

В городе Москва осуществляют деятельность более 5 800 учреждений различных форм собственности и уровней образования, в том числе 4 050 — подведомственных Департаменту образования города Москвы.  Деятельность по социализации детей и молодежи включает различные учреждения культуры, спорта, социальной защиты, молодежной политики. Отметим, что примерно четверть детей школьного возраста посещают дополнительные занятия по музыке, танца, художественные школы, творческие объединения, школы музыкальные и театральные, а так же различные секции.

Современная система начального и среднего образования позволяет получить хорошие знания и обеспечить высокий уровень подготовки школьников к ВУЗам, техникумам и колледжам. Большая часть выпускников устраивается на работу по специальности, 37 % выпускников поступают в государственные образовательные учреждения высшего и средне-профессионального образования.  Однако данные опроса школьников позволили выявить, что 47,8 % учащихся в течение года занимались с репетиторами либо проходили дополнительное обучение в различных кружках по предметам необходимым для сдачи экзаменов, причем каждый четвертый (24,9 %)  старшеклассник занимается с репетиторами как минимум по двум предметам (для сравнения: по результатам Мониторинга экономики образования в среднем по России в 2009 году с репетиторами занимались лишь 27,5 % учащихся). Желание подготовиться к единому государственному экзамену и  недостаточное качество преподавания некоторых предметов в школе стали причинами для посещения дополнительных занятий. Напомним, что результаты ЕГЭ оцениваются в первичных баллах, которые затем переводятся в тестовые оценки (от 0 до 100) по специальным шкалам пересчёта. Методика формирования шкал была утверждена Министерством Образования. Шкалы должны состоять из трех линейных участков. Например, шкалы по русскому языку, которая приведена на диаграмме 1 ниже. На первом участке, от 0 до 16 первичных баллов (в ЕГЭ по русскому таких баллов всего 57), идёт быстрый рост тестовых оценок. При этом происходит переход через пороговые значения в 24 балла (граница для получения аттестата) и 36 баллов (минимум для поступления в вуз). Первичные баллы в любом ЕГЭ не равнозначны по сложности, рост шкалы на первом участке сделан для того, чтобы выпускник, способный выполнить лишь самые легкие задания, получил минимальную тестовую оценку. Еще повышение спроса на услуги вызван тем, что  в современной системе образования делается дополнительный акцент на самостоятельное обучение. В электронном дневнике существует раздел “индивидуальные достижения”, вводится система ВПР, выявляющих уровень самостоятельной подготовки учащихся по различным предметам. Все это заставляет родителей, заинтересованных в получении их детьми уровня образования выше общешкольного среднего, искать альтернативные источники знаний.

Занятость в общеобразовательной системе города Москвы составила около 157 тысяч педагогических работников, в т. ч. 58 тысяч учителей. Примерно 60 % от общей численности числятся в школах, около 30 % — в дошкольных учреждениях, 10 % — в учреждениях дополнительного и профессионального образования. Недостаточная возможность развития инновационного потенциала системы образования обусловлена низкой динамикой обновления кадров. Так перевес по половому признаку имеет место быть — более 88 % педагогического состава и более 82 % руководителей образовательных учреждений являются женщинами. Учреждения среднего профессионального образования испытывают дефицит кадров, владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.

Итак, соответствует ли спрос и предложению на рынке дополнительного профессионального образования? Сто пятьдесят пять учреждений Департамента образования города Москвы (347 тыс. мест) входят с систему дополнительно образования города. Численность данных учреждений составляет более 600 тыс. обучающихся в школах. Однако, согласно данным исследований, более 50 % детей не посещают кружки и секции, другие виды дополнительных занятий.

Стоит отметить, что москвичи, которые неудовлетворенные образованием в школах по месту жительства, устраивают детей в школы в других районах либо  посещают учреждения дополнительного образования, нанимают репетиторов. Кроме этого, высокий уровень рождаемости в последние годы, усиление притока мигрантов обуславливают рост потребности населения столицы в образовательных услугах. Численность московских школьников к 2016 году увеличится почти на 18,5 % по сравнению с 2011 годом;

Оказание платных образовательных услуг населению имеет большую перспективу. В настоящее время данные услуги являются востребованными, но не развитыми в государственных учреждениях, подведомственных Департаменту образования. Таким образом, можно с уверенность сказать, что деятельность учреждений, занимающихся дополнительных образованием по профильным предметам имеет большую перспективу.


Библиографический список
  1. Обзор российского рынка образовательных услуг. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2–11586.html
  2. Газета «Ведомости». Рынок негосударственного высшего образования в Москве и Санкт-Петербурге. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vedomosti.ru/research/81


Все статьи автора «Гудчикова Екатерина Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: