С каждым годом реклама занимает больше места в культуре коммуницирования. А масштабы влияния рекламы на потребителя стали такими, что теперь реклама формирует мышление, образ и стиль жизни. Реклама формирует ценностные установки потребителей, а также является главным мотиватором для действий[1, с. 26].
Определить точно, как на рекламу отреагирует общество, не представляется возможным. Эффективность и отдача от рекламы всегда подсчитывается приблизительно. Для того чтобы определить реакцию на рекламу вводят два понятия: экономическую эффективность рекламы и эффективность психологического воздействия отдельных средств рекламы на сознание человека. Если с экономической эффективностью все предельно ясно, то необходимо понять что такое психологическая эффективность[2, с. 350].
Психологическая эффективность – это то, как подсознание человека отреагирует на трансляцию определенной информации, то, как картинка фиксируется в памяти. Причем психологическое воздействие имеет результат, если произойдет привлечение новых клиентов, которых принято называть потенциальные потребители. Можно сказать, что финансовый результат зависит от психологического воздействия на человека.
Многие компании в своей деятельности прибегают к психоанализу потребителей, пытаются предугадать их потребности. Психоанализ применяется для продажи товаров, услуг, а также для того, чтобы продвинуть кандидатов в депутаты или президенты.
Поведение потребителей – это сложная целенаправленная деятельность по выбору, покупке и использованию продуктов. Она направлена на удовлетворение потребностей и подвержена влиянию со стороны окружающей среды и индивидуальных различий потребителей.
Мотивы – это осознанные потребности, вербализованных, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы питаются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде труднообъяснимых влечений[3, с. 79].
В исследовании мотивов и проведении экспериментов многие аналитики выходят за рамки допустимого и не всегда изменения, которые следуют за исследованиями внутренних мотивов человека, имеют положительное значение для людей. В большинстве случаев многие процессы ведут к регрессу общества и не несут в себе полезной ценности.
Поскольку предпочтения формируются неосознанно, большая часть исследований направлена на области подсознания. По факту, посмотрев рекламу человек запоминает образ и в дальнейшем реагирует на на образы, которые в подсознании связаны с продуктом. Так знаменитая марка Tiffay&Ko, десятки лет назад, заставила миллионы девушек по всему миру считать, что предложение обязательно должно быть сделано с кольцом, ограненным бриллиантом.
Известно множество методов манипуляции массовым сознанием. Например, в журналах может быть применен метод дробления. Самая интересная информация разделена на несколько частей и раскидана по всему журналу, следовательно читателю приходится пролистывать весь выпуск, чтобы собрать всю информацию воедино.
Растущий с каждым годом такой феномен как реклама привлекает к себе все больше специалистов не только из сферы рекламы как таковой, но и из сфер социологии, психологии и сфер работы с подсознанием[4, с. 21].
Учет социально-психологических факторов потребителей благотворно влияет на рекламный процесс, позволяет установить диалог между производителем и потребителем, тем самым подтверждая, что является одним из основополагающих рекламной деятельности в целом.
Красиво преподнесенная картинка в рекламе влияет на запоминание товара и непосредственно самого производителя, отношение к компании.
Повышение эффективности рекламы, ее психологического воздействия является одной из актуальных задач, и здесь еще много неиспользованных резервов и возможностей, которые со временем будут задействованы.
Библиографический список
- Бикметов Е.Ю., Касимова Э.Р., Кузнецова Е.В., Рувенный И.Я. Референтный маркетинг как инновационная коммуникационная технология взаимодействия с потребителями // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 2 (31). С. 25-31.
- Амирханова Л.Р., Бикметов Е.Ю. Междисциплинарная концептуализация и методика экономической оценки доверия между субъектами рыночных отношений // Евразийский юридический журнал. 2017. № 1 (104). С. 349-352.
- Бикметов Е.Ю., Кузнецова Е.В. Проблема мотивации поведения аудитории в управлении социальной рекламой // Наука, образование и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 октября 2016 г., г. Екатеринбург). В 3 ч. Ч. 2. Екатеринбург: АЭТЕРНА, 2016. С. 78-80.
- Бикметов Е.Ю., Яппарова Д.И. Теоретические основы и методика внутрикорпоративного бренд-менеджмента // Человек, общество и культура в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород, 2017. С. 20-23.