ПОЧЕМУ СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИВЕДЕТ К УСИЛЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шамсутдинова Виктория Шамилевна
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Экономический факультет, магистратура 1 курс

Аннотация
Данная статья посвящена обзору процесса старения населения в Российской Федерации с учетом гендерной специфики. Систематизированы факторы, которые влияют на усиление гендерного неравенства в России. Проведенное исследование позволяет утверждать, что гендерное неравенство будет увеличиваться, что может негативно сказаться на развитии общества и скажется в следующих негативных последствиях: вырастут издержки благополучия и управления, снизится производительность труда, замедлится экономический рост.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Шамсутдинова В.Ш. Почему старение населения приведет к усилению гендерного неравенства в Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/06/16117 (дата обращения: 12.03.2024).

Сегодня в России наблюдается процесс старения населения, экономическое воздействие которого то усиливается, то ослабляется из-за  волновых колебаний, возникших в результате исторических потрясений прошлого. Спецификой российского старения населения является его «женское лицо», вызванное одним из самых больших разрывов в мире в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами в пользу последних.  Среди факторов, определяющих такую диспропорцию, исследователи называют злоупотребление мужчинами алкоголем, наркоманией, повышенный стресс и вредные профессии [5, с. 358; 8, с.217].

Международная неправительственная организация HelpAge International в процессе подготовки для второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения в Мадриде в апреле 2002 года представила серию кратких докладов[3, c.1-16], посвященных ключевым вопросам гендерной проблематики и старения. В этих докладах рассматривались ключевые вопросы для практиков и лиц, определяющих политику, в вопросах старения, гендерного равенства и развития, в правительстве, международных агентствах развития. Одним из важных выводов, озвученных в докладе, является тот факт, что существуют определенные общие основные потребности и проблемы для обоих полов, связанные со старением, однако  женщины и мужчины стареют по-разному, что проявляется не только на физическом и физиологическом уровнях, но и на эмоциональном и социальном. Также авторы докладов отмечали, что гендерные отношения и связанная с ними дискриминация влияют на жизненный путь женщин, и что немаловажно гендерная дискриминация и ее неблагоприятные последствия с возрастом не пропадают.

Проблему старения населения всегда важно рассматривать  с учетом гендерной специфики, а с учетом  того что в результате сложившихся демографических особенностей количество пожилых женщин в России уже сегодня в разы превышает количество мужчин третьего возраста и согласно прогнозам Росстата эта тенденция несмотря на все усилия государства не исчезнет (что показано на рисунке 1) – вопрос гендерного равенства стоит особо остро.

Рисунок 1. Численность мужского и женского населения России старше 60 лет. Составлено автором на основе среднего  прогноза Росстата о численности населения до 2050 года.

 

В зарубежной и отечественной  литературе можно найти большое количество работ, которые затрагивают тему влияния старения населения на гендерное равенство. Проанализировав,  на наш взгляд, наиболее важные работы, выводы которых применимы и для России, мы попытаемся систематизировать факторы, которые повлияют на усиление гендерного неравенства в России либо в ущерб мужчинам, либо в ущерб женщинам в зависимости от конкретного рассматриваемого фактора. Ведь как отмечают, Джон Кнодель и Мэри Бет Офстедаль  неверно, расценивать проблемы пожилых людей практически как проблемы исключительно пожилых женщин [4, с. 680]. Авторы исследования обращают внимание, что мужчины также могут столкнуться с маргинализацией в пожилом возрасте, в связи с устоявшейся в большинстве стран их социально определенной ролью кормильца и их статусом в обществе, который определяется через способность мужчин получать доход. Поэтому дискриминация, связанная со старением, возможна как для женщин, так и для мужчин.

В России  большинство населения (54 % согласно данным опроса 2017 года, проведенного ВЦИОМ [9]) связывают роль мужчины в семье именно с ролью кормильца, что показано на рисунке 2, поэтому вывод Кноделя и Офстедаля вполне соотносим с российской действительностью. В данном опросе стоит также обратить внимание на 2 момента. Во-первых, большинство мужчин ассоциирует себя с кормильцем – 64%, лишь 32 % опрошенных мужчин считает, что оба члена семьи должны  отвечать за семейный доход. Большинство женщин же (52 %), напротив, выступает за равные обязанности в части пополнения семейного бюджета. Это может означать, что в России большинство мужчин способствуют и поддерживают в обществе патриархальные стереотипы о своей роли в семье, в то время как большинство женщин не возлагает на них всецелую ответственность. Такое стремление мужчин можно объяснить их желанием поддержать свой статус в обществе. Во-вторых, если посмотреть на возрастной разрез проголосовавших за тот или иной вариант, то можно увидеть, что мужчины в молодом и пожилом возрасте склонны меньше ассоциировать себя с кормильцем, чем мужчины в трудоспособном возрасте. В молодом возрасте это связано с тем, что зачастую мужчины еще не вышли на рынок труда или их доходы малы в силу обстоятельств в виде учебы или небольшого опыта, в связи с чем мужчины менее склонны повышать свой статус в обществе и семье за счет финансового достатка. В пожилом возрасте снижение числа мужчин-респондентов, которые считают, что мужчина – не единственный кормилец в семье может быть связано снова с недостаточностью средств для содержания семьи – выход на пенсию означает для мужчины в большинстве случаев  резкое снижение доходов и снижение статуса. Данный вывод доказывает динамика субъективных оценок статуса в обществе в зависимости от возраста, представленная в работе Л.Косовой [15].  Согласно данной динамике и мужчины,  и женщины в России с возрастом ощущают более значимую потерю статуса в обществе.  Это означает, что в российском обществе с возрастом растет пессимизм в оценках своих позиций, что, безусловно, связано в том числе со снижением уровня доходов.  Таким образом, вышеприведенные данные подтверждают, что  мужчины также могут столкнуться с маргинализацией в пожилом возрасте.

 

Рисунок 2. Мнение населения о носителе статуса «кормильца» в семье. Составлено автором на основе данных ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3493 от 17 октября 2017 года. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116459

 

Рисунок 3. Мнение населения о носителе статуса «кормильца» в семье, ранжировка респондентов по возрасту. Составлено автором на основе данных ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3493 от 17 октября 2017 года. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116459

 

Таким образом, дискриминация, связанная со старением, возможна как для женщин, так и для мужчин, поэтому при систематизации факторов, которые повлияют на усиление гендерного неравенства в России, мы будем рассматривать как мужчин, так и женщин. Конечный же вывод, о том какой социальный пол будет наделен в пожилом возрасте большими правами и возможностями будет зависеть от совокупности всех указанных факторов и их влияния. Однако стоит отметить, что Кнодель и Офстедаль отмечают, что дискриминация по по полу и возрасту создаёт «двойную угрозу», в частности для женщин. Гендерное неравенство может влиять на доступ женщин к образованию, занятости, питанию, здравоохранению и другим социальным услугам на протяжении всей их жизни, и с возрастом  исправить последствия такого неравенства в целом становится все труднее, поскольку женщины становятся старше. Поэтому пожилым женщинам, может не хватать ресурсов, социальной поддержки или правовой защиты для доступа к равным возможностям и услугам, предоставляемым мужчин.

Первый фактор, который способен усугубить гендерное неравенство и связан со старением населения – это возрастающее одиночество у женщин пожилого возраста в связи с тем, что продолжительность жизни мужчин меньше, а значит, период времени с момента потери супруга до собственного ухода из жизни для женщин значителен. Почему именно для женщин? Потому что данные свидетельствуют, что женщин среди одиноких людей, например, в Москве больше, чем мужчин, в 2,9 раза [14, c.48]. Согласно исследованиям одиночество является морально кризисной ситуацией для любого человека и может спровоцировать социальную изоляцию и эксклюзию у пожилых людей, приведя к социальной неуспешности [2, с. 7]. Результаты опросов подтверждают, что наиболее одинокими  в обществе считаются именно пожилые люди [10]. Хотя здесь необходимо отметить, что россиянки меньше боятся одиночества и меньше стремятся к проживанию с младшими поколениями после потери супруга, «что может свидетельствовать, во-первых, о большей их приспосабливаемости к жизни в одиночестве (умение “обслуживать” себя, коммуникабельность, большая по сравнению с мужчинами средняя продолжительность жизни и др.), и, наоборот, о меньшей приспособленности мужчин к жизни в одиночестве» [14, с.48].

Проблема феминизации старения и роста женского одиночества в пожилом  возрасте стоит столь остро в контексте растущей дифференциации доходов. Согласно данным Калабихиной И.Е. пожилые одинокие женщины подвергаются наибольшему риску с социально-экономической точки зрения и среди малоимущего населения старше трудоспособного возраста 92,8 % составляют одинокие пожилые женщины [12, с.150].

Второй фактор, который мы рассмотрим, – это подход, который состоит в различном понимании  женской и мужской власти [6, с.223].  Согласно этому подходу – мужская власть сосредоточена в материальных средствах, то есть в статусе и богатстве, а женская власть – это красота, очарование и привлекательность. Как уже было показано, с возрастом в России статус мужчины может измениться в худшую сторону.  Что касается накопленного богатства – то оно с возрастом, вероятно, не изменится. Поэтому для женщин ситуация обстоит хуже – с возрастом они растрачивают социальный капитал и инструменты влияния на ситуацию, так как физические характеристики организма  оказываются менее устойчивы к течению времени, чем богатство и даже статус [13, с. 2].  Поэтому мужчины оказываются в более выигрышном положении, усиливается неравенство. Ситуация усугубляется и тем, что пытаясь скрыть последствия старения – женщины тратят свои ресурсы – деньги и драгоценное время на косметику, пластические операции и другое. Эти ресурсы оказывается вычтенными из возможного улучшения образования и карьеры женщины, притом, что согласно Докладу о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2015 женщины в принципе располагают в сутки меньшим количеством свободного времени [11].

Следующий фактор, который способен усугубить гендерное неравенство и связан со старением населения  – это различные карьерные траектории у женщин и мужчин, и разделение ряда профессий на «женские» и «мужские» с более высокой оплата труда  «мужских профессий».  Возраст усиливает данный фактор, например, через пенсионное обеспечение – мужчины, получая в трудоспособном возрасте большую заработную плату в связи с гендерным разрывом в оплате труда (который составляет 35-40 % [12, с. 149]) и не будучи вынуждены прерывать динамику карьерного роста на беременность и последующее воспитание детей, получают более высокие пенсии. Важно отметить, что согласно работе К.Г.Абазиевой и С.В.Долбиной [16]  женщины после 60 лет чаще мужчин прекращают трудовую деятельность после выхода на пенсию, и те сегменты экономики, где традиционно преобладали женщины – заполняются пожилыми мужчинами. Такая ситуация может ухудшить положение женщин, улучшив материальное положение мужчин. К тому же, З.А. Хоткина выявила следующую закономерность – если большинство безработных мужчин достаточно быстро находят новую работу, то основная масса женщин, вытесненных из общественного производства, теряет работу на долгое время.

Необходимость отказа от улучшения образования и развития у женщин в связи с  необходимостью воспитания детей и внуков, ведения домашнего хозяйства – также фактор, который в связи со старением населения усугубит гендерное неравенство. Ведь как известно старение населения способствует увеличению разрыва между бедными (менее образованными с худшим состоянием здоровья) и обеспеченными (более образованными, здоровыми и активными) поскольку различия в объемах сбережений и доходов между людьми с высокой и низкой квалификацией, как правило, увеличиваются с возрастом [1, с. 2].  Тут необходимо отметить, что адекватная и своевременная государственная политика может снизить потрясения от изменения возрастной структуры общества – возможно изменение институтов с целью снижения нагрузки женщин, лишенных в результате самореализации.

И еще один фактор, который будет рассмотрен – это состояние здоровья у пожилых людей. «Мужчины в меньшей степени склонны обращаться к врачам, в то время как женщины более чувствительны к своему здоровью, и предпочитают «перестраховываться», тем самым усиливая восприятие пожилой женщины как больной и нуждающейся в повышенном медицинском внимании» – считает Кац Ю.В. [13, с. 5].  Однако следует отметить численное превосходство женщин в состоянии инвалидности в возрасте старше трудоспособного по сравнению с мужчинами (см. рисунок 4).  Это говорит о том, что смертность среди пожилых мужчин наступает от заболеваний, которые  реже сопровождаются состояниями инвалидности, что благоприятно сказывается на возможностях самореализации мужчин в пожилом возрасте.

Рисунок 4.Наличие инвалидности у населения старше трудоспособного возраста по состоянию на 2015 год. Источник: составлено автором на основе данных Росстата

 

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что гендерное неравенство вероятнее всего будет увеличиваться в России, что может негативно сказаться на развитии общества, что скажется в следующих негативных последствиях: вырастут издержки благополучия и управления, снизится производительность труда, замедлится экономический рост. Однако при правильном развитии институтов гендерного равенства  (таких как законодательство, общественные нормы и структуры и организации), ориентированных в том числе на старение населения России – можно  избежать этих негативных последствий.


Библиографический список
  1. Bussolo M., Koettl J., Sinnott E. Golden Aging : Prospects for Healthy, Active, and Prosperous Aging in Europe and Central Asia. Washington, DC: World Bank. 2015. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/22018
  2. Gualandi E. Mobilizing all material and human resources / E. Gualandi // Europe and its elderly people. The policies of town and regions: a comparison. Working documents and conclusions. Siena. 14-16 October 1993. Council of Europe Press, 1994. Р. 7-8.
  3. Helpage International (2002). Gender and Ageing Briefs. Second World Assemblyon Ageing in Madrid in April 2002. pp. 1-16. Режим доступа: http://www.helpage.org/silo/files/gender-and-ageing-briefs.pdf
  4. Knodel, J., Ofstedal, M-B. (2003) Gender and Ageing in the Developing World: Where Are the Men? Population and Development Review 29: 677-698. Точка доступа: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1728-4457.2003.00677.x
  5. Lutz W. The demography of future global population aging: indicators, uncertainty, and educational composition // Population and Development Review. 2009. Vol. 35(2). pp. 357-365
  6. Powell J.L. Postmodernism versus Modernism: Rethinking Theoretical Tensions in Social Gerontology / J.L. Powell, Ch.F. Longino (Jr) // Journal of Aging and Identity. 2002. Vol. 7. № 4. Р. 218-230. Режим доступа: https://link.springer.com/article/10.1023/A:1020757420116
  7. Абазиева Камилла Григорьевна, Долбина Светлана Владимировна Гендерный разрыв в пенсионном возрасте: причины и последствия // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2014. №1 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-razryv-v-pensionnom-vozraste-prichiny-i-posledstviya
  8. Бухер С. Современные тенденции старения населения России // Вестник Российской академии наук.  2016. № 3. С. 215–223.
  9. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3493 от 17 октября 2017 года «Союз равных, или как устроена современная семья». Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3612
  10. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3581 от 15 февраля 2018 года «Одиночество, и как с ним бороться». Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116698
  11. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Россия в 2015: цели и приоритеты развития. М.: ПРООН, 2005. 87; Итоги пилотного выборочного обследования использования (бюджета) времени населением. ФСГС, М.: 2010.с. 10).
  12. Калабихина И.Е. Почему важно развивать институты гендерного равенства в России. Опубликовано в электронном журнале “Научные исследования экономического факультета” 2011. № 1. С.146-163. Режим доступа: https://archive.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x0c/x89/3209/file/2011_No_5_8_Kalabihina.pdf
  13. Кац Юлия Владимировна Стереотипизированная модель старения: гендерный аспект // Вестник СГТУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipizirovannaya-model-stareniya-gendernyy-aspekt
  14. Кондакова Н.И. Трудовая занятость пенсионеров Москвы / Н.И. Кондакова, Э.В. Иванкова // Социологические исследования. 2009. № 11. С. 47-50. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/382/857/1217/009Kondakova.pdf
  15. Косова Лариса. Гендерные различия процесса старения // Демоскоп. 2015. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0667/tema04.php
  16. Хоткина З.А. Гендерный подход к анализу труда и занятости / З.А. Хоткина // Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 353-377.


Все статьи автора «Шамсутдинова Виктория Шамилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: