МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЕ

Харь Екатерина Сергеевна1, Чупрова Анастасия Александровна1
1Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, студент 1 курса, кафедра Налогообложения, учета и экономической безопасности, факультет Экономическая безопасность

Аннотация
В данной статье рассматриваются пути, методы и способы осуществления финансовой безопасности в кредитно-денежной сфере. Актуальность этой темы обусловлена тем, что финансовая безопасность государства является гарантом его независимости, а условия стабильности жизнедеятельности общества характеризуются состоянием его экономики и защитой от угроз в сфере финансов. Сейчас, спустя несколько лет после экономического кризиса, произошедшего в 2008-2010 годах, интерес к данной проблеме только увеличивается. Особенно при экономической нестабильности в стране.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Харь Е.С., Чупрова А.А. Механизм осуществления финансовой безопасности в кредитно-денежной сфере // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/05/16006 (дата обращения: 11.03.2024).

В последние годы особое место отводилось системе уровней финансовой безопасности, к примеру, безопасность на макроэкономическом уровне, то есть обеспечение финансовой безопасности страны, безопасность предприятий разных сфер деятельности, или же финансовая безопасность отдельной личности. Эта одна из основных и актуальных проблем в современной экономике России. С одной стороны, понятна важность и нужна в осуществления финансовой безопасности, а с другой стороны, очень многие из ее сторон находятся за границами системного понимания и практической реализации. На сегодняшний день, когда против России установлены экономические санкции со стороны США и стран ЕЭС, акутальность проблемы возрастает. В трудных условиях, когда Россию пытаются вынести из списка важных участников мирового финансового рынка, о чем красноречиво свидетельствует возврат от формата «Большой восьмерки» к формату «Большой семерки», необходимо искать пути усиления стабильности отечественной экономики.

В Российской Федерации существует система органов, которые организуют и координируют финансовую безопасность в кредитно-денежной сфере. Со стороны законодательной ветви власти выступает Счетная палата РФ, которая подконтрольна Федеральному собранию.

В ее функции входит осуществление мониторинга, экспертно-аналитическая, информационная и другие функции.

Ее полномочия распространяются на государственные органы в стране, федеральные внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, организаций (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их ассоциаций контролируется Счетной палатой только в том случае, если вышеупомянутые органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют или управляют федеральным имуществом, а также при условии предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

В субъектах РФ существуют контрольно-счетные органы с аналогичными функциями Счетной палатой РФ.

Центральный банк РФ орган, выступающий со стороны исполнительной власти. Он подотчетен законодательной власти, а именно Государственной Думе. Совместно с Правительством ЦБ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики, а также обслуживает счета бюджетов и выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. ЦБ РФ играет не маловажную роль в координировании финансовой безопасности: его полномочия определены в сфере управления банковской системой и валютного регулирования. На него возложены функции контроля финансовых потоков, объема денежного оборота в стране, контроль за работой кредитных организаций и в сфере антимонопольного контроля. При выполнении этих полномочий ЦБ РФ использует как прямые (следование положениям и инструкциям), так и косвенные (установление ставок рефинансирования и редисконтирования) методы.


Рис. 1. Система органов, координирующих финансовую безопасность РФ в денежно-кредитной политике.

Важную и первоочередную роль в существовании финансовой системы играют Министерство финансов РФ и его местные органы. Задачи Минфина разнообразны: от проведения единой финансовой политики страны, до координирования деятельности в этой области других органов. В качестве основных задач Минфина можно выделить:

•    улучшение бюджетной системы

•    концентрация финансовых ресурсов в важных сферах социально-экономического развития

•    разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ

•    осуществление государственного финансового контроля

•    разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом

•    предоставление методологических указаний для бухгалтерского учета и отчетности, а также для аудита

В настоящее время в центральной системе Министерства действуют следующие подразделения: департамент бюджетной политики, департамент отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

Важным подразделением Министерства финансов РФ является Главное управление Федерального казначейства, которое отвечает за кассовое исполнение бюджета. В дополнение к Главному управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ в состав единой сконцентрированной системы органов федерального казначейства так же входят территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам, районам и районам в городах.

Неотъемлемой частью финансовой системы являются органы, которые обеспечивают проведение налоговой политики в стране. Примеры таких органов включают налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, которые контролируют выплату государственной пошлины и других сборов.

Налоговые органы являются единой системой мониторинга соблюдения налогового законодательства. Под их контролем должна быть выполнена правильность расчета, полнота и своевременность налогов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, а также контроль за соблюдением валютного законодательства.

Федеральные органы налоговой полиции занимаются выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечением безопасности деятельности налоговых органов, защитой от незаконных актов на сотрудников при исполнении служебных обязанностей.

Получение таможенных пошлин осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК России). Основными задачами ГТК являются обеспечения экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, организация таможенного дела.

Таким образом, важнейшим элементом экономической безопасности страны сейчас является финансовая безопасность, как условие самостоятельного осуществления финансово-экономической политики в соответствии с национальными интересами. А путями обеспечения финансовой безопасности в кредитно-денежной сфере и страны в целом является деятельность органов, координирующих осуществление финансовой безопасности РФ.

Финансовая безопасность оказывает значительное и решающее влияние на безопасность в других сферах жизнедеятельности общества, так как все виды безопасности имеют материальную основу и нуждаются в финансовой поддержке, без которой они не могут быть реализованы. Это обстоятельство говорит о всеохватывающем характере финансовой безопасности и важности ее законодательного регулирования как основного национального приоритета.


Библиографический список
  1. Бережной А.Р., Бережной Г.Р.  Денежно-кредитная политика в России // В сборнике: Результаты научных исследований: теория и практика. 2015. С. 9-15.
  2. В.В. Бочаров Финансы: учебник для ВУЗов/ Бочаров В.В. [и др.];под ред. В. Е. Леонтьева 2012. — Спб.: Питер, 2014. — 512с.
  3. Горюнов Е.Л., Дробышевский С.М., Трунин П.В. Денежно-кредитная политика банка России: стратегия и тактика // Вопросы экономики.  2015.  № 4. С. 53-85.
  4. Грачева, Е. Ю. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект) / Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова. – М.: Проспект, 2015. – 641 c.
  5. Ильин А. Ю.  Правовая доктрина финансового контроля / А. Ю. Ильин, М. А. Моисеенко // Финансовое право. — 2014. — № 4. — С. 14–23.


Все статьи автора «Stellaaptya55»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: