НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ШВЕЙЦАРИИ

Сергеева Кристина Александровна
Финансовый университет при Правительства РФ
студентка группы АУ3-1

Аннотация
В статье рассматривается национальная инновационная система Швейцарии. Освещаются ключевые факторы успеха швейцарских инноваций, в числе которых законодательная база, взаимосвязь крупного, среднего и малого бизнеса, а также источники финансирования. Также в статье речь идет об основных характеристиках инновационной деятельности на различных уровнях.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Сергеева К.А. Национальная инновационная система Швейцарии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/04/15937 (дата обращения: 11.03.2024).

Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна

Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва)

кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмент

Инновации являются решающим фактором в социальном и экономическом развитии страны, и успеха можно достигнуть только благодаря сложному взаимодействию самых разных элементов. Особенности политики в области высшего образования и исследований, степень предпринимательской свободы, уровень международной взаимосвязи являются главенствующими компонентами. Одной из лидирующих европейских стран в области инноваций является Швейцария – именно она с 2011 по 2016 занимает первое место по уровню развития инноваций согласно рейтингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, именно в этой стране находится самая большая экспериментальная установка в мире – Большой адронный коллайдер, именно эта страна лидирует по количеству патентных заявок – 873 заявки на миллион жителей. Кроме того, швейцарские университеты нередко появляются на первых местах в мировых рейтингах вузов – например, в 2016 году Цюрихская Высшая техническая школа была в Европе на 4 месте после Оксфорда, Кембриджа и Имперского колледжа Лондона [1]. Здесь на основе тесного сотрудничества вузов, органов власти, финансовых институтов и бизнеса развиваются научно-исследовательские и венчурно-внедренческие центры и технопарки по всей стране, которые и образуют национальную инновационную систему (НИС) Швейцарии.

На сегодняшний день Россия находится в отстающих позициях по сравнению со Швейцарией, хотя в последней стране отсутствуют такие обширные природные ресурсы, население меньше, и, казалось бы, вообще нет предпосылок к лидерству в мировых инновационных рейтингах. Россия последние несколько десятилетий занимается переходом от плановой экономики к рыночной, и пока не все институты внедрены и эффективно работают, в связи с чем во многих областях происходит адаптация иностранного опыта. Опыт Швейцарии, в ее стабильности и высоких доходах, несомненно, заслуживает внимания.

Существуют основные условия, позволяющие Швейцарии достигнуть высоких результатов в инновациях, среди них:

1. Фундаментальные права – согласно Закону «О гарантированной свободе исследований и преподавания» (Ст. 20 Федеральной конституции Швейцарии) [2], государство должно уважать и продвигать научную свободу индивидов и институтов в исследованиях.

2. Инфраструктура – в сравнении с другими странами, в Швейцарии высокоразвитая инфраструктура и высокий уровень модернизации. Обслуживание автомобилей, транспорт и услуги по предоставлению энергии соответствуют высочайшим стандартам и обеспечены бесперебойным предложением.

3. Свободный рынок – отличительная черта Швейцарии заключается в сравнительно невысоком уровне государственного регулирования и вмешательства в конкуренцию и частную инициативу, т.е. рынки труда, капитала, товаров и услуг руководствуются условиями высокой конкуренции [2].

4. Сильная защита интеллектуальной собственности – Швейцария является членом Европейской патентной организации, 90% швейцарских патентных заявок проверяются там на новизну и изобретательский уровень.

5. Налоговое окружение и климат для открытия нового бизнеса. Налоговая система Швейцарии находится в строгом ведении государства, налоги и налоговые ставки устанавливаются федеральным правительством, кантонами и муниципалитетами, что обеспечивает региональную и локальную дифференциацию налогового бремени, что является привлекательным для компаний особенно в области инноваций, поскольку такая система положительно влияет на затраты и возможность самофинансирования, когда речь заходит об инновациях.

Несмотря на низкую долю вмешательства и регулирования со стороны государства, в Швейцарии действуют различные законы, регулирующие инновационную деятельность. Так, на федеральном уровне ст. 64 Федеральной конституции гласит, что ключевой задаче федерального правительства является продвижение научно-исследовательской деятельности [3]. Ст. 63 Федеральной конституции гласит, что кантоны совместно ответственны за координацию и гарантию качества в швейцарских вузах [3].

Задача организации продвижения научно-исследовательской деятельности на федеральном уровне регулируется Федеральным законом «О продвижении НИОКР» (RIPA). В сочетании с Федеральным законом «О финансировании и координации сектора высшего образования в Швейцарии» (HedA), RIPA предоставляется ключевую законодательную базу для обеспечения оптимальной эффективности швейцарских НИОКР. RIPA определяется задачи, процедуры, ответственность бюджетных организаций, входящих в RIPA, Национальный научный фонд Швейцарии (SNSF) и Комиссию по технологиям и инновациям (CTI). Также этот закон определяет правила планирования, координации и обеспечения качества для Государственных федеральных исследований. Более того, RIPA создает законодательную базу по поддержке Швейцарского инновационного парка и согласовывает продвижение исследований в высоко затратных областях вместе с HedA.

Вышеупомянутый Федеральный закон «О Финансировании и координации сектора высшего образования в Швейцарии» гласит, что федеральной правительство вместе с кантонами ответственно за координацию, качество и конкурентоспособность швейцарских вузов, для чего HedA устанавливает базовые принципы политики высшего образования, а именно: обеспечение качества и аккредитация, регуляцию совместных органов, финансирование университетов и других высших учебных заведений, выделение грантов.

Финансирование регулируется Докладом о продвижении образования, исследований и инноваций (ERI Dispatch), которое представляется Федеральным комитетом Парламенту каждые четыре года. Этот доклад включает в себя политику и меры, регулирующие эти области, на основе него Парламент определяет параметры финансирования образования и НИОКР через 4-летний мандат.

На уровне кантонов также действуют законы о кантональных университетах, которые обеспечивают региональную и локальную дифференциацию и более качественное регулирование деятельности университетов.

Говоря о публичных органах власти, которые входят в инновационную систему Швейцарии, начать стоит с Федерального совета, которому подчиняется Совет по науке и инновациями Швейцарии, а также Федеральный департамент экономики, образования и исследований (EAER) и другие департаменты. Полностью структуру государственных органов, регулирующих НИОКР в Швейцарии, можно видеть на рисунке 1.


Рисунок 1. Структура подотчетности органов, регулирующих НИОКР в Швейцарии [4]

EAER обладает первичной ответственностью в области образования, исследований и науки, в него входят Государственный секретариат по образованию, исследования и инноваций (SERI), являющийся ответственным за вопросы в области образования на национальном и международном уровне. Область деятельности SERI распространяется на сотрудничество с кантонами в области финансирования и развития высшего образования, а также продвижение университетов кантонов и координацию политики в области НИОКР.

Федеральные институты технологии включают в себя Институт Пола Шеррера, Федеральный институт леса Швейцарии, Исследования снега и ландшафта, Федеральные лаборатории материалов, науки и технологии, Федеральный институт водных наук и технологий, их целевое назначение заключается в преподавании, исследовании и адаптации знаний. Совет Федеральных институтов технологии ответственен за стратегический менеджмент в области технологий и контроль за учреждениями, входящими в их состав.

Рекомендательным органом является Совет по науке и инновациями Швейцарии (SSIC), он обладает статусом внепарламентарного комитета. SSIC определяет уровень мер, предпринятых правительством на продвижение НИОКР, а также оценивает, насколько исследовательские органы соблюдают требования мандатов.

На уровне кантонов действуют органы, ответственные за образование. Десять университетов Швейцарии, находящихся в кантонах, подпадают под кантональную юрисдикцию, и политика кантонов является ключевым фактором в отдаче инноваций. По самым последним опубликованным данным, затраты на НИОКР в 2016 в Швейцарии составили 20,7 млрд. швейцарских франков, это примерно 3% от ВВП страны в том году [5], 41% от суммы был направлен на прикладные исследования, и по 30% было направлено на базовые и экспериментальные исследования.

Две трети затрат на НИОКР финансируются частным сектором, большей частью крупными корпорациями. Бизнес сектор, публичный сектор, университеты и другие страны – все включаются в финансирование и исполнение НИОКР, т.е. возможно финансировать НИОКР из Швейцарии и осуществлять за границей и наоборот. Университеты и компании также могут осуществлять НИОКР самостоятельно или предоставлять это внешним структурам.

Правительство Швейцарии и кантоны совместно финансировали около 25% национальных НИОКР в 2016 году, хотя само правительство выполняло исследования только на 1% из всех затрат на НИОКР. Из 5,4 млрд. государственных средств 4,2 млрд. были направлены в университеты, остаток был направлен в другие области [4]. Также правительство финансировало международные инструменты продвижения исследований и сотрудничество в размере 730 швейцарских франков, большую часть составили взносы за участие в международных программах и организациях, главными из которых были Базовые программы исследований, Европейское агентство космоса и Европейская организация ядерных исследований (CERN).

Университетские исследования 2016 году представили около 28% из всех затрат на НИОКР, при этом более 80% средств были предоставлены государственным сектором, 10% покрыты компаниями, зарегистрированными в Швейцарии [4].

Основная доля инноваций приходится на частный сектор – в 2016 году компании Швейцарии осуществили НИОКР на 12,8 млрд. швейцарских франков, 34% из этих средств были направлены на НИОКР в области фармацевтики и химической продукции [1].

Можно перечислить следующие характеристики выполнения НИОКР в частном секторе Швейцарии:

1. Несколько крупных корпораций, занятых в области фармацевтики, химической продукции, машиностроения и пищевой промышленности предпринимают большую долю усилий в области НИОКР: Хоффман-Ла Рош потратили 7 млрд. евро, Новартис – 6,9 млрд. евро и вошли в десятку мировых лидеров в области корпоративных НИОКР в 2013 году [6].

2. Сотрудничество между малыми, средними предприятиями и крупными корпорациями обладает большим значением, поскольку малые и средний бизнеса обеспечивает корпорации специфическими компонентами, что позволяет первым внедрять свою активность в области НИОКР в корпоративные цепочки и занимает ниши.

3. Компании в таких высоко затратных секторах, как ИКТ в первую очередь заинтересованы в прикладных НИОКР и в меньшей степени – в базовых исследованиях, как мы видим на рисунке 2.


Рисунок 2. Структура распределения инвестиций по видам исследований 2016, млн. швейцарских франков [4].

4. Малый и средний бизнес играют значительную роль, в гораздо большей степени, чем в других европейских странах. Их развитие является ключевым фактором в отдаче на инновации Швейцарии.

5. Широкое сочетание разномастных компаний отделяет Швейцарию от многих других стран и является несомненным благом, если говорить о достижениях в области инноваций.

Стоит также сказать, что большая часть частных компаний, инвестиции которых в НИОКР составляют львиную долю, являются международными игроками. Как мы видим на рисунке 3, заграничные филиалы, контролируемые швейцарскими компаниями, осуществили НИОКР на общую сумму 14,1 млрд. швейцарских франков в 2016 году, т.е. уровень интернационализации инноваций очень высок.


Рисунок 3. Распределение инвестиций Швейцарии по выполнению НИОКР внутри страны и за границей [7]

Еще одной частью национальной инновационной системы являются новые компании: в 2013 году в Швейцарии было 578 тыс. компаний, каждый год открывается около 12 тыс. новых фирм, 80% из которых заняты в сфере услуг, но только половина из них продолжает свою деятельность дольше пяти лет [8].

Около 35-45 спин-оффов и стартапов проходят аккредитацию в Институтах высоких технологий, главным образом, в высокотехнологичном секторе, и процент их выживание гораздо выше среднего.

Профессиональное управление и систематическое решение сложных ситуаций требуют основательно финансируемых научных знаний, которые в Швейцарии обеспечиваются Федеральным государственным исследованием, которое органы исполнительной власти либо осуществляют самостоятельно, либо поручают эту задачу университетам и частным компаниям.

Федеральное правительство управляет своими исследовательскими институтами, в связи с чем оно обладает ресурсами в области НИОКР и возможности в их выполнении. Среди федеральных органов, занятых в НИОКР, можно выделить Агроскоп – исследовательская лаборатория при Федеральном бюро сельского хозяйства и МетеоСвисс – национальный поставщик услуг, связанных с погодой и климатом.

Важнейшей частью инновационной системы Швейцарии является передача и адаптация знаний и технологий, цель которой в инициации и усилении инновационного процесса, предоставляя участникам возможность сфокусироваться на коммерческой составляющей созданного знания.

Законодательная база подчеркивает, что услуги и передача и адаптация знаний и технологий (KTT) входит в задачи Национальных институтов технологий Цюриха, университетов кантона и др., а также действуют офисы KTT при исследовательских институтах и других учебных заведениях, которые занимаются поиском специалистов в области различных проектов НИОКР внутри и вне своих учреждение.

Отдельного внимания заслуживает Инновационный парк Швейцарии, который является проектом, генерирующим доход. Парк направлен на обеспечение безопасности частных инвестиций в НИОКР, а также на долгосрочное усиление и динамизацию Швейцарии. Учрежден парк был 1 января 2016 года и разделен на две основные локации: по соседству с двумя Федеральными институтам технологии; а также с тремя филиалами в кантонах Аргау, Бил и в северо-западной Швейцарии.

Ключ к успеху любой страны заключается в широкомасштабных вложениях и слаженной рабочей системе, в которую включены как компании и государство как институты, так и высококвалифицированные специалисты, занятые на инновационно-ориентированных предприятиях [9].

Таким образом, национальная инновационная система Швейцарии представляет собой систему, в которой задействованы государство, университеты, малый и средний бизнес, крупные корпорации и финансовые институты.

Основой инновационной деятельности в рассматриваемой стране является законодательство, а именно: ст. 64 Федеральной конституции, ст. 63 Федеральной конституции, Федеральный закон «О продвижении НИОКР» (RIPA), Федеральный закон «О финансировании и координации сектора высшего образования в Швейцарии» (HedA). Главным государственным органом, регулирующим инновационную деятельность, является Федеральным департамент экономики, образования и исследований.

Частный сектор инноваций отличается следующими характеристиками: несколько крупных корпораций, являются основными игроками в области НИОКР, сотрудничество между малыми, средними предприятиями и крупными корпорациями обладает большим значением, компании в высоко затратных секторах заинтересованы в прикладных НИОКР, широкое сочетание разномастных компаний.

Кроме того, важную часть НИС Швейцарии представляют система адаптации знаний и технологий, а также все время появляющиеся спин-оффы и стартапы.


Библиографический список
  1. Д. Фаи. Почему Швейцария лидер инноваций? URL – https://www.swissinfo.ch/rus/business/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80-%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9/42376160
  2. Удальцова Н.Л., Кучерова М.С. Иинновационная активность России и Швейцарии: сравнительный анализ // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 5. – С. 59-64.
  3. Federal Constitution of the Swiss Confederation 101
  4. State Secretariat for Education, Research and Innovation. The Swiss Research and Innovation System Report. URL – https://www.sbfi.admin.ch/sbfi/en/home/topics/research-and-innovation-in-switzerland/forschung-und-innovation-in-der-schweiz-2016/das-schweizer-forschungs–und-innovationssystem–teil-a-.html
  5. World Bank databank. URL – https://data.worldbank.org/
  6. European Commision Annual Report for 2013. URL – https://ec.europa.eu/europeaid/…/annual-report-2013-eu-development-external-assistance-policies-implementation-in-2012_en.pdf&usg=AOvVaw2eVjq8RX3FGOd8s7uARwpC
  7. scienceindustries, Business Association Chemistry Pharma Biotech Report, 2016. URL – https://en.scienceindustries.ch/
  8. The CTI supports the energy revolution by funding innovation. Activity Report 2016. Bern: Commission for Technology and Innovation.
  9. Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 8. – С. 3-9.


Все статьи автора «Сергеева Кристина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: