Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна
Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)
кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмент
На сегодняшний день США является лидирующей страной по объему ВВП, как показано на рисунке 1. Последние 10 лет США являются лидером в объеме ВВП – с 14 трлн. долл. в 2007 до 18 трлн. долл. в 2016 году. Также США – одна из лидирующих стран по вложениям в НИОКР в проценте к ВВП. Хотя простому обывателю кажется, что инновации в этой стране инновации разрабатываются только в Силиконовой долине и R&D лабораториях, в США существует функционирующая национальная инновационная система, включающая в себя экономические, политические и другие социальная институты, влияющие на инновационную деятельность.
Рисунок 1. Динамика ВВП в США, Японии, Китае, Германии и Россия в 2007-2016 гг. (в млрд. долл.) [1]
Успех инноваций в любой стране можно рассмотреть с позиции треугольника успеха, одной из сторон которого является бизнес-среда, второй – торговля, налоги и регулирующая среда, а третьей – инновационная политика. Успех требует правильного сочетания всех трех сторон инновационного треугольника, и, как мы видим, большое значение здесь имеет участие и заинтересованность государства [2].
Россия сейчас только набирает обороты после официального перехода на рыночную экономику: как в инновациях, так и в других сферах. Многие сходятся во мнении, что отставание Российской Федерации по многим показателям от развитых стран в значительной степени происходит из-за неправильного государственного регулирования, в том числе и в области инноваций, в связи с чем изучение и способность перенимать и адаптировать опыт высокоразвитых стран – один из способов добиться успеха. О постоянном применении и разработке инноваций в США любят рассуждать многие: от обычных людей до ученых с различными степенями. Стоит разобраться, каким образом происходит государственное регулирование инновационной деятельности в данной стране.
Для того, чтобы лучше понять инновационную систему США, стоит рассмотреть исторические аспекты инноваций и инновационной политики.
В первые 125 лет своей независимости США не являлись глобальным техническим передовиком, это преимущество принадлежало европейским странам, в первую очередь, Великобритании и Германии [3].
С развитием индустриальной революции, основанной на стали, в 1890-х годах США вошли в ряды мировых лидеров, производя революционные инновационные продукты. Такие американские фирмы, как Дюпон, Форд, Дженерал Электрик, Дженерал Моторс, Кодак, Свифт, Стандард Ойл, стали глобальными лидерами благодаря величине масштабов этих предприятий, который крайне важен для инноваций. Еще одним фактором успеха являлось развитие бизнеса благодаря антитрестовскому закону Шермана 1890 г. и клейтоновскому антитрестовскому закону 1914 г., поскольку именно эти акты стимулировали конкуренцию, что, в свою очередь, заставляло фирмы заниматься инновациями. Так продолжалось до Второй мировой войны – по большей части промышленные инновации разрабатывались, в основном, изобретателями и частными компаниями [3].
Третий большой период, который можно выделить в истории инноваций США начался одновременно со Второй мировой войной. Ванневар Буш, руководитель Управления НИОКР во времена ВМВ, поспособствовал развитию инноваций на основе науки, а также увеличил влияние крупных компаний и федерального правительства на инновационную деятельность: стали создаваться централизованные корпоративные R&D лаборатории, которые направляли инновации преимущественно в промышленность – электронику, фармацевтику, ракетно-космический комплекс. Это сопровождалось значительным государственным финансированием национальных лабораторий и существенно увеличившимся финансирование университетских исследований. Этот подход позволил США выйти в лидеры в основные виды промышленности – от программного обеспечения до авиации и биотехнологий.
Администрация Кеннеди в 1963 году предложила Гражданскую промышленную технологическую программу, предлагающую сменить фокус НИОКР на оборону и исследование космоса, которая затем изменялась Джонсоном и Никсоном. Эти попытки государства поддержать коммерческие инновации не сопровождались ни стратегическим видением, ни миссией, и не были связаны с экономической политикой, в связи с чем не отличались успехом.
Система стала изменяться в 1970-х гг. благодаря вызовам Японии и Германии. Рецессия 1974 (крупнейшая со времен Великой депрессии) стала стимулом к серьезному государственному продвижению технологий, инноваций и конкуренции: Картер, Рейган, Буш первый вложили много усилий в разработку государственной политики регулирования инновационной деятельности, результатом которых стали: закон Стивенсона-Вайдлера, закон Бай-Дойля, Закон о передаче и продвижении национальных технологий, а также созданием программ, продвигающих инновации: инвестиционная компания для малых предприятий (SBIC), компания по расширению производства (MEP), соглашения о сотрудничестве по НИОКР (CRADAs). Эти усилия навели порядок в налоговых субсидиях НИОКР, а также снизили прибыль на вложенный капитал и корпоративные налоговые ставки. В результате к 1992 году, во время восхода Силиконовой долины и роста популярности Интернета такие компании как Эппл, Сиско, Интел, Майкрософт, Оракл, США удовлетворила вызов, по крайней мере, в отношении инноваций [3].
Следующий этап ознаменован потерей трети рабочих место в 2000-х годах и почти 100-миллиардному дефициту десятилетие спустя. Этот период продолжается до сих пор, во время которого Обама создал Национальную сеть промышленных инноваций, расширил налоговые субсидии для НИОКР, увеличил финансирование для Департамента энергии и других научных бюро.
Как мы видим, во всех этих периодах роль государства в инновациях то увеличивалась, то снижалась, но на сегодняшний день система государственного регулирования США, в том числе и в отношении инноваций, начинается с Конгресса, который одобряет или отклоняет законопроекты, а также с органов исполнительной власти, которые иногда провозглашают нормативно-правовые акты. Кроме того, Управление по информационным и нормативно-правовым делам при Административно-бюджетном управлении Белого дома также проводят проверку рассматриваемых нормативно-правовых актов, особенно высокозатратных. За последнее десятилетие государственное регулирование инноваций устрожилось, как в объеме, так и в количестве направлений. На сегодняшний день инновации, кроме общих нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области объектов интеллектуальной собственности, существует более двадцати законов и указов, определяющих процедуры трансфера и коммерциализации технологий, среди которых [4]:
- закон Бай-Дойля, 1980, предоставляющий высшим учебным заведениям, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансировании правительства;
- закон о технологических инновациях Стивенсона Уайдлера, 1980, предоставляющий широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли инноваций для коммерческих и государственных целей;
- закон о торговых марках, 1984, регулирует правовую охрану и передачу интеллектуальной собственности, созданной в организациях государственных форм собственности: этот закон устанавливает механизм сотрудничества между государственными лабораториями (GOGO) и лабораториями-подрядчиками (GOCO), в рамках которых первые выдают вторым лицензии на использование патентов, получая при этом роялти от использования результатов НИОКР;
- закон о развитии инноваций в малом бизнесе, 1982, ставший драйвером экономического роста за счет малого бизнеса;
- закон о национальных кооперативных исследованиях, 1984, уменьшивший антитрестовские барьеры и приведший к созданию сотен консорциумов, занимающихся НИОКР;
- закон о трансфере федеральных технологий, 1986, предоставивший вузам, государственным лабораториям, компаниям, органам местного самоуправления право заключать соглашения о сотрудничестве в НИОКР;
- всеобъемлющий Закон о торговле и конкуренции, 1988, закрепивший центры трансфера промышленных технологий как промежуточный институт сотрудничества государственного и частного секторов в области НИОКР.
Рисунок 2. Сравнение затрат на НИОКР в % от ВВП между Израилем, Японией, США, Китаем и Россией в 2006-2015 гг [1].
США поддерживает исследования, основываясь на двух главенствующих аспектах: поддержка стратегически направленных исследований (например, в области обороны и здравоохранения), которая чаще всего оказывается федеральным лабораториям, и поддержка базовых исследования через финансирование вузов. Правительство США в прошлом году выделило на поддержку примерно 140 млрд. долл. бюджетных ассигнований. Согласно рис. 2, последние десять лет затраты на НИОКР в процентном соотношении к ВВП составляли от 2,45 до 2,79 процентов, при этом показатель растет [5].
Штаты поддерживают система из 80-100 государственных лабораторий, крупнейшие из которых финансируются Министерствами обороны, энергетики и здравоохранения. Хотя Агентство по продвинутым оборонным исследованиям (DARPA) и Агентство по продвинутым энергетическим исследованиям (ARPA-E) не являются частью Национальной системы лабораторий, они сыграли важную роль в развитии передовых технологий, которые изначально предназначались для осуществления государственных целей, но со временем способствовали таким технологическим открытиям как Интернет, лазеры и т.д.
Университетские исследования поддерживаются некоторым количеством органов, включая Министерства обороны, здравоохранения и Национальный институт здравоохранения.
Важную роль в государственном регулировании инновационной деятельности США играет система передачи технологий. До 1980-х годов она не обладала таким значением, но с принятием Законов Стивенсона-Уайдлера и Бай-Дойля государство заняло позицию, согласно которой инновацию являются основным фактором экономического, экологического и социального благосостояния граждан, и были созданы организации, которые регулируют эту деятельность до сих пор: Администрация технологий, Министерство торговли, Национальный институт стандартов и технологий, а также организованы такие программы, как Программа по продвинутым технологиям, Программа по технологическому расширению Белерта-Рокфеллера.
В общем смысле, Соединенные Штаты не поддерживают НИОКР в бизнесе напрямую, если эти разработки не предполагают достижения государственных стратегических целей, особенно оборонного комплекса. Существует, однако, несколько направлений, по которым государство осуществляет поддержку инноваций в бизнесе. Например, в 1981 году Конгресс принял закон о налоговых субсидиях, согласно которому компании могут налоговую субсидию в размере 20% от увеличения затрат на инновации. Кроме того, была создана Программа по исследованиям в малом бизнесе, в рамках которой федеральные органы должны размещать малую долю бюджета на НИОКР для исследовательских проектов малого бизнеса.
Также для продвижения НИОКР в США организована система иммиграции высококвалифицированных кадров: существуют исследования, доказывающие, что иммигранты являются ключевыми фигурами в открытии новых компаний в США – 15-26% новых компаний в области высоких технологий были открыты иммигрантами, а согласно данным World Bank, США на шестом месте по легкости открытия бизнеса [6]. Кроме того, согласно данным World Bank, представленным на рис. 3, США занимает одно из лидирующих мест по количеству занятых в НИОКР последние десять лет – с 3782 чел. в 2006 до 4232 чел. в 2014. Это происходит благодаря программам, по которым кадры, занятые в инженерии и математике могут получить вид на жительство или временную рабочую визу за счет работодателя (H1b).
Рисунок 3. Динамика количества занятых в НИОКР в расчете на миллион населения в Японии, США, Германии, России и Китае.
Интересно, что США поощряет конкуренцию, основанную на концепции максимизации благосостояния потребителя, в связи с чем многие аспекты инновационной деятельности регулируются самим бизнесом или университетами, хотя слово закона в определении правоотношений в области НИОКР и интеллектуальной собственности играет довольно большую роль.
Во многом это происходит из-за того, что в США в 1950-х годах была сформирована система дисциплины менеджмента, кроме того, США являются лидерами по скорости адаптации ИКТ, поскольку очень часто инвестируют в иностранные компании [7]. Еще одним фактором самостоятельности инновационной деятельности является активное использование венчурного капитала Штаты являются пионерами в этой области и до сих пор остаются лидерами. Также, хотя фирма США обладают широким спектром возможностей в области финансирования, львиная доля предоставляется частным сектором, а государственное финансирование довольно лимитировано.
Рассматривая государственное регулирование инноваций в США не создается понимания, что существует скоординированная система, как, например, в Германии, Швеции, Финляндии [8]. Такое положение дел сформировалось, в основном, из-за уверенности американского правительства в том, что инновации должны быть в ведении рынка, а в обязанности государства входит поддержание так называемых “факторов входа”, как знания и образование.
Таким образом, в истории инновационной деятельности США можно выделить несколько этапов: первые 125 лет существования, когда инновации не играли такой важной роли, а лидерами в области НИОКР являлись Великобритания и Германия, период с начала индустриальной революции, когда были основаны такие фирмы как Дюпон, Форд, GM, GE, Кодак и т.д., период с начала Второй мировой войны, когда были организованы первые управления, отвечающие за НИОКР и инновации, период с 1970-х годов, одновременно с ростом участия Японии и Германии в разработке высокотехнологичной продукции и рецессией 1974 года послужили государственному продвижению технологий, и в 1980-х годах были приняты законы, отражающие государственную инновационную политику, и, наконец, последний период, ознаменованный кризисом занятости – этот период продолжается до сих пор.
В США существует более 20 нормативно-правовых актов, регулирующих передачу и коммерциализацию технологий, основными из которых являются: Закон Бай-Дойля (1980), закон о развитии инноваций в малом бизнесе, 1982, закон о национальных кооперативных исследованиях, 1984, закон о трансфере федеральных технологий, 1986, всеобъемлющий Закон о торговле и конкуренции, 1988.
В область регулирования инноваций входят государственные лаборатории, система передачи технологий, финансирование вузовских исследований и поощрение инноваций в бизнесе через налоговые субсидии, но единой системы государственного регулирования инновационной деятельности в США не сформировано в силу уверенности государства в том, что инновации – это дело рынка.
Библиографический список
- World Bank Databank. URL – http://data.worldbank.org/
- Удальцова Наталья Леонидовна, Пиримова Людмила Селимовна, Трубкина Яна Евгеньевна Современные проблемы национальной инновационной системы // КЭ. 2013. №6 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy (дата обращения: 28.03.2018).
- Robert D. Atkinson, Understanding the U.S. National Innovation System – The Information Technology & Innovation Foundation, 2014
- Justin Hicks and Robert D. Atkinson, “Eroding Our Foundation: Sequestration, R&D, Innovation and U.S. Economic Growth” (ITIF, September 2012), http://www2.itif.org/2012-eroding-foundation.pdf.
- Tim Day, When It Comes to Tech, It’s Regulation vs. Innovation – U.S. Chamber of Commerce. URL – https://www.uschamber.com/series/above-the-fold/when-it-comes-tech-it-s-regulation-vs-innovation
- David Hart, Sultan Aces, and Spencer Tracy, Jr., “High-tech Immigrant Entrepreneurship in the United States” (technical report, Small Business Administration, Washington, D.C., July 2009), http://www.sba.gov/advo/research/rs349tot.pdf .
- Peter Singer, “Federally Supported Innovations: 22 Examples of Major Technology Advances that Stem from Federal Research Support” (ITIF, February 2014), http://www2.itif.org/2014-federally-supported-innovations.pdf .
- Удальцова Наталья Леонидовна Национальный инновационный комплекс: основные тенденции организации и управления // УЭкС. 2016. №3 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-innovatsionnyy-kompleks-osnovnye-tendentsii-organizatsii-i-upravleniya (дата обращения: 28.03.2018).