Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна
Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)
кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмент
Сегодня Израиль является мировым примером того, что страна за небольшой срок может полностью сменить вектор своего развития и занять лидирующие позиции в области технологий, стартапов и инноваций.
Рассуждая о России и особенностях развития нашей страны, а также о факторах, которые влияют на отставание наших показателей от мировых, многие ученые пишут, что за 30 лет с момента официального перехода на рыночную экономику невозможно добиться результатов более впечатляющих, чем те, что мы имеем на сегодняшний день.
Пример Израиля является одним из доказательств того, что аргумент крайне спорный.
За недолгое время эта страна заняла лидирующее место в мире по концентрации стартапов на душу населения: в 2014 г. израильские стартап-компании установили рекорд привлечения средств, получив финансирование в 3,4 млрд. долл., а в 2015 г. рынок вырос еще на 30% с финансирование в 4,43 млрд. долл. [7]
Рисунок 1. Затраты на НИОКР в процентном соотношении к ВВП в Германии, Франции, Великобритании, России, США и Израиля в 2001-2015 гг. [7]
На рисунке 1 представлен график, позволяющий сравнить уровень затрат на НИОКР в таких развитых странах как Германия, Франция, Великобритания, США, с российскими и израильскими в процентном соотношении к ВВП. Мы видим, что в период с 2001 г. по 2015 г. затраты на инновационную деятельность в Израиле удерживаются на лидирующем месте с 3,87-4,41% от ВВП, в то время как Россия занимает последнее место по тому же показателю.
Стоит разобраться в том, как это вышло. Чаще всего развитие сектора НИОКР в Израиле делят на 3 этапа [4]:
1. 1969-1985 гг., когда начало создание сектора предпринимательства, способного заниматься НИОКР, был создан Офис главного ученого (1973 г.), на который возложили ответственность по разработке грантовых программ поддержки исследований и разработок в бизнесе. Этот орган и по сей день является главным звеном в стимулировании инновационной деятельности в Израиле. Кроме того, в этот период внедрили программу BIRD, благодаря которой военно-ориентированные разработки могут осуществляться в сотрудничестве с компаниями из США.
2. 1986-1992 гг., период, когда государственное регулирование инновационной деятельности в Израиле стало давать свои плоды: первые признаки венчурной активности, повышение популярности модели стартапов, а объем грантового финансирования увеличился на 66%. Именно в этот период стали организовывать технологические инкубаторы, опыт которых перенимает Россия сейчас.
3. 1993-2000 гг., ознаменованный реализацией государственной программы Yozma, функционировавшей в 1993-1998 гг., благодаря которой программы, нацеленные на появление инноваций в сфере сельского хозяйства, стали работать вместе с целевыми программами.
4. 2001 г. – настоящее время, самый длительный период, характеризующийся тем, что в секторе высоких технологий наблюдается спад, а на рынке венчурного капитала, наоборот, наблюдается подъем.
Известно, что до 70-х гг. Израиль следовал по пути экстенсивного роста. Результаты, которых добилась эта страна за 48 лет, впечатляют. Каковы же факторы успеха израильского государственного регулирования инноваций?
Первый фактор – это система образования: четверть работников обладают университетскими степенями, на 10 тыс. населения приходится 145 ученых, превосходя в этом показателе Японию и США с их 70 и 85 человеками соответственно [1]. Большинство школ являются технико-ориентированными, и эту тенденцию продолжает университет, одновременно предоставляя качественную фундаментальную подготовку и свободу выбора интересующих диспциплин – очевидно, что технические и инженерные кадры обладают большим весом в Израиле.
Второй основной фактор – постоянные военные действия, ведущиеся в Израиле, благодаря которым в этой стране очень развит ВПК [2]. На первом этапе развития огромную роль в направленности инноваций сыграло эмбарго на поставку вооружения и военных технологий из Франции, наложенное в 1970-х гг. Регулированием НИОКР с военной направленностью занимается программа RAFAEL, которая впервые стала разрабатывать ИТ для внедрения в военную технику.
Третий фактор успеха развития Израиля – это высокий уровень государственной поддержки технологической индустрии: именно государство инициировало создание технопарков (или технологических теплиц или инкубаторов).
Мы видим, что каждый из трех факторов инновационного прорыва Израиля базируется в большой степени на государственном регулировании и поддержке. В общем смысле, государственная поддержка НИР в промышленности Израиля осуществляется по трем способами: в виде субсидий (в случае, если проект удачный, получатель должен выплатить роялти государству), субсидии программы “START UP”, предоставляемые предприятиям или компаниям и осуществление финансирования организаций, содействующих развитию и внедрению промышленных проектов, основные из которых – технологические теплицы, ТНУФА, МАТИМОП.
Организуется финансирование НИОКР в Израиле также по трем направлениям: фундаментальные исследования, то есть выделение денежных средств 7 основным научным исследовательским институтам, национальному научному фонду ВАТАТ; стратегические исследования, за развитие которых отвечает Министерство науки, инициирующее различные комитеты по развитию научной базы; и прикладные исследования, которые проводятся как в НИУ (и коммерческие, и некоммерческие направления), и в больницах, и промышленности – причем около 55% государственного финансирования приходится как раз на прикладные исследования) [4].
Логично, что такое активное участие государства в инновационной деятельности регулируется законодательно.
Во-первых, основным законодательным актом, определяющим инвестиционную деятельность в Израиле, является Закон о поощрении капитальных вложений 1959 г., в котором большая роль отдана высоким технологиям и НИОКР. Согласно этому Закону, существует два типа поощрения НИОКР – гранты и автоматические налоговые льготы, и для их получения компания должна обладать товаром, считающимся конкурентоспособным на мировом рынке, достигать определенного размера инвестиций, обладать высокой добавленной стоимостью и быть зарегистрированной в Израиле [5].
Во-вторых, государственное регулирование осуществляется в соответствии с Законом о НИОКР 1984 г., регламентирующем механизм государственной поддержки промышленных НИОКР, т.е. система государственных грантов для осуществления инновационной деятельности в промышленности: как правило, они составляют 20-50% от одобренного бюджета. В случае успеха производитель выплачивает государству роялти по установленному в 1996 г. порядке: первые три года с начала продаж 3% доходов отчисляются государству, в следующие три года – 4%, с седьмого года и далее по 5% дохода каждый год.
Кроме того, для защиты инновационной деятельности и людей, которые ее осуществляют, существуют законодательные акты, регулирующие права интеллектуальной собственности и патентные права [9]. Права интеллектуальной собственности и законодательные акты в этой области были созданы по аналогии с законом Великобритании до 1948 г., а затем вносились поправки. Патентные права регулируются Законом о патентах 1967 г. Торговые знаки и правоотношения в этой области регулируются Указом о торговых знаках 1972 г. В 2005 г. был принят закон, позволяющий вывоз полезных изобретений за рубеж, что способствовало существенному притоку иностранных инвестиций.
На рисунке 1 представлены основные направления программ, инициированных и поддерживаемых Офисом главного ученого, которые охватывают всю инновационную деятельность страны: в рамках этих программ финансируются как стратапы, так и различные программы сотрудничества израильских фирм с ТНК.
Рисунок 1. Основные программы, инициированные Офисом главного ученого [6]
Отдельным блоком стоят военные центры и программы, такие, например, как RAFAEL – национальная лаборатория НИОКР при Министерстве обороны Израиля, которая изготавливает ракетное оружие, системы защиты бронетанковой техники, лазерные системы, дистанционно управляемые катеры, беспилотные летательные аппараты.
Регулируется инновационная деятельность, направленная на национальную оборону и безопасность Управлением оборонных исследований и разработок, называющаяся MAFAT.
Также интерес представляет программа Meimad, поскольку она родилась в результате сотрудничества Министерства обороны Израиля и Управлением главного ученого и направлена на продвижение компаний, разрабатывающих высокотехнологичную продукцию, способную принести как коммерческую пользу, так и пользу военным нуждам страны [5].
Источником прорывных сумм, задействованных в сделках, связанных с R&D (англ. Research and Development – аналог русского НИОКР), можно считать государственный фонд венчурного капитала, или фонд фондов, YOZMA, созданный в 1993 году и просуществовавший до 1997 года, внесший свой вклад в ускорение развития высоких технологий. Капитал фонда направлялся на 20% в стартапы напрямую, остальные 80% отправляли в венчурные фонды. Yozma использовали для капитализации других венчурных фондов, в число партнеров которых входили по одному израильскому, европейскому и американскому инвестору. В рамках программы фонд вкладывал сумму до 8 млн. долл., а иностранные партнеры делились управленческим опытом, а в случае успеха партнер мог выкупить долю соинвестора, но в случае неудачи деньги необходимо было возвращать. Таким образом, фонд фонда создавал международные связи.
Несмотря на огромные достижения Израиля в плане инновационного развития, на рынке страны сегодня наблюдаются некоторые проблемы [3]:
1. Чрезмерная экспортоориентированность, связанная с высокими продажами американским инвесторам, перемещением производства высокотехнологичной продукции за границу, в связи с которой падает занятость, а также с незаконченностью преобразований в законодательстве Израля, в котором некоторые области регулируются актами периода британского мандата.
2. Миграционные потоки, спрос на высококвалифицированные кадры полностью не удовлетворяется в связи с разрывом оплаты труда в Израле и развитыми странами.
3. Военные действия в Газе, которые вызывают сокращение иностранных инвестиций из-за всемироного движения “Бойкот, вывод инвестиций и санкции” [8]. Также это снижает израильские инвестиции в иностранные компании.
Таким образом, мы выяснили, что высокая результативность НИОКР Израиля базируется главным образом на эффективном государственном регулировании инноваций, его высокой доле финансирования.
Развитие существующей системы прошло четыре этапа 1969-1985 гг., начало создания инновационной системы Израиля, 1986-1992 гг. – начало венчурной активности, 1993-2000 гг. – привлечение международного сотрудничества, 2001 г. – настоящее время, спад НИОКР, но рост венчурного капитала.
На успех Израильской национальной инновационной системы повлияло четыре фактора, в которых государство также принимало активной участие – образование, военные действия, высокая доля государственных инвестиций в НИОКР.
Государство финансирует НИОКР по тремя способами – субсидии, субсидии стартапам, финансирование технологических пространств, и выделяются средства на три типа исследований: фундаментальные, стратегические и прикладные.
Регулирование инновационной деятельности в Израиле осуществляется посредством Закона о поощрении капитальных вложений 1959 г., Законом о НИОКР 1984 г., актами, регулирующими права интеллектуальной собственности и патентные права.
Несмотря на большое количество сильных сторон, некоторые из направлений государственного регулирования привели также и к негативным последствиям, среди которых чрезмерная экспортоориентированность, разрыв в оплате труда между израильскими компаниями и развитыми странами и, следовательно, отток квалифицированных кадров, и военные действия в Газе.
Библиографический список
- Высшее образование в Израиле как элемент инновационного развития, Н.В. Деревянко, История №2(18), 2012
- Ефимушкин С.Н., Сажаева Г.А. Инновационный путь развития экономики Израиля (мировой опыт) // Вопросы инновационной экономики. – 2016. – Том 6. – № 4. – С. 387-396. – doi: 10.18334/vinec.6.4.37094
- Марьясис Д.А. Государство и инновации: опыт Израиля // Инновации. 2016. №7 (213). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-innovatsii-opyt-izrailya (дата обращения: 21.03.2018).
- Отчет Роскоминвеста “Развитие инноваций в Израиле”, 2016. URL – https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwi8zOLv3P3ZAhVOiaYKHUkwAmUQFggsMAE&url=http%3A%2F%2Fwww.rosinfocominvest.ru%2Fupload%2Fiblock%2F419%2F419e406d2b01ce002862d7df0dbd121e.pdf&usg=AOvVaw17pqTPuGzTJvnwLc7OYYI4
- Фиговский О.Л. Инновационная система Израиля: уроки для России, URL: http://figovsky.com/files/1_Figovsky.pdf
- Фиговский О., Либин Э. Израиль и система поддержки инноваций на всех этапах развития – Нанотехнологическое общество России 2013. URL – http://www.rusnor.org/pubs/reviews/9687
- World Bank Open Data. URL – https://data.worldbank.org/
- Удальцова Наталья Леонидовна, Пиримова Людмила Селимовна, Трубкина Яна Евгеньевна Современные проблемы национальной инновационной системы // КЭ. 2013. №6 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy (дата обращения: 28.03.2018).
- Удальцова Наталья Леонидовна Национальный инновационный комплекс: основные тенденции организации и управления // УЭкС. 2016. №3 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-innovatsionnyy-kompleks-osnovnye-tendentsii-organizatsii-i-upravleniya (дата обращения: 28.03.2018).