Научный руководитель:Трофименко Е.Н., старший преподаватель кафедры управления персоналом, НИУ “БелГУ”
Человеческий капитал является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на экономический рост. В зависимости от качества человеческого капитала определяется уровень и темпы экономического развития страны. Современный этап развития России можно охарактеризоваться как период развития человеческого капитала, когда особую ценность приобретает информация и знания [1].
Современное общество стремится к постоянному развитию, что способствует созданию новых высокотехнологичных инновационных технологий. Достижение развития общества возможно по средства вложения ресурсов в человеческий капитал, уровень образования и повышения квалификации трудовых ресурсов [2].
Подходы к развитию человеческого капитала в каждой стране отличаются друг от друга, в зависимости от особенностей развития страны. В данной статье проведен анализ процессов накопления и использования человеческого капитала приграничных территорий России и Украины. Под термином человеческий капитал принято понимать совокупность образовательных и профессионально-квалификационных характеристик действующих работников, поскольку выполнение работником своих обязанностей основывается на имеющихся знаниях, умениях и навыках, полученных в результат образования, а также благодаря производственному опыту. В результате качество рабочей силы в значительной степени зависит от образования, профессии и квалификации, что в конечном итоге определяет экономический потенциал страны в целом.
Ситуация в сфере труда имеет тенденцию к изменениям, что влияет на человеческое развитие [3]. Например, за последние 5 лет особую актуальность для предприятий, работающих в сфере производства, приобрели знания. По статистическим данным экспертов ООН в 2017 году объем торговли наукоемкими товарами, услугами и финансами составил 13 трлн. долл. США, что в 1,3 раза превышает реализацию трудоемких товаров.
Развитие инновационных технологий стимулирует жителей трудоспособного возраста повышать свою квалификацию. Такая тенденция обусловлена тем, что квалифицированные сотрудники более востребованы на рынке труда[4].
Человеческий капитал является элементом конкурентной борьбы между участниками рынка труда. В рамках изучения значимости человеческого капитала, необходимо рассмотреть такое понятие как интеллектуальный потенциал. Интеллектуальный потенциал включает в себя образовательную, научную, кадровую, культурную и другие подсистемы. Другими словами к интеллектуальному потенциалу относятся патенты, лицензии, авторские права на изобретение или полезные модели как разновидность промышленной, интеллектуальной собственности. На формирование интеллектуального потенциала оказывает влияние образовательная система. Она позволяет обеспечить национальную безопасность и развить отрасль нового технологического уклада. В зависимости от степени развития науки в регионе формируется инновационный профиль региона.
В зависимости от качества рабочей силы или трудовых ресурсов в регионе формируется инновационная активность и как следствие уровень конкурентоспособности в данной области. Под высоким качеством трудовых ресурсов принято понимать уровень образования, квалификацию, физическое здоровье и другие характеристики работников.
Инновационный потенциал региона имеет тенденцию к постоянным изменениям, особенно это актуально для приграничных территорий. В связи с этим исследование проводилось на основании количественных и качественных характеристик территорий России и Украины за последнее десять лет. При проведении исследования акцент делался на изменения в системе образования, как одному из основных элементов при формировании человеческого капитала.
Все статистические данные для проведения исследования были взяты с информационных ресурсов. В Российской Федерации их публикует информационно-аналитическая система Федеральной службы государственной статистики Российской федерации. В Украине смежный аналитический анализ проводит Национальный статистический комитет Украины.
Человеческий капитал включает себя множество разноплановых показателей. К сожалению, при проведении исследования всех их учесть было не возможно. В связи с этим, за основу были взяты показатели уровня образования, профессии и квалификации, которые принято считать наиболее объективными при проведении исследований в области человеческого капитала. Дополнительно были проанализированы такие показатели как здравоохранение, миграция, рынок труда, время поиска работы, рождаемость и воспитание детей. Анализ именно этих показателей обусловлен тем, что они показывают наиболее важные тенденции в изменении уровня человеческого капитала. Так, например, образование и профессиональная переподготовка способствуют приросту объемов человеческого капитала. Если говорить об области здравоохранения, миграции и рынке труда, то эти показатели описывают изменение уровня цен на услуги. С точки зрения анализа показателей рождения и воспитания детей прогнозируется перспектива развития человеческого капитала в будущем. В развитии человеческого капитала наибольшие затраты идут на повышение уровня образования и профессиональную переподготовку. Актуальность вложения финансовых средств в обе системы обусловлена необходимостью соответствия профессиональным стандартам [5].
Разрабатывая программы по совершенствованию системы образования, особое внимание уделяется ее организации, нормативному регулирования финансирования и деятельности учебных заведений, взаимоотношениям между органами власти и т.д.
Исследование проводилось на основании статистических данных по шести регионам: Белгородской, Воронежской, Ростовской, Харьковской, Сумской и Черниговской областях.
Первый показатель, по которому проводился анализ – сопоставление численности российских и украинских студентов государственных образовательных организаций системы среднего профессионального образования (СПО) и образовательных организаций высшего профессионального образования (ВПО) (табл.1).
Таблица 1 – Динамика численности студентов России и Украины за период 2007 – 2017 гг., в расчете на 10 тыс. чел. Населения
Год |
Численность студентов СПО |
Численность студентов ВПО |
Отношение численности студентов ВПО к численности студентов СПО |
|||
Украина |
Россия |
Украина |
Россия |
Украина |
Россия |
|
2007 |
119 |
130 |
171 |
179 |
1,4 |
1,3 |
2011 |
145 |
145 |
236 |
231 |
1,6 |
1,5 |
2013 |
135 |
156 |
344 |
267 |
2,5 |
1,7 |
2015 |
129 |
169 |
305 |
287 |
2,5 |
1,6 |
2017 |
124 |
174 |
298 |
298 |
2,4 |
1,7 |
Анализ уровня образования показал, что в приграничных регионах Украины наблюдается тенденция к снижению численности студентов, как СПО, так и ВПО с 2011 года. Динамика обусловлена сложной социально-экономической и политической ситуацией в стране. В приграничных регионах России ситуация противоположная. Наблюдается тенденция к увеличению численности студентов СПО и ВПО. Динамика обусловлена рентабельностью развития интеллектуального потенциала среди молодежи в связи с повышением интереса к инновационным технологиям. Правительство России и анализируемых приграничных регионов способствует развитию инновационного потенциала, по средствам разработок и внедрения новых программ по созданию технологических новшеств. Так, например, Белгородская область является лидером по количеству образовательных учреждений, в которых разрабатываются и внедряются инновационные технологии. В регионе таких учреждений 9. Из них 7 находятся в Белгороде, 1 в Бирюче и 1 в Старом Осколе.
Рисунок 1 – Соотношение численности студентов ВПО к численности студентов СПО
На рисунке 1 наглядно видно, что на Украине между численностью студентов высших учебных заведений и численностью студентов средне-профессиональных образовательных учреждений наблюдается большой разрыв, что говорит о большом количестве специалистов с высшим профессиональным образованием и низким числом специалистов со средним специальным образованием. Недостаток рабочих специальностей может привести к серьезным социально-экономическим проблемам, т.к. на рынке труда будет большая часть невостребованных специалистов, которые будут находиться без работы. Превышение уровня спроса на специалистов приведет к застою в экономике, в связи с отсутствием сотрудников, которые смогли бы развивать предприятия. Похожая проблема существует и в приграничных регионах России. Разрыв между студентами ВПО и СПО значительно меньше, чем на Украине, однако все же остается достаточно высоким. Правительство регионов предпринимают различные меры, по привлечению абитуриентов получить среднее специальное образование. Большинство программ разработанных в данной области успешно реализуются и число студентов в средне специальных профессиональных учреждений ежегодно увеличивается.
Напряженная политическая ситуация между Россией и Украиной привела к снижению численности трудовых ресурсов регионов (рис.2).
Рисунок 2 – Динамика снижения численности трудовых ресурсов в приграничных регионах за 2007 – 2017 гг.
Согласно статистическим данным, опубликованным на официальных правительственных ресурсах, снижение численности трудовых ресурсов в приграничных регионах обусловлено снижением уровня рождаемости, депопуляции и старения населения.
В связи с низкой динамикой численности трудовых ресурсов в приграничных регионах будет наблюдаться низкий уровень инновационной активности и снижение уровня человеческого капитала в целом. Для предупреждения негативных последствий, связанных с низкий динамикой численности трудовых ресурсов, административному управлению приграничных регионов, необходимо, акцентировать внимание, на проведение политики, направленной на повышение семейных ценностей, что будет способствовать воспроизводству и формированию человеческого капитала.
Второй проблемой, связанной со снижением численности трудовых ресурсов в приграничных регионов является «утечка мозгов». Молодые и перспективные специалисты с инновационным мышлением не могут в полной мере реализоваться в приграничных регионах и мигрируют в более крупные города. В России основной поток мигрантов направлен на Москву, Санкт-Петербург и Московскую и Ленинградскую области.
Муниципальным управлениям приграничных регионов необходимо провести реорганизацию технологического перевооружения предприятий, что будет способствовать повышению производительности труда и повышению интереса молодых специалистов работать в организациях, применяющие высокие технологии производства. Необходимо проводить систематические изменения в экономической, технической и технологической оснащенности предприятий промышленности и сельского хозяйства.
Отрицательное влияние на развитие человеческого капитала оказали и экономические санкции против России. Так, например, до осложнения отношений между Россией и Украиной, Белгородская и Харьковская области тесно сотрудничали по вопросам развития инновационного потенциала. Систематически устраивались форумы и семинары, направленные на обмен опытом между представителями молодежи, заинтересованными в инновационном развитии своих регионов. С 2013 года совместных программ между Россией и Украиной по развитию человеческого капитала не проводится, что значительно замедляет рост инновационного потенциала в приграничных регионах.
Все вышеперечисленные негативные факторы развития человеческого капитала влияют и на уровень конкурентоспособности регионов.
Результаты проведенного исследования формируют информационную основу для разработки и реализации органами власти программ в области управления трудовыми ресурсами. Необходимо проводить систематические исследования, направленные на определение динамики развития человеческого капитала в приграничных территориях. Проведение систематического анализа позволит выявить проблемные места в приграничных регионах и разработать программы по их нейтрализации.
Библиографический список
- Человеческий капитал и социально-экономическое развитие регионов российско-украинского приграничья: коллективная монография/под ред. А.П. Катровского. Смоленск, 2016.
- Приоритетные направления развития регионов: инновации и предпринимательство/ коллективная монография / Москва, 2017.-252с.
- Земляк С.В/.Структуризация и сегментация пространства российско-украинского приграничья//Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 78-86.
- Киященко Л.Т. Качество трудовых ресурсов как фактора инвестиционного развития региона //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 2. С. 40-42
- Сивакова С.Ю. Качество трудовых ресурсов и инвестиционный потенциал приграничных регионов России и Украины//Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 5 (36). С. 30