ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ

Бабаева Виктория Закировна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация
Экономическому росту страны способствует развитие образовательного потенциала человеческого капитала. Одним из направлений внутренней политики страны является разработка программ по поддержке и развитию системы образования. Особую роль играет развитие человеческого капитала в приграничных регионах. В данной статье будет рассмотрена динамика развития взаимоотношений между приграничными регионами Украины и России.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Бабаева В.З. Образовательный потенциал человеческого капитала как фактор конкурентоспособности региона российско-украинского приграничья // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/03/15880 (дата обращения: 27.09.2024).

Научный руководитель:Трофименко Е.Н., старший преподаватель кафедры управления персоналом, НИУ “БелГУ”

Человеческий капитал является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на экономический рост. В зависимости от качества человеческого капитала определяется уровень и темпы экономического развития страны. Современный этап развития России можно охарактеризоваться как период развития человеческого капитала, когда особую ценность приобретает информация и знания [1].

Современное общество стремится к постоянному развитию, что способствует созданию новых высокотехнологичных инновационных технологий. Достижение развития общества возможно по средства вложения ресурсов в человеческий капитал, уровень образования и повышения квалификации трудовых ресурсов [2].

Подходы к развитию человеческого капитала в каждой стране отличаются друг от друга, в зависимости от особенностей развития страны. В данной статье проведен анализ процессов накопления и использования человеческого капитала приграничных территорий России и Украины. Под термином человеческий капитал принято понимать совокупность образовательных и профессионально-квалификационных характеристик действующих работников, поскольку выполнение работником своих обязанностей основывается на имеющихся знаниях, умениях и навыках, полученных в результат образования, а также благодаря производственному опыту. В результате качество рабочей силы в значительной степени зависит от образования, профессии и квалификации, что в конечном итоге определяет экономический потенциал страны в целом.

Ситуация в сфере труда имеет тенденцию к изменениям, что влияет на человеческое развитие [3]. Например, за последние 5 лет особую актуальность для предприятий, работающих в сфере производства, приобрели знания. По статистическим данным экспертов ООН в 2017 году объем торговли наукоемкими товарами, услугами и финансами составил 13 трлн. долл. США, что в 1,3 раза превышает реализацию трудоемких товаров.

Развитие инновационных технологий стимулирует жителей трудоспособного возраста повышать свою квалификацию. Такая тенденция обусловлена тем, что квалифицированные сотрудники более востребованы на рынке труда[4].

Человеческий капитал является элементом конкурентной борьбы между участниками рынка труда. В рамках изучения значимости человеческого капитала, необходимо рассмотреть такое понятие как интеллектуальный потенциал. Интеллектуальный потенциал включает в себя образовательную, научную, кадровую, культурную и другие подсистемы. Другими словами к интеллектуальному потенциалу относятся патенты, лицензии, авторские права на изобретение или полезные модели как разновидность промышленной, интеллектуальной собственности. На формирование интеллектуального потенциала оказывает влияние образовательная система. Она позволяет обеспечить национальную безопасность и развить отрасль нового технологического уклада. В зависимости от степени развития науки в регионе формируется инновационный профиль региона.

В зависимости от качества рабочей силы или трудовых ресурсов в регионе формируется инновационная активность и как следствие уровень конкурентоспособности в данной области. Под высоким качеством трудовых ресурсов принято понимать уровень образования, квалификацию, физическое здоровье и другие характеристики работников.

Инновационный потенциал региона имеет тенденцию к постоянным изменениям, особенно это актуально для приграничных территорий. В связи с этим исследование проводилось на основании количественных и качественных характеристик территорий России и Украины за последнее десять лет. При проведении исследования акцент делался на изменения в системе образования, как одному из основных элементов при формировании человеческого капитала.

Все статистические данные для проведения исследования были взяты с информационных ресурсов. В Российской Федерации их публикует информационно-аналитическая система Федеральной службы государственной статистики Российской федерации. В Украине смежный аналитический анализ проводит Национальный статистический комитет Украины.

Человеческий капитал включает себя множество разноплановых показателей. К сожалению, при проведении исследования всех их учесть было не возможно. В связи с этим, за основу были взяты показатели уровня образования, профессии и квалификации, которые принято считать наиболее объективными при проведении исследований в области человеческого капитала. Дополнительно были проанализированы такие показатели как здравоохранение, миграция, рынок труда, время поиска работы, рождаемость и воспитание детей. Анализ именно этих показателей обусловлен тем, что они показывают наиболее важные тенденции в изменении уровня человеческого капитала. Так, например, образование и профессиональная переподготовка способствуют приросту объемов человеческого капитала. Если говорить об области здравоохранения, миграции и рынке труда, то эти показатели описывают изменение уровня цен на услуги. С точки зрения анализа показателей рождения и воспитания детей прогнозируется перспектива развития человеческого капитала в будущем. В развитии человеческого капитала наибольшие затраты идут на повышение уровня образования и профессиональную переподготовку. Актуальность вложения финансовых средств в обе системы обусловлена необходимостью соответствия профессиональным стандартам [5].

Разрабатывая программы по совершенствованию системы образования, особое внимание уделяется ее организации, нормативному регулирования финансирования и деятельности учебных заведений, взаимоотношениям между органами власти и т.д.

Исследование проводилось на основании статистических данных по шести регионам: Белгородской, Воронежской, Ростовской, Харьковской, Сумской и Черниговской областях.

Первый показатель, по которому проводился анализ – сопоставление численности российских и украинских студентов государственных образовательных организаций системы среднего профессионального образования (СПО) и образовательных организаций высшего профессионального образования (ВПО) (табл.1).

Таблица 1 – Динамика численности студентов России и Украины за период 2007 – 2017 гг., в расчете на 10 тыс. чел. Населения

Год

Численность студентов СПО

Численность студентов ВПО

Отношение численности студентов ВПО к численности студентов СПО

Украина

Россия

Украина

Россия

Украина

Россия

2007

119

130

171

179

1,4

1,3

2011

145

145

236

231

1,6

1,5

2013

135

156

344

267

2,5

1,7

2015

129

169

305

287

2,5

1,6

2017

124

174

298

298

2,4

1,7

Анализ уровня образования показал, что в приграничных регионах Украины наблюдается тенденция к снижению численности студентов, как СПО, так и ВПО с 2011 года. Динамика обусловлена сложной социально-экономической и политической ситуацией в стране. В приграничных регионах России ситуация противоположная. Наблюдается тенденция к увеличению численности студентов СПО и ВПО. Динамика обусловлена рентабельностью развития интеллектуального потенциала среди молодежи в связи с повышением интереса к инновационным технологиям. Правительство России и анализируемых приграничных регионов способствует развитию инновационного потенциала, по средствам разработок и внедрения новых программ по созданию технологических новшеств. Так, например, Белгородская область является лидером по количеству образовательных учреждений, в которых разрабатываются и внедряются инновационные технологии. В регионе таких учреждений 9. Из них 7 находятся в Белгороде, 1 в Бирюче и 1 в Старом Осколе.


Рисунок 1 – Соотношение численности студентов ВПО к численности студентов СПО

На рисунке 1 наглядно видно, что на Украине между численностью студентов высших учебных заведений и численностью студентов средне-профессиональных образовательных учреждений наблюдается большой разрыв, что говорит о большом количестве специалистов с высшим профессиональным образованием и низким числом специалистов со средним специальным образованием. Недостаток рабочих специальностей может привести к серьезным социально-экономическим проблемам, т.к. на рынке труда будет большая часть невостребованных специалистов, которые будут находиться без работы. Превышение уровня спроса на специалистов приведет к застою в экономике, в связи с отсутствием сотрудников, которые смогли бы развивать предприятия. Похожая проблема существует и в приграничных регионах России. Разрыв между студентами ВПО и СПО значительно меньше, чем на Украине, однако все же остается достаточно высоким. Правительство регионов предпринимают различные меры, по привлечению абитуриентов получить среднее специальное образование. Большинство программ разработанных в данной области успешно реализуются и число студентов в средне специальных профессиональных учреждений ежегодно увеличивается.

Напряженная политическая ситуация между Россией и Украиной привела к снижению численности трудовых ресурсов регионов (рис.2).


Рисунок 2 – Динамика снижения численности трудовых ресурсов в приграничных регионах за 2007 – 2017 гг.

Согласно статистическим данным, опубликованным на официальных правительственных ресурсах, снижение численности трудовых ресурсов в приграничных регионах обусловлено снижением уровня рождаемости, депопуляции и старения населения.

В связи с низкой динамикой численности трудовых ресурсов в приграничных регионах будет наблюдаться низкий уровень инновационной активности и снижение уровня человеческого капитала в целом. Для предупреждения негативных последствий, связанных с низкий динамикой численности трудовых ресурсов, административному управлению приграничных регионов, необходимо, акцентировать внимание, на проведение политики, направленной на повышение семейных ценностей, что будет способствовать воспроизводству и формированию человеческого капитала.

Второй проблемой, связанной со снижением численности трудовых ресурсов в приграничных регионов является «утечка мозгов». Молодые и перспективные специалисты с инновационным мышлением не могут в полной мере реализоваться в приграничных регионах и мигрируют в более крупные города. В России основной поток мигрантов направлен на Москву, Санкт-Петербург и Московскую и Ленинградскую области.

Муниципальным управлениям приграничных регионов необходимо провести реорганизацию технологического перевооружения предприятий, что будет способствовать повышению производительности труда и повышению интереса молодых специалистов работать в организациях, применяющие высокие технологии производства. Необходимо проводить систематические изменения в экономической, технической и технологической оснащенности предприятий промышленности и сельского хозяйства.

Отрицательное влияние на развитие человеческого капитала оказали и экономические санкции против России. Так, например, до осложнения отношений между Россией и Украиной, Белгородская и Харьковская области тесно сотрудничали по вопросам развития инновационного потенциала. Систематически устраивались форумы и семинары, направленные на обмен опытом между представителями молодежи, заинтересованными в инновационном развитии своих регионов. С 2013 года совместных программ между Россией и Украиной по развитию человеческого капитала не проводится, что значительно замедляет рост инновационного потенциала в приграничных регионах.

Все вышеперечисленные негативные факторы развития человеческого капитала влияют и на уровень конкурентоспособности регионов.

Результаты проведенного исследования формируют информационную основу для разработки и реализации органами власти программ в области управления трудовыми ресурсами. Необходимо проводить систематические исследования, направленные на определение динамики развития человеческого капитала в приграничных территориях. Проведение систематического анализа позволит выявить проблемные места в приграничных регионах и разработать программы по их нейтрализации.


Библиографический список
  1. Человеческий капитал и социально-экономическое развитие регионов российско-украинского приграничья: коллективная монография/под ред. А.П. Катровского. Смоленск, 2016.
  2. Приоритетные направления развития регионов: инновации и предпринимательство/ коллективная монография / Москва, 2017.-252с.
  3. Земляк С.В/.Структуризация и сегментация пространства российско-украинского приграничья//Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 78-86.
  4. Киященко Л.Т. Качество трудовых ресурсов как фактора инвестиционного развития региона //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 2. С. 40-42
  5. Сивакова С.Ю. Качество трудовых ресурсов и инвестиционный потенциал приграничных регионов России и Украины//Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 5 (36). С. 30


Все статьи автора «Бабаева Виктория Закировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: