В настоящее время российские высшие учебные заведения в большом количестве выпускают специалистов в области управления, но по-прежнему страна испытывает недостаток в управленческих кадрах. Этот недостаток просматривается не в количестве выпускаемых специалистов, а в качестве образования, полученного ими в ходе обучения.
На данный момент система подготовки управленческих кадров в России находится на стадии модернизации. Необычной чертой подготовки управленческих кадров в высших учебных заведениях является то, что ВУЗы выпускают в большей степени общих менеджеров, нежели управленцев для определенных отраслей [1, с.25].В 80-х годах, менеджеров массово готовили для торговли, промышленности и так далее [2, с.187].
Менеджмент традиционно считается направлением, которое относится к экономическому блоку, поэтому образовательные программы по направлению 5.38.03.02. «Менеджмент» базируются на экономических дисциплинах. Также при подготовке менеджеров, активно применяются социальная психология и педагогика. Долядисциплин, в которых излагается современная наука управления, не превышает 50%. Все это снижает результативность подготовки управленческих кадров. Данную проблему частично решает дополнительное образование. На данный момент в России существует Президентская программа по подготовке управленческих кадров. При отборе слушатели должны представить свой проект и реализовать его. В период обучения слушатели могут пройти бесплатную стажировку за рубежом, после которой у них будет больше возможностей устроиться на работу по специальности [3, с.1].
Хотелось бы отметить, что проблемаподготовки управленческих кадров актуальная, имеющая много вопросов для исследования[4, с.56]. Регулярно происходят какие-либо новации по обучению управленческих кадров, но этого не достаточно, чтобы понять хватает ли этого что бы управлять людьми в новой цифровой экономике [5, с.88]. Поэтому в данной статье предлагаются результаты проведенного исследования качества подготовки управленческих кадров в Калужском государственном университете им. К.Э.Циолковского (КГУ), которое было оценено на основе опроса выпускников по направлению 5.38.03.02. «Менеджмент».
Респондентами являлись выпускники КГУ им. К.Э. Циолковского, проходившие обучение в разные годы. Из числа опрошенных респондентов 65% закончили бакалавриат и 35% магистратуру. В рамках проведенного опроса выяснено, что по оценке выпускников, обучение студентов по направлению 5.38.04.02 «Менеджмент» успешно преподается в КГУ, респонденты рекомендуют поступать в КГУ.
Исходя из результатов опроса,только 50% респондентовцеленаправленно пошли в ВУЗ получать высшее образование в управленческой сфере. Малая часть респондентов (менее 10%) ответили, что их заставили родители. Многие из них осознают, что образование нужно им в большей степени, нежели родителям. Также из результатов опроса выяснено, что респонденты, которые имеют опыт работы более 3-х лет в управленческой сфере, хотят дальше продолжать свое образование, для подтверждения своего первоначального образования или повышения квалификации. По мнению респондентовв КГУ большее значение среди образовательных технологий занимают «словесный прием» и «наглядный прием» (лекции – презентации, лекции – дискуссии). Также респонденты отмечают, что КГУ разноплановый университет, где находят подход к каждому студенту, что бы донести до него знания интересным образом. В то же время в ходе опроса были выявлены проблемы подготовки управленческих кадров, которые волнуют респондентов. А именно то, что большое количество лекций не предусматривает практических ситуаций, что снижает мотивацию к обучению. Были респонденты, которые подошли к вопросу о проблемах обучения с другой стороны, они отметили, что некоторые вопросы, с которыми приходится в дальнейшем сталкиваться на практике, порою не освещаются в рамках обучения достаточно полно.
Библиографический список
- Татьянчиков Андрей Валентинович К проблеме подготовки управленческих кадров // КПЖ. 2009. №11-12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-podgotovki upravlencheskih-kadrov (дата обращения: 04.12.2017).
- Нурутдинова Е.Р., Черкашина Д.А., Рыбакова Н.А. Проблемы подготовки управленческих кадров в России и за рубежом // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 04.12.2017).
- Тюриков Александр Георгиевич, Тюриков Родион Александрович Оценка качества подготовки управленческих кадров // Армия и общество. 2014. №1 (38). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-podgotovki-upravlencheskih-kadrov (дата обращения: 04.12.2017).
- Меркулов П. А. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-podgotovki-upravlencheskih-kadrov-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 04.12.2017).
- Подяконова Антонина Сергеевна, Лихолетов Валерий Владимирович Проблемы подготовки управленческих кадров // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. №24 (241). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-podgotovki upravlencheskih-kadrov (дата обращения: 04.12.2017).