Реальный сектор экономики России тесно взаимодействует с финансовым рынком, более того, зависит от него. Поскольку инструменты финансового рынка являются одними из основных факторов развития реального сектора, требуется, чтобы государство в определенной степени контролировало соответствие этих инструментов его потребностям.
Таким образом стимулировать развитие экономики государства в целом.
Как одна из важных мер регулирования экономики рассматривается субсидирование процентных ставок для наиболее важных отраслей [1].
Субсидирование важно тем, что некоторые отрасли являются по своей сущности убыточными в силу определенных факторов, таких как: природно-климатических, культурных и иных.
В России, на систематическом уровне, такой отраслью является сельское хозяйство. Учитывая его стратегическую значимость, государство, при помощи финансового сектора, оказывает наибольшую поддержку сельхозпроизводителям.
В виду сложившихся обстоятельство в 2014 году, запрет импорта некоторых продуктов питания из определенного числа стран, должно было положительно сказаться на сельскохозяйственной отрасли, путем повышения спроса на отечественную продукцию. Тем не менее, этому помешало стремительное увеличение ключевой ставки ЦБ в декабре того же года до 17%, как результат – повышение стоимости кредитов для всех типов ссудополучателей. В 2015 году ставки по корпоративным кредитам зачастую превышали 30%, учитывая тот факт, что большая часть сельхозпроизводителей нуждается в кредитных средствах в виду специфики отрасли, сокращались масштабы деятельности, либо рентабельность, нередки и значительные убытки. Это носило временный характер связанный с эконмическим кризисом 2015 года.
Основными финансовыми инструментами при осуществлении финансирования сельского хозяйства являются лизинг и кредит. Беря в расчет всю рискованность сельхозпроизводства (зачастую отсутствие прибыли и инвестиционного капитала, что приводит к трудностям формирования фондов модернизации, а также природно-климатические составляющие), создаются факторы, в значительной степени влияющие на получение финансовой помощи. Более того, большинство банков вообще не кредитует данную отрасль и все сводится буквально к двум основным банкам с государственным участием: Сбербанк и Россельхозбанк [2].
В случае вступления сельхозпроизводителя в кредитные отношения в роли заемщика, государство субсидирует до 100% ключевой ставки ЦБ. Конкретный размер субсидирования зависит от срока и цели кредита, а также размера и состояния предприятия и иных факторов.
Стоит сказать, что субсидирование процентной ставки является в корни не верной и представляет должной поддержки сельскому хозяйству по причинам:
- величина субсидий зависит от ключевой ставки, соответственно не отражает текущих процентных ставок банков и не возмещает в полной мере производителям затраты, связанные с уплатой процентов по кредиту;
- учитывая, что выплата субсидий происходит из соответствующего бюджета и только после факта погашения кредита, сельхозпроизводителям зачастую приходится изымать средства из своего оборота, тем самым сокращая свои активы и масштабность деятельности;
- средства, выделяемые на субсидирование, ограничены, и при наличии значительного дефицита бюджета, государство не в силах выделять средства на эти цели;
- в целом, для получения субсидий, требуется пройти довольно длинную и сложную бюрократическую процедуру;
- в большей степени субсидирование приносит больше прибыли банкам. Связано это с тем, что размер процентных ставок, для данной отрасли, никак не регулируется на законодательном уровне, кредитные институты заведомо завышают проценты по ссудам будучи уверенными в выплате их большей части государством, руководствуясь тем, что закладывают премии за повышенные риски, присущие сельскому хозяйству, а также максимизируют прибыль для поддержания качественных нормативов ЦБ.
Способствовать более эффективной государственной поддержки кредитования предприятий сельского хозяйства будут:
- закрепление субсидирование не на ключевой ставке, а на ставке кредитующего банка;
- субсидии следует выдавать банку (возможно, специализированному), чтобы заемщики получали более выгодные средства сразу, обходя большую часть бюрократических процедур, а кредитные организации в свою очередь могли напрямую обращаться к МСХ за возмещением своих убытков, связанных с данной отраслью;
- учитывая, что некоторые сельскохозяйственные кредиты выдаются заведомо с пониманием того, что возврат ссудных средств может быть не в полной мере, нужно оформлять не кредитные, а субсидиарные отношения, что под собой подразумевает решение специализированного органа, принимающего решение о целесообразности проекта и его важности для государства, тем самым выделяя или не выделяя денежные средства на реализацию.
Рассматривая кредитование реального сектора экономики стоит обратить внимание и на поддержку инвестиционных проектов, поскольку модернизация и развитие инновационной деятельности сложно представить без наличия в нужном объеме долгосрочных кредитов, предоставляемые финансовыми институтами представителям реального сектора экономики России [3].
Государство выполняет роль стимулятора инвестиционных кредитов реальному сектору посредствам [4]:
- финансирование банков под обязательство кредитования инвестиционных проектов;
- выступает гарантом исполнения обязательств заемщиком перед кредитными организациями.
Для исполнения данной функции государство устанавливает определенные требования к проектам, исполнителям и банкам:
- реализация инвестиционного проекта на условиях и принципах проектного финансирования;
- производственная площадка инвестиционного проекта находится на территории РФ;
- финансируемый проект должен относиться к стратегически важной для государства отрасли;
- полная стоимость проекта должна быть в пределах 1–20 млрд руб.;
- проект должен состоять на 20% из собственных средств заемщика;
- иные требования, устанавливаемые кредитуемым банком.
Средства, предоставленные государством банкам на финансирование инвестиционных проектов могут быть представлены двумя путями: от предоставления целевых кредитов, в том числе путем выкупа облигаций коммерческого банка, до прямой докапитализации банка.
Учитывая высокую степень износа основных производственных фондов, можно отметить острую нехватку инвестиционного капитала в экономике.
Государство оказывает поддержку реальному сектору экономики при помощи разнопрофильных финансовых учреждений. Поскольку текущее состояние экономики оставляет желать лучшего, применяемые меры нельзя признать удовлетворительными, таким образом, для лучшего регулирования реального сектора требуется предпринять следующее:
- унификация кредитными учреждениями оценки кредитных рисков и самого процесса кредитования, чтобы уменьшить подстройку корпоративных клиентов к отдельным банкам;
- оптимизировать и автоматизировать процедуры контроля за деятельностью кредитных организаций, как следствие уменьшение бюрократических процедур, ложащихся на плечи заемщиков в виде премии, заложенной в процентной ставке;
- оптимизация процедуры получения субсидий из бюджета, поскольку она должна быть получена в соответствующий срок (сразу при уплате процента по кредиту банку, если она направлена на возмещение уплаченных процентов). Сократить бюрократические издержки при получении субсидий, поскольку многие не прибегают к их получению именно по этой причине.
Библиографический список
- Белухин В.В. О роли государства в модернизации инфраструктуры российской экономики // Теория и практика общественного развития. 2014 № 15. С. 92–95.
- Гатаулина Е.А. Программа субсидирования процентных ставок: эффект и проблемы. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15247070
- Крылов А.А., Макарова В.А. Основные инструменты государственного регулирования процесса взаимодействия реального и финансового секторов экономики Российской Федерации // Финансы и кредит 2016 № 6. С. 37–51.
- Понкратов В.В. Антикризисный план и бюджетный маневр 2015 // Вестник Финансового университета. 2015. № 2. С. 70–75.