Не секрет, что в современных экономических условиях, все более актуальным становится вопрос достижения высокой результативности в системе управления, а также проблема конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Необходимо понимать, что социально-экономическая система должна удовлетворять определенным требованиям:
- системный подход к организации и управлению;
- наличия квалифицированного персонала, обладающего необходимыми навыками и компетенциями;
- наличие стратегии развития системы [1, c.90].
Под результативностью, согласно международному стандарту, стоит понимать степень выполнения запланированных или достигнутых задач, в условиях одной социально-экономической системы [2, с.19].
Стремление к результативности не имеет смысла без постановки задачи. Применительно к деятельности конкретной социально-экономической системы, выступает разработка стратегических целей, при выполнение которых необходимо выбирать наиболее экономичный путь, учитывая особенности внешней среды и внутренние возможности [3, с.61].
При стремлении к поставленной цели, необходимо понимание, что фраза «цель – оправдывает средства», не всегда верна. И большие затраты в расходной части бюджета, должны быть соотнесены со значимостью цели и возможностями, которыми обладает система. Исходя из этого результативность и эффективность, многие авторы рассматривают в едином контексте.
Современные теоретики и практики менеджмента уделяют особый интерес к процессному управлению. Для внедрения в практику процессного управления выработаны следующие рекомендации:
- осуществлять неформальный подход к внедрению (процессный подход воспринимать как идеологию);
-
организационную структуру необходимо адаптировать под процессные цели вновь созданных групп;
-
тщательно прорабатывать несоответствия выявляемые при вырабатывании системы показателей, построении процессов и установлении показателей;
-
актуализировать систему мотивации персонала согласно образовавшейся оценке результатов труда;
-
применять цикл PDCA (система Деминга) на всех уровнях управления;
-
использовать современные инструменты управления документацией как для внешнего, так и для внутреннего документооборота.
С одной стороны, рассматривается методология управления как система взаимосвязанных бизнес-процессов, а с другой стороны система менеджмента персонала объединяет сотрудников по группам согласно выполняемых ими функций управления и центров ответственности для достижения целей системы.
Рис.1. Модель управления системой на основе процессного подхода
В контексте вышесказанного, стоит обратиться к модели управления, которая была разработана Меликовой Л.М., которая позволяет повысить результативность управления социально-экономической системой за счет разделения всей управленческой структуры на два условных контура, и имеет вид (рис. 1) [4, с.85].
Такой управленческий подход в рамках социально-экономической системы позволяет устранить привычную линейность, которая, как правило, действует на уровне старого подхода к управлению. При новом подходе такая структура трансформируется в так называемую адаптивную, самокорректирующуюся систему управления.
Далее рассмотрим более подробно алгоритм работы данного подхода к управлению в социально-экономической системе.
На уровне первого контура представленной модели управления: «руководитель – владелец бизнес-процесса (1, 2, n)». Основные вопросы и проблемы, которые решаются на данном уровне – это определение бизнес-процессов и их «владельцев», а также конкретного объема их полномочий, возможные корректировки бизнес-процессов, регламентирования конечного результата для бизнес-субъекта и для его локальных бизнес-процессов.
На уровне второго контура представленной модели управления: «владелец» бизнес-процесса – исполнитель бизнес-процесса» решаются вопросы оперативного и тактического управления на основе внедренных регламентов управления и составления отчетов по результатам мониторинга с использованием разработанных для каждого конкретного бизнес-процесса индикаторов.
Таким образом, рассмотренный выше инновационный подход к управлению в социально-экономической системе способствует значительному росту уровня результативности управленческого функционала, за счет совершенствования, самокоррекции, а также позволяет в дальнейшем значительно развить прикладной аспект научного знания в сфере социально ориентированной рыночной экономики.
Библиографический список
- Семенюк Е.В. Актуальность оценки управления результативностью в социально-экономических системах // Региональная школа: перспектива развития. – 2016. – №1-2(25-26). – с.88-90.
- ГОСТ Р ИСО 9000–2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, – М.: Стандартинформ, 2015.
- Меликова Л.М. Развитие механизма процессного управления современными российскими предприятиями // Новые технологии. – 2014. – №2. – С.84-92.
- Бородина Е.И., Болотова Л.С. Анализ эффективности управления организацией (методологический подход) // Вестник Финансового университета. – 2009. – №1 – С.61-63.