ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Кашкин Евгений Владимирович
Кубанский государственный университет
магистр кафедры прикладной экономики и управления персоналом

Аннотация
В статье рассматриваются особенности конфликтных ситуаций в организациях. Рассмотрены факторы, которые могут способствовать развитию конфликтных ситуаций. Проанализированы особенности возникновения конфликтов, с которыми встречаются сотрудники в трудовой деятельности. Предлагаются решения по предотвращению возникновения конфликтов в организациях с помощью руководителя.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Кашкин Е.В. Особенности конфликтных ситуаций в организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14702 (дата обращения: 14.03.2024).

Конечно, основной составляющей в социальной структуре общества является организация. Организации бывают разными – заводы и предприятия, финансовые структуры, учебные заведения, семья и тому подобное. Организация всегда имеет сложную структуру – систему горизонтальных и вертикальных связей и отношений. Именно эта сложная структура чаще всего становится первой причиной того, что конфликты в организациях довольно частое и опасное явление.

Факторов которые могут способствовать развитию конфликтных ситуаций в организациях является огромное количество. Среди них выделяют:

-       Столкновение интересов работников организации;

-       Невыполнение работником обещаний;

-       Невыполнение или плохое выполнение специалистом своих обязанностей;

-       Кражи или незаконное обогащение работников;

-       Уменьшение защиты прав работников;

-       Плохие условия труда и отдыха;

-       Невозможность заработать хорошую заработную плату;

-       Несправедливая оплата труда;

-       Личное неприятие друг друга членами организации;

Конфликты в организации можно разделить на:

-       Межличностные – руководителя с подчиненными или между работниками;

-       Межгрупповые – одного отдела по другим или между различными цехами;

-       Внешние – между руководителями различных организаций.

Необходимо помнить, что специфика конфликтов в организациях определяется родом деятельности самого учреждения. Однако суть его не меняется – противопоставление интересов, взглядов, желаний, планов присутствует в каждом конфликте[4,с.135-210].

Особенности возникновения конфликта:

  1. Один из оппонентов сознательно и уверенно наносит моральный или физический вред другому;
  2. Другой участник видит и осознает поведение и отношение к нему и начинает агрессивные действия или образы в ответ;
  3. Начинается сознательная борьба, попытка создать оппоненту больше проблем и неприятных ситуаций.

В конфликтных ситуациях может быть материальная и духовная предпосылка. Материальная – желание  обеспечения материальных потребностей конфликтующих сторон (поднятие заработной платы, получение премии, создания дорого оплачиваемого проекта и т.д.). Духовная – личное оскорбление, неприятное в коллективе, несправедливое отношение, унижение личного достоинства[2,с.76].

Конечно, вопрос особенностей возникновения конфликтных ситуаций в организациях интересовало многих ученых. Соответственно они создали их классификацию для того, чтобы их было легче идентифицировать и найти наиболее подходящие варианты решения.

Ученые разделяют конфликты в организациях на:

-       Организационные – появляются на основе плохой организации рабочего процесса, несправедливости разделения обязанностей;

-       Трудовые – за неправильного распределения труда, плохой оплаты труда и работу сверх нормы;

-       Производственные – их причинами преимущественно становится несовместимость интересов сотрудников;

-       Инновационные – конфликты, возникающие на основе нововедений в организации к которым не готовы работники.

Как предотвратить конфликты в организациях? В этом деле ответственность ложится на руководителя. От его умения общаться с работниками готовности к решению проблем и осведомленности в особенностях отношений в коллективе зависит возможность предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций[3,с.148-182].

Руководитель в случае необходимости должен быть готов:

  1. Попробовать максимально удовлетворить интересы обеих сторон;
  2. Расформировать подразделения, разделить работников по разным отделениям;
  3. Освободить одну или обе конфликтующие стороны.

Для организации очень важно быстрое разрешение конфликта для того, чтобы дать возможность работникам работать в нормальных условиях. Обеспечение мира в организации является первоочередной задачей руководителя. Каждый руководитель должен иметь четко выработанную стратегию поведения при возникновении споров и как можно быстрее на них реагировать. Однако бывают ситуации, когда конфликты розрешаются самими же конфликтующими сторонами и вмешательство станет не нужным. Только мудрость руководителя и умение принимать правильные решения – важнейшее условие мира в любой организации.


Библиографический список
  1. Лукаш Ю.А. Начальники подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты // Флинта. – 2012.
  2. Бондаренко Е. Ю. Психологические особенности межличностных конфликтов в организации // LAP Lambert Academic Publishing. – 2013. – С.108.
  3. Козлов Т. Р., Колосова Н. А. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций. Причины, предотвращение, урегулирование // Москва. – 2016. – С.148-182.
  4. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебник и практикум // Юрайт. – 2017. – С.135-210.


Все статьи автора «Кашкин Евгений Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: