ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Забалуева Мария Владимировна
ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
студент

Аннотация
В статье рассматривается, актуальная проблема влияния интернета и социальных сетей на психологическое состояние и образ жизни младшего школьника. Так же в статье проанализированы виды опасности, которые они могут представлять и какие меры стоить применить для того чтобы избежать чрезмерного увлечения детьми виртуальным миром.

Ключевые слова: младший школьник, общение, опасность, проблема, профилактика, социальная сеть, социальные отношения


INFORMATION SECURITY OF YOUNG PUPILS IN SOCIAL NETWORKS

Zabalueva Maria Vladimirovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University
student

Abstract
The article discusses how the internet and social networks can influence the psychological status and lifestyle of the younger schoolboy. Also in the article analyzes the dangers that they may be worth, and what measures to apply in order to avoid overuse kid’s virtual world.

Keywords: Communication, danger, internet, junior schoolchild, prevention, problem, social network, social relations


Библиографическая ссылка на статью:
Забалуева М.В. Информационная безопасность младших школьников в социальных сетях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14632 (дата обращения: 11.03.2024).

Мы живем в мире информационных технологий, который преподносит нам невиданные до сих пор возможности.  Такой феномен современной действительности как Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, помогающий реализовать себя практически во всех сферах. Интернет  общемировая система, объединяющая в себе разного рода компьютерные сети для передачи между ними информации, а также хранения информации. Объединяет свыше 50 млн. коллективных и индивидуальных пользователей (каждый со своим электронным адресом) во всем мире. Колоссальное количество информации, содержащееся в нем, может оказаться как невероятно полезным, так и невероятно опасным, особенно это касается юных пользователей, число которых с каждым днем увеличивается. Овчинников И. Г и  Курзаева Л.В утверждают, что в связи с растущей акселерацией младшего поколения, проблема влияния Интернета и всего того, что он в себе содержит, становится все более острой. Проводя большое количество времени в поисках информации, работе с компьютерными программами и развлечениями в виртуальном пространстве, появляется новая проблема  ¾ нехватка общения и самовыражения за счет него. Ее решением на сегодняшний день стали социальные сети, которые также являются одной из причин увеличивающегося количества времени, проводимого в сети интернет детей и подростков. Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в интернете.[2]  Психологи Карабанова О.А. и  Белогуров А.Ю говорят, что для решения проблемы растрачивания ими свободного времени впустую и просмотра сайтов содержащих информацию исключительно для взрослой аудитории необходима разработка активных действий и введение профилактик в работе с компьютерами. Однако очень важно и то, как они проводят время в социальных сетях и Интернете и, что именно мотивировало  их посетить тот или иной сайт, какие цели они преследовали. В среднем по России дети начинают выходить в глобальную сеть в младшем школьном возрасте в 9-10 лет и активно пользуются всевозможными интернет-сервисами, при всем этом с каждым годом интернет-пользователь неуклонно молодеет. [1]

Так какие же опасности в себе могут нести социальные сети для младшего школьника?

Во-первых, заводя свою личную страничку в  какой либо соцсети ребенок все больше начинает проводить времени в интернете, что грозит ему не только ухудшением физического здоровья (ухудшение зрения, искривление позвоночника, проблемы с суставами и т.д.), но и психического.

Во-вторых, зачастую информация в сети интернет не ограничивается никакими рамками, поэтому ребенок может столкнуться с совершенно недетскими  опасными вещами, что для его психики может оказаться абсолютно губительно (порнографические материалы, насилие, жестокое обращение и т.д.).

В-третьих, в интернете школьники могут столкнуться с  разными людьми и не всегда они будут хорошими. За личиной анонимности или же прикинувшись другим человеком к детям могут добавиться в друзья как мошенники, извращенцы, педофилы, так и так называемые «тролли», которые будут запугивать школьника, оскорблять его и его близких.

В-четвертых, на данный период времени в социальных сетях распространенны различные закрытые группы, в которых могут пропагандироваться оккультизм, терроризм, а так же пропаганды насилия и даже самоубийства. Одно из таких течений приобрело громкую огласку среди средств массовой информации, так называемые «группы смерти», например «Синий кит». Суть данных групп в том, что ты вступаешь в игру, где тебе даются задания, которые необходимо выполнить,  последним из этих заданий является самоубийство, на детей оказывается колоссальное психологическое давление, запугивание смертью близких. На сегодняшний момент уже известно несколько случает доведения школьников до самоубийства, поэтому взрослым необходимо обратить на это особое внимание.

В-пятых, создавая свою страницу в какой-либо социальной сети, любому пользователю необходимо вводить личную информацию, начиная годом рождения и заканчивая местом его проживания. Публикация, какой бы то ни было, личной информации может привести к её использованию другими людьми в целях выгоды.  Чем больше информации о человеке указано на его странице, чем больше фотографий, показывающих обстановку дома и личного имущества опубликовано, тем больше вероятность того, что страницу могут взломать, вымогать деньги или даже ограбить.

В-шестых, самая, казалось бы, безобидная и неочевидная опасность, которая может вызвать  необратимые последствия. Дети, выросшие в  социальных сетях, утрачивают навыки межличностного общения — они не умеют краснеть, прикасаться друг к другу, давать спонтанную реакцию, а главное, получать немедленный ответ от собеседника и вести диалог. Комментарии и общение онлайн, это все имитация реального эмоционального диалога. Умение общаться со сверстниками, работать в группах и всем коллективом является коммуникативным универсальным учебным действием необходимым для развития гармоничной личности ребенка.

Как же защитить ребенка от этих опасностей и при этом не лишать его возможности пользоваться социальными сетями?

Первым и самым главным способом защиты являются, как ни странно для некоторых, не высокотехнологические программные продукты безопасности, а элементарные профилактические беседы. Честный разговор на интересующие ребенка темы поможет защитить его лучше, чем все приложения родительского контроля вместе взятые. Ведь большинство ошибок в интернете дети совершают либо по незнанию, либо из жгучего любопытства узнать про запретный плод. А самоконтроль – это лучшая система защиты. Хотя, конечно, всё это не исключает и установку дополнительных средств обеспечения детской безопасности. Которые, несмотря на свои недостатки, всё же смогут большей частью защитить ранимую психику детей от опасностей интернета.

До 13 лет необходимо договориться с ребёнком о том, что страница в социальной сети у ребенка и родителей будет общая, и что родители в любой момент могут зайти в неё и проконтролировать её содержание. Родителям младших школьников просто необходимо  всегда быть в курсе того, чем занимается ребенок, сидя за компьютером, с кем он общается и как проводит время.

К средствам защиты младшего школьника в интернете относятся дополнительные модули к антивирусным пакетам, а также детские браузеры, и различные программы фильтры. Наиболее продвинутые приложения позволяют не только запрещать загрузку нежелательных сайтов, но и ограничивать время нахождения ребенка в интернете, а также записывать посещенные сайты и сообщать родителям о попытках взлома. Для их установки не требуются специальные знания, главное войти на компьютер под администратором и защитить приложение сложным паролем.

Так же необходимо предоставлять для детей как можно больше возможностей общения со сверстниками, различные игры, направленные на работу в группах, творческая деятельность, проектная и коллективная деятельность помогут школьнику не выпадать из реальной действительности и не потерять коммуникативных навыков. Необходимо наглядно показать насколько важно для людей живое общение, которое социальные сети никогда не смогут заменить. Плюс ко всему, проблемы со здоровьем из-за большого количества времени, проводимого за компьютером необходимо решать с помощью активных коллективных игр, как в классе, так и на улице.

Чтобы сократить время пребывания школьников во всемирной сети, следует занять его и заинтересовать увлекательными заданиями непосредственно на компьютере. В младшем школьном возрасте все красочное и яркое дети воспринимают как игру. Используйте эту особенность детского сознания. Вместо общения в социальных сетях они могут освоить простейшие программы обработки фотографий, создания презентаций или, например, создания музыки. Такие меры способны развивать креативность и творческие задатки, а главное они интересны и увлекательны. Интернет в таком случае будет крайне полезен для демонстрации своего творчества в социальных сетях.

В заключение можно сказать, что младшие школьники ¾ представители нового цифрового поколения чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно и пользуются ее ресурсами больше половины младших школьников и довольно часто. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, однако, несмотря на всю его полезность, он имеет и негативные стороны, от которых детей необходимо защитить приведенными в статье методами и средствами.


Библиографический список
  1. Карабанова О.А., Белогуров А.Ю. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: использования интернета для детей младшего школьного возраста: методическое руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. ¾ М.: Федеральный институт развития образования, 2012.
  2. Овчинникова И. Г., Курзаева Л.В., Профилактика кибеэкстремизма в системе образования: базовые решения на основе компетентности подхода // Фундаментальные исследования  2013. №10.


Все статьи автора «Забалуева Мария Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: