Туристическая индустрия это одна из наиболее динамичных отраслей, быстро развивающихся в мировом хозяйстве. Туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В настоящее время туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства.
Индустрия туризма функционирует как межотраслевой комплекс благодаря налаженным связям с едва ли не всеми государственными управлениями и службами. В частности, существуют связи с такими структурами как правовая (охватывает законодательную и нормативную базу, таможенную и консульскую службы), финансово-экономическая (системы налогообложения и страхования, финансовые взаимоотношения), кадровая (подготовка кадров для туризма, научные исследования и т.д.).
Исследованию проблем и особенностей развития рынка туристических услуг под воздействием различных видов факторов посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных ученых. В своих работах они уделяют внимание методологии разработки и реализации государственной и региональной туристической политики, которая определяет экономические и организационные рычаги регулятивной политики развития туризма, а также предпосылки их возникновения. Более того, они фокусируются на принципах функционирования предприятий рекреационно-туристического комплекса, на их формах и видах классификации, на планировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристической сферы, на прогнозировании развития регионального рынка туристических услуг, на механизме экономической оценки и на регулировании туристической привлекательности территории.
Изучение изданных работ по проблеме развития рынка туристических услуг позволяет сделать вывод, что вопрос влияния различных факторов в туристической индустрии играет не последнюю роль. Данную проблему можно рассмотреть с разных точек зрения, всесторонне, применив методологию системного подхода, в частности принцип системности[1], требующий многоаспектного, целостного, целесообразного, открытого подхода к исследуемому предмету задачи и процессу ее решения.
Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. Систематизируем факторы, влияющие на проблему развития туризма, по сферам жизнедеятельности.
Физические и биологические факторы. Природные условия, климатическая зона, рельеф, природные ископаемые являются ключевыми факторами при выборе тура. Более того, такие показатели, как возраст, занятость, наличие одиноких людей, бездетных пар, пенсионный возраст, урбанизация служат показателями для оценки деятельности той или иной страны.
Технические (профессиональные) факторы. Данные факторы характеризуют состояние и возможности базы туристской индустрии – средств размещения, питания, транспорта, рекреационной сферы, торговли и др.
Транспортные связи, в частности, их интеграционный характер, постепенно превращают мир в единое пространство. Для международного туризма наиболее важно обеспечить связи между разноуровневыми средствами перемещения, чтобы туристические путешествия не имели остановок и разрывов в транспортном сообщении. Важнейшими характеристиками транспортной инфраструктуры становятся скорость передвижения, уровень безопасности транспортных средств.
Особое место в туристической отрасли занимают предприятия размещения и питания. От уровня гостиничного и ресторанного сервиса во многом зависит привлекательность страны для туристов. Но индустрия туризма, особенно предприятия размещения и питания, подвержена колебаниям спроса на туристские услуги в течение года (сезонность), что приводит к росту затрат на содержание предприятий размещения и питания и удорожанию их услуг.
Экономические факторы. Развитие туристической области и достижение высокого качества обслуживания туристов являются дополнительным источником доходов регионального и федерального бюджетов, что позволяет говорить о значительной роли экономического развития туризма для страны в целом. Суть такого развития можно проследить, изучив систему конкретных экономических показателей, отражающих количество и качество туристических услуг, экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности объектов, занятых в туристической индустрии. Система показателей состоит из следующих компонентов: величины туристического потока, качества материально-технической базы, финансово-экономической стабильности действующих туристических фирм, степени развития международного туризма. Экономическое развитие туризма, а также благотворное влияние его на экономику страны проявляется, прежде всего, в том, насколько полно средства, истраченные туристами на приобретение определенного рода услуг, оказываются вовлечены в промышленный, сельскохозяйственный и производственный сектора экономики. Такое вовлечение возможно при условии, что деньги, истраченные туристами на покупку услуг и продуктов туристического производства, попадут в бюджет государства.
Социально-политические факторы. Обстановка в стране определяет все другие динамические факторы. Кризисы, политическая нестабильность, милитаризация экономики, ужесточение туристических формальностей, скачки курса валюты и т.п. – это следствия политики государства. Политическая стабильность в регионе имеет огромное влияние на туризм. Отсутствие политической стабильности, то есть дестабилизация обстановки, имеет резкий отрицательный эффект и уменьшает значимость других факторов (например, природно-климатических, географических, культурно-исторических и т.д.), либо полностью парализует развитие туризма в стране.
Психологические факторы. Психологами отмечено, что особую неприятность для человека представляют гомогенные и «агрессивные» места страны. Это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, однообразные переходы и асфальтовые покрытия, преобладание одинаковых элементов, к примеру, однообразные ряды окон на стенах высотных домов. Подобные элементы однообразного городского ландшафта способствуют развитию стрессов, появлению депрессии. В этой связи туризм обеспечивает возможность смены местопребывания человека и возможность попадания его в более комфортную многоликую среду, положительно влияющую на его психологическое состояние.
С помощью метода анализа иерархий (МАИ) Томаса Саати определим приоритетные факторы, влияющие на развитие туризма страны. Этот метод предназначен для проведения факторного анализа[3] с использованием матриц эквивалентности.
Рис.1. Иерархическая структура факторов, влияющих на проблему развития туризма
Согласно принципа системного анализа – иерархичности, требующего многоуровнего и исторического подхода к исследуемой проблеме, составим иерархическую структуру взаимосвязанных факторов проблемы развития туристической отрасли (см. рис. 1).
На первом уровне иерархии были рассмотрены биологические, физические, экономические, социально-политические и психологические факторы, а на втором уровне рассматривались такие факторы, как географическое положение, население, уровень урбанизации, производственный потенциал, финансовая стабильность, уровень жизни населения, глобализация, материально-техническая база и социальная напряженность страны.
Рис.2. Матрица эквивалентности влияния факторов
Рис.3. Итоговая диаграмма факторов проблемы развития туризма
В результате исследования оценок экспертов выявлены вектора приоритетов взаимовлияния факторов на первом и втором уровнях (см. рис. 2). Можно сделать вывод, что самыми важными аспектами развития туризма страны являются социальная напряженность, глобализация и финансовая стабильность страны (см. рис.3).
Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности страны.
Библиографический список
- Малиновская Г.А., Надеев А.Т., Тюсова М.К. Системный подход к исследованию социально-политических процессов // Системный анализ в проектировании и управлении: труды Х Международной научно-практической конференции. Ч.1. – СПб: Изд-во Политехнического университета, 2006. – С.139-140.
- Надеев А.Т. Моделирование социально-политических и экономических процессов: учебник. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002.-350 с.
- Прохорова Е.С., Тюсова М.К. Метод анализа иерархий и его практическое применение: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008. – 59 с.