На современном этапе в условиях сложившейся социально-экономической ситуации, как в российской, так и мировой экономике в целом, для повышения конкурентоспособности и укрепления рыночных позиций, все предприятия стремятся к повышению эффективности своей деятельности. Именно конкурентная среда, в которой действуют предприятия сферы гостеприимства, обуславливает создание не только принципиально новых и уникальных товаров и услуг, но и внедрение новейших технологий по их продвижению. Нынешние условия повышенной конкуренции и низкого спроса требуют комплексного подхода к оптимизации маркетингового управления на предприятиях, переориентации целевых показателей, а также поиска новых форм взаимодействия с клиентом.
Теоретические аспекты содержания маркетингового управления в туризме освещены в трудах как отечественных авторов – И.Т. Балабанова, М.И. Белявцева, Т.Г. Диброва, Р.Б. Матюнина М.В., Столяренко А.В., Кожуховской и др., так и зарубежных – Г. Армстронга, К. Берри, Ф. Котлера, Ч. Сендиджа и других. Исследования определили сущность, содержание и назначение маркетинговых коммуникаций как инструмента оптимизации маркетингового управления на предприятиях сферы туризма и гостеприимства, однако вопрос требует дополнительного изучения.
В практической деятельности маркетинг на предприятиях сферы гостеприимства призван выявить потребности клиентов, создать привлекательные туристские и оздоровительные услуги, ознакомить потенциальных гостей с доступными для них туристскими продуктами, проинформировать их о месте, где эти услуги можно получить.
Маркетинговые коммуникации представляют собой систему мероприятий творческой и операционной деятельности, объединяющей участников, каналы, носители, формы, методы и технологии коммуникации. Система создана для реализации управленческих, сбытовых и других задач предприятий, общественных организаций, индивидуальных лиц и государства в целом, путем информационного воздействия на потенциальных потребителей товаров, услуг или идей [1-2, 7].
Цели маркетинговых коммуникаций достигаются с помощью основных коммуникационных инструментов:
- реклама – любая оплаченная конкретным лицом форма коммуникации, предназначена для продвижения товаров и услуг, распространяется такими средствами массовой информации как радио, телевидение, газеты и журналы [3, 5, 6];
- личные продажи – любая платная форма устного представления товара или услуги в процессе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи;
- стимулирование сбыта – различные виды маркетинговой деятельности, которые на определенное время увеличивают исходную ценность товара или услуги и напрямую стимулируют покупательную активность потребителей;
- связи с общественностью («public relations») – планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью [4, с. 234, 8];
- прямой (директ) маркетинг – любая платная форма личного информационного воздействия на потребителя через адресные обращения, с целью формирования мотивов покупки определенных товаров или услуг, долгосрочных партнерских отношений и привлечения их к диалоговому режиму.
Механизм маркетингового управления на предприятиях сферы гостеприимства предусматривает непрерывную коммуникационную связь с существующими потенциальными клиентами и ее развитие. Предприятиям, кроме определения цены на услугу, каналов сбыта и информирования потребителей о наличии произведенных услуг, необходимо разрабатывать процесс управления обслуживанием, мотивировать персонал на качественное оказание услуги, создать материальную базу, где будет происходить процесс оказания услуги. В сфере гостеприимства неощутимость и изменчивость услуг усложняет их продвижение на рынок, потому стоит уделять особенное внимание выработке управленческих механизмов и стандартов обслуживания, непрямой рекламе, формированию привлекательного имиджа предприятия.
Исходя из вышеизложенного исследования, следует заключить, что маркетинговые коммуникации, как инструмент оптимизации маркетингового управления, полностью определяется потребностями и другими характеристиками целевого рынка сферы гостеприимства. Инструменты маркетинговых коммуникаций тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, а их системное применение позволяет получить синергический эффект. Это означает, что одновременное комплексное примененение названных инструментов дает суммарный эффект значительно больший, чем сумма эффектов каждого инструмента, воздействующего отдельно.
В условиях усиления конкуренции, а особенно ее неценовых факторов, предприятиям сферы гостеприимства приходится решать множество сложных задач для успешной реализации предоставляемых услуг. Предприятиям необходимо сопровождать свои услуги оригинальными, информативными и привлекательными обращениями, которые соответствовали бы потребностям и желаниям потребителей. Внедрение эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятиях позволит получать достоверную информацию для принятия соответствующих управленческих решений, а как следствие, достижения экономической эффективности деятельности предприятия в целом.
Библиографический список
- Григорчук, А. В. Культурно-исторический фактор, как движущая сила в развитии туризма Крыма / Григорчук А.В., Столяренко А.В. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 4 (55). – С. 55-59.
- Груздева, В. Ю. Маркетинговое управление, как инструмент повышение конкурентоспособности организации / Груздева В. Ю., Матюнина М. В. // NovaInfo.Ru. – 2016. - Т. 1. – № 54. – С. 110-113
- Котлер Ф. Маркетинговый менеджмент / Ф. Котлер. – К.: «Химджест», 2008. – 720 с.
- Армстронг Г. Маркетинг / Г. Армстронг. – М.: «Вильямс», 2001. – 252 с.
- Белявцев М. И. Маркетинг / М. И. Белявцев. – М.: Центр учебной литературы, 2005. – 328 с.
- Диброва Т. Г. Маркетинговая коммуникационная политика: стратегии / Т. Г. Диброва. – М.: Издательский дом «Профессионал», 2009. – 320 с.
- Матюнина, М. В. Исследование методов конкурентоспособности организации / М. В. Матюнина // Трансформация закупочной системы и современное публичное управление. – Ростов-на-Дону, 2015. – С. 122-129.
- Матюнина, М. В. Поиск и распознавание противоречий в процессе исследования / Матюнина М.В., Ларионова Д.А., Юрченко О.В. // Экономика и социум. 2016. № 12-3 (31). С. 190-195.
- Матюнина, М. В. Мотивация трудовой деятельности персонала: функции и принципы формирования / Матюнина М.В., Столяренко А.В., Чумак А.Н. // NovaInfo.Ru. 2016. - Т. 3. - № 48. – С. 215-223.