Метод XYZ-анализа может быть использован для классификации товарно-материальных запасов компании в зависимости от стабильности их продаж.
Объекты анализа (товарные группы) будут разбиты на три группы «X», «Y», «Z» со значениями коэффициента вариации от 0 до 10% в категорию X, от 10 до 25% – в категорию Y, остальные – в категорию Z.
Доля групп XYZ в общем числе товарных групп представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Доля групп XYZ в общем числе товарных групп
Поскольку доля товарных групп с сильным отклонением спроса преобладающая (группа Z – 82,35%), можно сделать вывод о том, что эффективное управлении закупками для данных товарных групп может значительно увеличить прибыльность компании.
Таблица 1 - Рекомендации по управлению запасами XYZ-классификации
Группа |
Подход к управлению |
Уровень исполнения |
X |
Минимизация запасов. Наладить работу с поставщиками таким образом, чтобы характеристики поставки максимально соответствовали требуемым характеристикам потребления (спроса). |
Руководители групп, отделов |
Y |
Оптимизация запаса. Запас должен реализовывать свою основную функцию – буфера, сглаживающего расхождение характеристик возможных поставок и имеющегося спроса. Оптимизации уровня запаса, который должен обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей. |
Исполнители |
Z |
Минимизация или максимизация. Прогноз в этих позициях невозможен. |
Руководители групп при согласовании со смежными службами |
Рекомендации по выбору подходов к управлению товарными запасами групп XYZ-анализа представлены в таблице 1.
Совмещенные результаты АВС (АiВiСi) и XYZ анализов представлены в матрице АВС-XYZ (Таблица 2).
Таблица 2 – ABC- XYZ анализ по товарным группам
№ |
Товарная группа |
Критерий прибыльности группы (ABC) |
Критерий себестоимости реализованного товара (AiBiCi) |
XYZ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
LED-телевизоры |
А |
Аi |
Z |
2 |
Ноутбуки |
А |
Аi |
Z |
3 |
Планшетные ПК |
А |
Аi |
Z |
4 |
Холодильники |
А |
Аi |
Z |
5 |
Стиральные машины |
А |
Аi |
Z |
6 |
GSM-телефоны |
А |
Аi |
Z |
7 |
Духовые шкафы |
А |
Аi |
Y |
8 |
Варочные поверхности |
А |
Аi |
Z |
9 |
Морозильные камеры |
А |
Аi |
Z |
10 |
Посудомоечные машины |
А |
Аi |
X |
11 |
Электроинструмент |
В |
Аi |
X |
12 |
Мониторы |
В |
Аi |
Z |
13 |
Принтеры и МФУ |
В |
Аi |
Z |
14 |
Навигаторы автомобильные |
В |
Аi |
Y |
15 |
Кухонные комбайны |
В |
Аi |
Z |
16 |
Печи СВЧ |
В |
Аi |
Z |
17 |
Пылесосы |
В |
Аi |
Z |
18 |
Акустические системы |
В |
Аi |
Z |
19 |
Утюги |
В |
Аi |
X |
20 |
Вытяжки кухонные |
В |
Аi |
Z |
21 |
Фотоаппараты |
В |
Аi |
Z |
22 |
USB-накопители |
В |
Аi |
Z |
23 |
Карты памяти |
С |
Аi |
Z |
24 |
Игровые приставки |
С |
Аi |
Z |
25 |
Блендеры |
С |
Аi |
Z |
26 |
Кофемашины |
С |
Аi |
Y |
27 |
Чайники |
С |
Аi |
Z |
28 |
Фритюрница |
С |
Аi |
Y |
29 |
Техника для сада |
С |
Аi |
Z |
30 |
Стойки для ТВ, кронштейны |
С |
Вi |
Z |
31 |
DECT-телефоны |
С |
Вi |
Z |
32 |
Картриджи |
С |
Вi |
Z |
33 |
Фены |
С |
Вi |
Z |
34 | Приборы для укладки волос | С | Вi | Z |
35 |
Проекторы |
С |
Вi |
Z. |
36 |
ТВ-антенны |
С |
Вi |
Z |
37 |
Магнитолы автомобильные |
С |
Вi |
Z |
38 |
Электронные книги |
С |
Сi |
Z |
39 |
Швейные машинки |
С |
Сi |
Z |
40 |
Вентиляторы |
С |
Сi |
Z |
41 |
Гладильные доски |
С |
Сi |
Z |
42 |
Обогреватели |
С |
Сi |
Z |
43 |
Весы напольные |
С |
Сi |
Z |
44 |
Электрокамины |
С |
Сi |
Z |
45 |
Пароварки |
С |
Сi |
Z |
46 |
Мясорубки |
С |
Сi |
Z |
47 |
Миксеры |
С |
Сi |
Z |
48 |
Соковыжималки |
С |
Сi |
Z |
49 |
Тостеры |
С |
Сi |
Y |
50 |
Мультиварки |
С |
Сi |
Z |
51 |
Посуда для СВЧ |
С |
Сi |
Y |
Общее число товарных групп по результат двух анализов ABC(AiBiCi)-XYZ представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Количество товарных групп по результатам совмещенного анализа ABC(AiBiCi)-XYZ
Выделив товарные группы по признаку стабильности спроса в запасе, можно спрогнозировать спрос в анализ для групп AAiX, AAiY,BAiX, BAiY, CAiY . Для групп Z прогнозирование неэффективно. Плановую потребность по месяцам для данных товарных групп можно принять равной потребности.
Для групп Х c характерным стабильным спросом и низкими отклонением от среднего значения, где отсутствует сезонный характер и четко выраженный тренд, будем использовать метод экспоненциального сглаживания с учетом последних данных ряда, поскольку информация имеет свойство устаревания, причем, чем ближе данные к интервалу прогноза, тем их значимость должна быть больше.
При прогнозировании по методу экспоненциального сглаживания с одним параметром прогнозируемое значение в момент времени t+1 представляет сумму фактического значения показателя
и прогнозируемого значения
в момент времени t. Другими словами,
, (1)
где:
α (от 0 до 1) – параметр сглаживания, определяющий значение веса (значимости), которое имеет самое последнее наблюдение при вычислении прогноза на один шаг.
Спрос на товар группы Y отклоняется значительно, его труднее спрогнозировать, чем товар групп Х, но он более поддается прогнозированию, чем товар группы Z, где прогноз не эффективен.
Товар группы Y имеет выраженный тренд и сезонность, спрос увеличивается весной и падает в середине осени. В теории прогнозирования разработаны несколько способов учета сезонности. Для данных групп будем использовать метод мультипликативной сезонности. Для товаров Y структура сезонных колебаний повторяется каждый 12 месяцев.
Далее необходимо оценить тренд. Excel позволяет определить тренд используя функцию ТЕНДЕНЦИЯ. Оценив тренд, необходимо определить сезонную компоненту. В мультипликативной модели она рассчитывается как отношение фактических значений показателя к расчетным, определенным по трендовой модели. Если расчетные значения (тренд) умножить на коэффициент сезонности, то получим прогнозные данные.
В таблице 3 представлены товарные группы с расчетами прогнозов спроса в запасе на год.
Таблица 3 – Товарные группы с расчетами прогнозов спроса в запасе на год
№ товарной группы |
Товарная группа |
10 |
Посудомоечные машины |
7 |
Духовые шкафы |
11 |
Электроинструмент |
19 |
Утюги |
14 |
Навигаторы |
26 |
Кофемашины |
28 |
Фритюрницы |
Полученные результаты прогноза спроса для товарных групп, где применялось экспоненциальное сглаживание (товарные группы под номерами 10, 11, 19) были скорректированы с учетом указанной ранее положительной тенденции роста спроса.
Скорректированный план продаж по своим значениям приближается к фактическим значениям. Точное прогнозирование для групп X,Y анализа XYZ позволяет достаточно точно составить план спроса, план продаж, план закупок товара для пополнения запаса, сокращая годовой уровень запаса в целом.
В таблице 5представлено изменение запаса за год по товарным группам, с учетом применения прогнозирования.
Таблица 5 – Влияние прогнозирования на снижение уровня запасов
Группа |
Снижение годового запаса, тыс. руб. |
Духовые шкафы |
-2996,44 |
Навигаторы автомобильные |
-1697,9314 |
Кофемашины |
-2535,7396 |
Фритюрницы |
-1500,3844 |
Посудомоечные машины |
-2999,5636 |
Электроинструмент |
-3482,188 |
Утюги |
-3039,9224 |
Итого сокращение товарного запаса |
18252,1694 (5,52 %) |
Фактический запаса на конец года |
330401,1122 |
Планируемый запаса на конец года |
312148,9428 |
Спрогнозировав потребность в запасе по товарным группа на год с наиболее стабильным спросом и высокой стоимостью закупки удалось сократить стоимость запасов на 5,52%. По остальным группам прогнозирование затруднено, поскольку отклонение от среднего значения значительные. Потребность в запасе (товаре) для остальных товарных групп установим с учетом фактически отгруженного запаса (стоимость реализации товара) в 2015 году, квалификационной группы анализа ABC(AiBiCi) – XYZ, показателей оборачиваемости. При этом необходимо учесть, что ранее мы спрогнозировали общую потребность в запасе в размере 2 233 912,76 руб.
Спрогнозированный и скорректированный спрос в товаре для товарных групп X,Y позволил компании сократить уровень запасов на 5,52%.
Общие рекомендации по закупкам товарных групп с учетом классификации АВС (AiBiCi), выбор подходов к управлению запасами товарных групп X, Y и Z групп, с учетом оборачиваемости товарного запаса и уровня обслуживания могут быть объединены для выбора конкретных решений в области закупок товара для пополнения запаса каждой товарной группы.
Оптимизационными мерами, воздействующими на состояние запасов и позволяющими сократить затраты на закупку, в том числе благодаря оптовым скидкам, является определение оптимального размера заказа и время поставки, а также к направлениям, способствующим повышению эффективности использования трудовых ресурсов, в первую очередь, относится повышение технического уровня производства, совершенствование организации труда и производства, изменение структуры производства, повышение качества человеческого потенциала, мотивации к труду, т.е. повышение эффективности использования трудовых ресурсов может быть обеспечено, прежде всего, посредством модернизации действующих предприятий и производств [1].
Библиографический список
- Рыжанкова А.А., Ворошилина Н.Н. Направления совершенствования разработки программы содействия занятости населения региона (на примере Минской области) // Политика, государство и право. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/06/2984 (дата обращения: 20.11.2016).