Малое предпринимательство – это одно из главных звеньев развитой экономики. Поэтому в последние годы все большее внимание уделяется изучению проблем и перспектив развития малого бизнеса в региональном аспекте[1].
Малое предпринимательство в России достаточно молодой институт по сравнению с развитыми странами мира. так как во времена Советского союза делалась ставка на крупные компании и большие производства. Кустарные и мелкие компании не имели необходимой поддержки и развития.
Малое предпринимательство играет значительную роль в развитии региона, обеспечивая диверсификацию экономики, наполняя потребительский рынок важными для населения продуктами и предложениями, обеспечивая занятость населения. Потребительская направленность малого бизнеса делает его более уязвимым перед кризисными проявлениями в период понижения платежеспособного спроса населения[2].
Однако эластичность и достаточно высокая приспосабливаемость малого предпринимательства в силах уменьшить отрицательные последствия негативной внешней финансовой конъюнктуры. Такого рода возможности малого бизнеса делают его основным игроком в процессе инноваторского развития экономики регионов и страны в целом.
Ниже рассмотрим степень развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области по сравнению с другими развитыми регионами России и по стране в целом. Данная оценка даст возможность увидеть роль малого бизнеса в развитии региона и страны в целом.
Таблица 1 – Показатели развития сектора малого и среднего предпринимательства Свердловской области в сопоставлении с другими регионами РФ
Как видим из данных, представленных в таблице, Свердловская область занимает высокое место в рейтинге, уступая лишь таким фаворитам, как Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Что, в свою очередь, свидетельствует о больших перспективах региона, а также о необходимости дальнейшего развития данного звена экономики и грамотной государственной поддержке[3].
По удельным показателям, которые позволяют проанализировать уровень развития малого бизнеса в общем экономическом становлении ареала, Свердловская область не входит в первую десятку, а по некоторым показателям находится лишь в середине списка всех субъектов РФ. В данной ситуации важно принимать во внимание различия территорий по структуре и уровню социально-экономического развития, а также по уровню государственной поддержки региона.
Основные социально – экономические показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области за период 2011-2015 годы представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные социально-экономические показатели деятельности СМ и СП Свердловской области» (по данным Свердловскстата)
Эти данные дают возможность увидеть, что Свердловская область находится где-то в середине списка по уровню развития предпринимательского климата и функционирования уже существующих предприятий малого бизнеса. Такая ситуация свидетельствует о наличии ряда проблем в процессе становления и развития малого предпринимательства в регионе. Проблемы и дальнейшие перспективы развития рассмотрим ниже.
Основными слабыми сторонами Свердловской области являются: — длительность и сложность процедуры регистрации предприятия. Наиболее длительным периодом является подача документов на регистрацию юридического лица в службу «одного окна» Федеральной налоговой службы (ФНС) и получение регистрационных документов. Такие условия затрудняют организацию бизнеса, либо способны негативно сказаться его открытости и выводе в формальный сектор экономики; — длительность и сложность процедуры подключения к системам ресурсоснабжения, высокая стоимость процедуры подключения. Например, наиболее длительной процедурой при подключении к системе электроснабжения в Свердловской области являются разработка и согласование проекта внешнего электроснабжения.
Особенно остро стоит вопрос дороговизны заемных финансовых средств, что производит к решению об отказе от открытия своего бизнеса. Высокие кредитные ставки останавливают многих предпринимателей в решении открытия компании, так как нет возможности закупить необходимое оборудование, а также нанять высококвалифицированную и, соответственно, высокооплачиваемую рабочую силу.
Для выхода из сложившейся ситуации и с целью перспективного развития данного сектора экономики необходимо[2]:
1) уменьшение сроков получения разрешительных документов для предпринимателей малого бизнеса, а также обеспечить полную прозрачность и доступность регистрации предприятий;
2) существенное уменьшение административных барьеров;
3) создание эффективной финансовой поддержки малого предпринимательства и обеспечение их доступности к финансовым ресурсам. Данный вопрос является приоритетным для Свердловской области;
4) увеличение предпринимательской активности.
Таким образом, можем отметить, что Свердловская область занимает значительную нишу по уровню развития малого бизнеса. Как и другие области, имеет перспективы развития и свои региональные проблемы, которые затрудняют развитие малого бизнеса. при этом с каждым годом происходит укрепление позиций мелких компаний за счет государственной поддержки и снижения барьеров выхода на рынок.
Библиографический список
- Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития [Текст] / О.Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 505 с.
- Бочко В.В. Экономика и организация малого предпринимательства [Текст] : учеб. пособие / В.В. Бочко. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2014. – 216 с.
- Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов РФ [Текст] / Агентство Стратегических Инициатив. – М., 2014. – 106 с.