Развитие и поддержка инноваций в отрасли строительства является одним из наиболее важных аспектов развития экономики страны в целом. Современная, высокотехнологичная инновационная инфраструктура строительного комплекса – это залог в достижении высокого уровня производительности с наименьшими затратами, повышение качества продукции, отвечающим всем экологическим требованиям.
Строительный сектор играет важную роль в российской экономике. На Рисунке 1 наглядно показана величина объемов работ, выполненных в строительстве и изменение значений в процентах к предыдущему году.
Рисунок 1 – Объем работ выполняемых в строительстве
Строительная отрасль развивается циклично, во взаимосвязи с трендами развития национальной и мировой экономики. В настоящий период наблюдается сокращение заказов на проектные и строительно-монтажные и изыскательские работы. Значительно осложнилось финансовое положение многих организаций строительной отрасли. С 2013 года динамика выполняемых работ в строительстве, с учетом инфляции, отрицательна. Данные показатели объясняются экономическим кризисом 2014-2015 года.
Строительная отрасль многогранна. Помимо строительства зданий и сооружений она включает в себя процесс создания новых высокотехнологичных строительных материалов, технологий, научных разработок проектирования, проведение обучения работы кадрового состава с инновационными продуктами. Во многом комплексное решение и совершенствование данных процессов упрощается при условии организованного управления с участием государства.
На сегодняшний день в России одним из вариантов решения экономических проблем является активизация взаимоотношений государства и частного бизнеса.
Термин «государственно-частное партнерство» (Public рrivate рartnership ) появился в США и первоначально относился к совместному государственному и частному финансированию программ образования, позднее в 50-х годах 20 века - к финансированию объектов общественного пользования, а в 60-х годах стал использоваться гораздо чаще, обозначая совместные государственно-частные предприятия, занятые модернизаций и перестройкой городов [1, c 38].
В России предпосылки государственно – частного партнерства появилась в начале 2000 – х годов. Но формирование законодательной базы для эффективной организации партнерства сформировалось только в 2015 году. Сегодня процесс государственно – частного партнерства (ГЧП) регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].
В современном понимании партнерство государства и частного бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банковскими организациями, международными финансовыми компаниями и другими институтами в целях реализации проектов, являющихся общественно значимыми. В строительной отрасли такими проектами могут быть – строительство новых видов зданий и сооружений, сокращение сроков возведения, повышение экономичности строительства, проект применения экологически чистых инновационных материалов, использование строительных технологий, позволяющих значительно увеличивать срок эксплуатации зданий и сооружений. Механизм ГЧП наглядно представлен на Рисунке 2.
Рисунок 2 – Механизм государственно – частного партнерства
При помощи механизма ГЧП происходит стимулирование инвестиций в строительный комплекс, развивается жилищно коммунальное хозяйство, стимулирование НИОКР для создания новых инновационных строительных материалов.
При реализации проектов ГЧП в строительной отрасли используются разные механизмы. Их главное отличие друг от друга заключается в передаваемых частному партнеру правомочий собственности, принципов разделения рисками, ответственности за строительство, эксплуатации и управлении.
Наиболее часто в строительной отрасли применяются следующие схемы ГЧП:
- схема «строительство – владение – управление». Данная схема ГЧП подразумевает, получение частным собственником объекта строительства, в которое он инвестировал свои средства. Но при этом государство диктует условия эксплуатации объекта и планы его дальнейшего использования.
- схема «строительство – управление – передача». Объект строительства, в данном случае, будет принадлежать государству. Частный партнер имеет право на управление объектом строительства, но только в сроки установленные договором. После окончания договора частый партнер повторно участвует в тендере на управление. Тендер проходит на общих основаниях [1, c. 49].
- схема «покупка – строительство – управление». Данная схема предполагает, что частный партнер приобретает у государства объект недвижимости, проводит его реконструкцию за счет своих средств и в последующем использует данный объект недвижимости по своему усмотрению. В данном случае объектами продажи будут являться заброшенные здания, аварийные сооружения.
Кроме данных схем ГЧП применяются и другие схемы. Необходимо учитывать специфику реализуемых проектов и условия их осуществления.
На сегодняшний день государством созданы институты, позволяющие стимулировать инновационную деятельность в области строительства и механизм государственно – частного партнерства. К ним относятся различные государственные фонды поддержки инноваций, бизнес – инкубаторы и технопарки. Крупнейшими институтами ГЧП и развитием инноваций в строительной отрасли являются Инновационный фонд России, Фонд «Сколково», АО «Роснано», АО НИЦ «Строительство».
При поддержке государства и институтов происходит развитие и стимулирование инновационной деятельности в строительстве, на данный момент реализовано и используется более трехсот различных инновационных строительных технологий и материалов.
Государственно – частное партнерство позволяет стимулировать инновационную деятельность строительной отрасли. Государство может предоставлять гарантии, льготы, снижение налоговых ставок, которые так необходимы частным партнерам. Получив поддержку государства, предприятия строительной отрасли заинтересованы в проведении НИОКР, будут готовы к реализации новых инновационных проектов и созданию инновационных строительных материалов. Частный бизнес, в свою очередь, обеспечит государству развитие инновационной инфраструктуры, модернизацию строительной отрасли России и достойный уровень экономического развития страны.
Библиографический список
- Добрынин Л. А., Марковская Е. И., Медведь А. А., Привалов Н. Г., Рагимова Н. С., Троицкая И. В Взаимодействие государства и бизнеса: учебное пособие/ Добрынин Л. А., Марковская Е. И., Медведь А. А., Привалов Н. Г., Рагимова Н. С., Троицкая И. В – СПб: Издательство СПбГЭУ, 2014. -192 с.
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О государственно-частном партнерстве, муниципально – частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 24.03.2017).
- Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года (проект), Москва 2015, 42 с.