В современной корпоративной практике высокий уровень развития корпоративного управления является одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности компаний. Уровень качества корпоративного управления сказывается на принятии решений о возможности капиталовложений в компанию, влияет на ее капитализацию. Внедрение эффективных механизмов корпоративного управления способствует повышению стоимости компании, реализации внутрифирменных интересов в формирующейся национальной модели корпоративного управления [1].
В условиях конкуренции эффективное корпоративное управление улучшает репутацию и имидж компании, тем самым, облегчая доступ на рынки капиталов, формируя корпоративную культуру. Существующая хозяйственная практика свидетельствует, что доверие к компании определяется существующими механизмами реализации прав и обеспечения экономических интересов акционеров, реализуемой корпоративной социальной ответственностью и бизнес-этикой компании [2]. Прозрачность и результативность данных механизмов повышает предсказуемость действий организационных элементов управления компании, способствуя возможности влияния на них акционеров.
Этим объясняется актуальность темы и особое внимание к вопросам корпоративного управления в современной экономике. За последние двадцать лет проблемы корпоративного управления завладели особым вниманием экономистов, юристов, политологов. В ведущих школах бизнеса введены соответствующие учебные курсы, вырос интерес в мировой и отечественной научной и учебной литературе.
Современные финансовые потрясения обострили внимание к проблемам корпоративного управления [3]. Поэтому рассматриваемые вопросы имеют не только научный, но и прикладной характер, высокую практическую значимость.
В России в настоящее время отношения в данной сфере в наибольшей степени регулируются Федеральным законом «Об акционерных обществах», уточняющим нормы по защите прав акционеров, кредиторов, регулирующим государственное участие в деятельности корпорации. Приоритетные направления развития компаний определяет Кодекс корпоративного управления, носящий рекомендательный характер по применению технологий, обеспечивающих этическое поведение сторон, и являющийся дисциплинирующим инструментом корпоративного управления.
В результате внесенных изменений в Гражданский Кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в частности, впервые законодательно закреплено понятие корпорации. До этого термин законодательно использовался лишь в статье 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Так, согласно Гражданского кодекса Российской Федерации, к корпорациям относят юридических лиц, учредители которых обладают правом участия в них и формируют их высший орган (Ст. 65.1), в т.ч. хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости и др.
Существующая корпоративная практика и законодательное регулирование потребовала внесения корректив в концептуальные положения теории корпоративного управления, закрепленные в Принципах корпоративного управления ОЭСР, принятых в 1999г., 2004 годах и ставших основой для принятия Кодексов корпоративного управления в разных странах. Традиционно принципы корпоративного управления определяют как основные исходные положения, характеризующие систему и механизм корпоративного управления [1, 4].
Развитие корпоративного управления потребовало принятия новой редакции этого документа и более расширенного состава стран-участниц − развитых и развивающихся государств. В новом документе четко обозначена цель корпоративного управления, заключающаяся в содействии созданию среды доверия, прозрачности и ответственности, необходимой для стимулирования долгосрочных капиталовложений, финансовой стабильности и честности в предпринимательской деятельности [5, с. 7].
Международные принципы, изложенные в документе «Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР», определяют основополагающие элементы и практическое руководство по реализации корпоративного управления на национальном уровне. Они включают следующие разделы [5]:
- Обеспечение основы для эффективной структуры корпоративного управления. Предполагается, что формирующаяся структура должна стимулировать прозрачные и справедливые рынки и эффективное распределение ресурсов, чему способствует эффективный надзор и правоприменение.
- Права акционеров, равное отношение ко всем акционерам и ключевые функции собственности. Положение направлено на защиту прав акционеров и обеспечение справедливого и равного отношения к ним.
- Институциональные инвесторы, рынки ценных бумаг и иные посредники. Данный новый принцип обращает внимание на создание «надлежащего» корпоративного управления по всей инфраструктуре инвестиционной цепочки.
- Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией. Модифицированный принцип направлен на создание благосостояния, рабочих мест и финансово устойчивых предприятий.
- Раскрытие и прозрачность информации. Модифицированное положение обращает внимание на необходимость раскрытия информации по финансовому положению, результатам деятельности, собственности, управлению компанией.
- Обязанности совета директоров. Модифицированный принцип предусматривает обеспечение стратегического руководства компанией, эффективный контроль за менеджментом, подотчетность совета директоров перед компанией и акционерами.
Таким образом, базовые принципы корпоративного управления укрупненно формулируют следующим образом:
- Справедливость (принципы 1 и 2).
- Ответственность (принцип 4).
- Прозрачность (принципы 3 и 5).
- Подотчетность (принцип 6).
Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР носят рекомендательный характер. Их задача − обеспечение общих правил и ориентиров развития. Принципы могут использоваться правительствами в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также самими корпорациями для выработки систем корпоративного управления и лучшей практики. Эти принципы носят эволюционную природу, и их следует пересматривать в свете существенных изменений условий.
Принципы корпоративного управления ОЭСР послужили основой при создании национальных кодексов корпоративного поведения, в том числе, российского Кодекса корпоративного управления, закрепившего следующие принципы корпоративного поведения [6]:
- Права акционеров и равенство условий для акционеров при осуществлении ими своих прав. Данный принцип направлен на обеспечение реальной возможности реализации прав в области участия в управлении и прибыли компании, в возможности обеспечения их эффективной защиты.
- Совет директоров общества. Принцип подчеркивает необходимость осуществления советом директоров стратегического управления деятельностью корпорации и эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов.
- Корпоративный секретарь общества. Принцип акцентирует внимание на обеспечении эффективного взаимодействия с акционерами по защите их интересов и поддержке результативной работы совета директоров компании.
- Система вознаграждения членов совета директоров, исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников общества. Предполагается, что вознаграждение должно быть достаточным для обеспечения необходимых условий и стимулирования топ-менеджмента, обладающего необходимой компетенцией и квалификацией. Разработанная в компании политика по вознаграждению должна координировать процедурный порядок начисления и выплаты вознаграждений.
- Система управления рисками и внутреннего контроля. Этот важнейший модифицированный принцип направлен на создание эффективно функционирующей системы управления рисками и внутреннего контроля в компании.
- Раскрытие информации об обществе, информационная политика общества − один из краеугольных камней – подчеркивает необходимость создания прозрачности и транспарентности для всех заинтересованных лиц в целях повышения инвестиционной привлекательности компании.
- Существенные корпоративные действия. Данный новый принцип направлен на создание справедливых условий, обеспечивающих соблюдение прав и интересов акционеров, других заинтересованных лиц.
В научной литературе в области теории корпоративного управления с теоретической точки зрения выделяют систему принципов корпоративного управления [1, 4]:
- Принцип централизации управления подразумевает сосредоточение наиболее важных, стратегических решений в одних руках. Достоинством рассматриваемого принципа является результативность принятия решений лицами, обладающими профессиональными навыками и компетенциями, координирующими все аспекты работы, что обеспечивает единую финансовую, научно-техническую, производственную и кадровую политику. Недостаток централизации проявляется в возможной концентрации власти в руках людей, не способных организовать комплексный механизм функционирования корпорации и обеспечить эффективность работы.
- Обратный принцип – принцип децентрализации − предполагает ослабление централизации путем передачи решения вопросов нижестоящим органам управления и структурным подразделениям. Достоинство рассматриваемого принципа проявляется в возможности оперативного принятия управленческих решений, в демократизации управления путем привлечение менеджеров среднего и низшего звена, а, следовательно, повышения ответственности за принятие решений, ослаблении бюрократизации, совершенствовании внутрикорпоративных отношений. Недостатком выступает недостаточная квалификации и сформированность компетенций, затруднение унификации правил и процедур принятия решений, отсутствие полной информации и др.
- Принцип координации деятельности. Данный принцип предусматривает переход от прямого управляющего воздействия на объект корпоративного управления к согласованию действий субъектов корпоративного управления для достижения единой цели по реализации миссии и стратегии фирмы.
- Принцип законности. Принцип основан на необходимости принятия управленческих решений в корпорации в соответствии с действующим корпоративным, трудовым, налоговым, финансовым законодательством и охватывающими данными нормативными актами соответствующие грани регулирования на всех уровнях и во всех видах экономической деятельности компаний – промышленности, сельском хозяйстве и др. [7].
- Принцип соблюдения эффективного правоприменения. Данный принцип приобретает особую актуальность для российской корпоративной практики компаний независимо от видов и форм деятельности [6, 7].
- Принцип вовлечения участников корпорации в работу их органов управления, осуществляемого в порядке, определенном федеральным, региональным законом, отраслевыми нормативными актами и учредительными документами корпорации.
- Принцип информационного обеспечения корпоративного управления предполагает наличие комплексной, достаточной, стратегической и оперативной информации, обеспечивающей потенциал воздействия на принятие необходимых управленческих, технических, технологических решений.
- Принцип добросовестности и разумности. Данный принцип отражен в Гражданском кодексе Российской Федерации в статье 53, в которой обязывает лицо, выступающее в соответствии с законом или учредительными документами от имени юридического лица, действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно. Принцип предполагает, что соответствующее лицо обязано вести дела способом, оптимальным для достижения целей корпорации.
В ситуации нарушения принципа добросовестности и разумности Гражданский кодекс Российской Федерации обязывает соответствующее лицо по требованию учредителей возместить убытки, ущерб, причиненные им компании. Существует законодательно разрешенная процедура предусмотреть условия ответственности лиц, выступающих от имени юридического лица, в виде договора. В таком случае в договоре возмещение убытков может быть ограничено или вообще исключено.
Законодательно предусмотрено, что к числу лиц, привлекаемых к ответственности за причинение убытков, ущерба, относят как единоличный исполнительный орган, управляющую организацию или управляющего, осуществляющих переданные им по договору полномочия исполнительного органа, так и членов коллегиального исполнительного органа, а также членов совета директоров (наблюдательного совета) компании. В случае, если члены коллегиальных органов управления голосовали против решения, повлекшего причинение компании убытков, или не принимали участия в голосовании, то они не несут ответственности.
Таким образом, выделенные принципы определяют организационные основы корпоративного управления, характер деятельности соответствующих субъектов управления, сущность их взаимодействия в складывающейся на современном этапе развития практике хозяйствования. Эволюционное изменение принципов корпоративного управления находит отражение в модификации Кодексов корпоративного управления и направлено на внедрение передового опыта, популяризацию лучшей корпоративной практики, совершенствование национальной модели корпоративного управления.
Библиографический список
- Бочарова И.Ю. Внутрифирменные интересы в условиях формирования национальной модели корпоративного управления // Экономическая наука современной России. 2005. № 3. С. 116-123.
- Бочарова И.Ю. Социально-этичный маркетинг и бизнес-этика компаний // Научное обозрение. 2012. № 6. С. 419-424.
- Рыманов А.Ю. Модели противодействия злоупотреблениям в налоговой сфере // Финансы. 2007. № 4. С. 32-36.
- Рыманов А.Ю. Развитие теории корпоративного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 5. С.182-185.
- Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР (G20/OECD Principles of Corporate Governance). Paris: OECD Publishing, 2016. – 79 с.
- Письмо Банка России от 10.04.2014 г. № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вестник Банка России. − № 40. – 18.04.2014 г.
- Рыманов А.Ю. О налогово-бюджетном регулировании сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 4. С. 40-42.
- Рыманов А.Ю. Совершенствовать аренду сельхозугодий // АПК: экономика, управление. 2003. № 4. С.41-45.