Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном, быстро развивающемся мире, наполненном высоко технологическим оборудованием, основное внимание уделяется качеству человеческих ресурсов, их опыту, знаниям, квалификации.
Век информационных технологий требует соответствующего подхода и адаптации кадрового потенциала науки. Управление экономикой, обществом, производством невозможно осуществлять эффективно без соответствующих знаний. При этом основным ресурсом на мировом рынке, способным предоставлять отдельным странам первенство, а отчасти и господство, являются высокие технологии.
В свете продолжающегося реформирования системы высшего профессионального образования в России, возникают логические вопросы, касающиеся целесообразности этих реформ и их эффективности. Необходимо оценить влияние изменения системы профессионального образования и на научный кадровый потенциал, качество его подготовки, уровень конкурентоспособности по сравнению с другими европейскими странами. Рассмотрим систему подготовки научных кадров в России и Германии, в аспектах сравнительного анализа.
Высокий уровень подготовки научных кадров и сильная научная школа в Советском Союзе стала результатам проводимых коммунистической партией реформ в сфере образования, обороны и промышленного производства. Для того что бы обеспечить себе военное превосходство, а также осуществить первый полет в космос, руководству страны было необходимо создать мощнейшую научную школу с соответствующими кадрами. Так, согласно статистическим данным [1], число научных работников в 1950 году составляло 162,5 тыс. чел., а уже к 1955 году возросло до 223,9 тыс. чел. В СССР к тому периоду насчитывалось 2950 научных учреждений (из которых 1180 НИИ и филиалы). Вплоть до 90-х годов в Советском Союзе качество подготовки научных кадров являлось одним из лучших. После распада СССР реформирование системы образования, переход к системе рыночных отношений, открытие границ для импорта продукции, разрушение производства и сельского хозяйства повлияло и на систему подготовки научных кадров. Нестабильность в экономике отразилась на количестве научных институтов и организаций, количестве научных сотрудников, качестве их подготовки. Большая часть научных сотрудников, специалистов в своей сфере оказалась просто не нужна государству. Иммиграция в европейские страны, США, Канаду и Израиль стала лучшим вариантом обеспечения себе качественного будущего и возможности работать по профессии для таких сотрудников.
В период с 90-х по начало 2000-х годов в России происходили глубокие экономические и политические перемены, которые в т.ч. и отразились на системе подготовки научных кадров. В современный период трудоемкий переход и необходимость систематизации высшего образования к европейским стандартам обусловил ряд проблем. Система Болонского процесса, являющаяся источником реформирования системы высшего образования в России, внесла очень большие изменения, которые уже сейчас, как положительно, так и отрицательно отразились на отечественной науке в целом. Выделение в отечественной системе образования бакалавров и магистров способствовало сокращению образовательных программ, изучению отдельных дисциплин поверхностно. Так, если до реформирования системы образования специалист, обучающийся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», изучал достаточно глубоко дисциплины своего профиля, такие как бухгалтерский учет по отраслям, бухгалтерская отчетность, аудит, контроль и ревизия, то теперь выпускник – бакалавр знает только основы, а дальнейшее, именно профессиональное, образование он должен получать в магистратуре.
На сегодняшний день в России до сих пор, не смотря на Болонский процесс, действует двухуровневая система подготовки научных кадров (кадров высшей квалификации):
- кандидат наук (по специальности);
- доктор наук (по специальности).
Подготовка научных кадров в нашей стране осуществляется в образовательных организациях высшего образования, в организациях дополнительного профессионального образования и научно-исследовательских организациях. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим систему подготовки научных кадров в России является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2], в соответствии с которым к освоению программ подготовки в аспирантуре, ординатуре допускаются лица, имеющие высшее образование (специалитет или магистратура).
Общее число организаций, ведущих подготовку аспирантов, в 2015 г. составило 1446 ед. Максимальное число организаций, ведущих подготовку аспирантов, было зафиксировано в 2012 году (1575 ед.), далее их количество стало сокращаться. Такое сокращение объясняется объединением научно-исследовательских организаций и организаций высшего образования, ведущих подготовку аспирантов. Показатели аспирантской подготовки в России в значительной мере определяются состоянием вузовской аспирантуры, где обучается подавляющее большинство российских аспирантов. По сравнению с 2000 годом, на фоне общего сокращения численности аспирантов, численность аспирантов в высших учебных заведениях в 2015 г. сократилась на 2,4%, в научно-исследовательских институтах – на 34,1%, а в организациях дополнительного профессионального образования – на 5,4% (по сравнению с 2010 г.). В период 2000-2010 гг. в вузовских аспирантурах наблюдался рост численности аспирантов (с 100 212 чел. до 139 908 чел.), который сменился сокращением в 2011-2015 гг. с минимальной численностью аспирантов в 2015 г. – 97 847 чел. В аспирантурах научно-исследовательских институтов численность аспирантов достигла своего максимума в 2005 году (19 986 чел.), затем их численность стала сокращаться и в 2015 году составила лишь 11528 чел.[1].
В 2015 г. в диссертационных советах научных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования было защищено 11 787 кандидатских диссертаций (в том числе в НИИ – 2 173, в вузах – 9549, и в ОДПО – 65). Из общего числа защит на лиц, прикрепленных для подготовки кандидатской диссертации, пришлось 24,6%; на аспирантов, прошедших аспирантскую подготовку до отчетного года и аспирантов, защитивших диссертацию после окончания срока аспирантской подготовки, – 46,2%; на аспирантов, защитивших диссертацию в пределах срока обучения в аспирантуре, – 29,1%[1].
Наиболее востребованными специальностями аспирантской подготовки являются технические и экономические науки, на их долю в 2015 г. приходилось соответственно 28,3% и 12,3% от общей численности аспирантов. Эти отрасли являются лидерами по численности аспирантов на протяжении последних 15 лет.
Рассматривая особенности подготовки научных кадров в Германии, необходимо отметить, что Германия является родиной первого университета, в котором наука приобрела профессиональный характер. В период 1970 по 1990-й год в Германии, как и в других европейских странах – инициаторах Болонского процесса были завершены преобразования высшей школы. Согласно статистическим данным, на сегодняшний день система высшего образования в Германии состоит из 90 университетов и 170 высших профессиональных школ.
Саму систему подготовки научных и научно – педагогических кадров в Германии, следует рассматривать с учетом терминологии Болонского процесса. В Германии третьим уровнем высшего образования является получение степени доктора философии (Doctor of Philosophy; Ph.D.), что аналогично российской аспирантуре – «последипломное образование». Слово Philosophy изначально имело более общее значение «наука вообще», которое в данном случае и сохранилось до настоящего времени. Претендент на степень доктора обязан провести определенные, оригинальные научные исследования в рамках специальной учебной программы, затем сдать экзамены и написать диссертационную работу. При этом к работе над докторской диссертацией исследователь может приступить только после получения степени магистра. В Европе степень доктора наук является аналогичной степени кандидата наук в России. Но, в отличие от России, где в наличии надзор со стороны государственной власти за получением степени кандидата наук, в Европе такая степень присуждается на уровне только высших учебных заведений. Так же стоит отметить, что в Германии получение степени доктора наук является свидетельством завершения профессиональной социализации и адаптации начинающего ученного. С момента получения такой степени исследователь переходит в степень ученного и является полноправным членом научного сообщества.
В Германии, как и в ряде других европейских стран, являющихся участниками Болонского процесса, ученным за долголетнюю и плодородную научную работу, могут вручаться и отдельные почетные степени, такие как:
- Doctor of Science (D.Sc.) естественные науки;
- Doctor of Letters (Litt.D.) гуманитарные науки;
- Doctor of Laws (L.L.D.) юриспруденция [3].
При этом в отличие от системы подготовки научных кадров России, в Германии для получения выше перечисленных степеней не требуется проведение каких либо специальных исследований или написания диссертации, данные степени присуждаются известным деятелям науки по совокупности заслуг. Примечательным является то, что для основной массы ученых продвижение по карьерной лестнице в Германии не связано с более высокой ученой степенью, чем Ph.D. (Doctor of Philosophy).
Наличие различных докторских программ, целью которых является создание организационных структур, способных осуществлять административную поддержку подготовки дипломированных специалистов высшей школы, в Германии, как и в других европейских странах, носят отдельный характер и представляют отдельную ступень в системе подготовки научных кадров. В Германии научные школы в основном носят кооперационный характер, т.е. объединяются с научно – исследовательскими институтами или консолидированными организациями. На сегодняшний день Германия является лидером по количеству защищенных диссертаций (25 000 в год). При этом в отличие от России, в Германии предпочтение отдается техническим и гуманитарным наукам, особенно медицине.
В европейских странах стоимость обучения очень высока, поэтому в последнее время в т.ч. и в Германии, наблюдается снижение интереса студентов к получению ученой степени доктора наук. В тоже время Европейской Комиссией была принята программ ERASMUS MUNDUS, основной целью которой является предоставление студентам из других стран возможностей обучаться в европейских университетах, но в связи с наличием факторов, касающихся административных, финансовых, законодательных и культурных аспектов, данная программа является довольно ограниченной.
Рассматривая особенности подготовки научных кадров в Германии, можно выделить еще одну проблему, касающуюся методов организации докторских программ. В целом – это проблема большей части европейских стран, а ее сущность заключается в различии методов организации этих программ в разных европейских странах. Для модификации системы подготовки научных кадров, сформированной на протяжении многих десятилетий на основе культурных и социальных факторов, в Германии, как и в других странах Европы, прошло недостаточно времени, не все научные школы и университеты в данный момент работаю сообща, имеют систему образовательных стандартов, способных учитывать, в том числе и социальные особенности обучающихся. Миграционный кризис, возникший в Германии на фоне обострения ситуации в Сирии и других арабских странах, в будущем внесет свои коррективы в систему подготовки научных кадров. Дело в том, при таком наличии мигрантов, и их законодательное признание беженцами, правительство Германии будет вынуждено выстраивать систему образования, уже на начальном уровне, с учетом традиций «новых жителей».
Проводя сравнение особенностей подготовки научных кадров в России и Германии, следует выделить несколько отличий, которые уже были рассмотрены выше. Во-первых, это отличия в получении ученых степеней. Во-вторых, в процессе организации процесса обучения, и в-третьих, структуры и направлений научных исследований.
Довольно глубокой и требующей особого внимания проблемой подготовки научных кадров в России является уровень поддержки молодых ученных и величина оплаты их труда. По сравнению с Европейскими странами, в т.ч. и Германией, где уровень заработной платы научных работников составляет в среднем 3000 евро/мес., доход научных сотрудников в России является очень маленьким, около 10-20 тыс.руб./мес. (младший научный сотрудник, аспирант).
Одной из проблем подготовки научных кадров в России являются подходы к подготовке и аттестации научных сотрудников. Так, в нашей стране успех защиты кандидатской или докторской диссертации может завесить не только от объективных, но еще и от субъективных факторов, таких как совпадение научных позиций соискателя с позицией научного руководителя, психологическим состоянием соискателя, настроением членов совета. Так же стоит отметить возможное наличие не совсем квалифицированных и адаптированных в области темы работы соискателя, членов совета. Поэтому необходимо определить направления для дальнейшего развития форм аттестации научных сотрудников в нашей стране.
Таким образом, сегодня, являясь одним из основателей реформирования системы высшего образования, Германия не стремится внедрять все установленные Болонским соглашением принципы в систему подготовки научных кадров. В Германии Болонский процесс в основном затронул цикличность высшего образования (бакалавриат – магистратура – докторантура). Так же развитие получили образовательные программы, совместное руководство научными исследованиями и совместные дипломы. В отличие от ряда европейских стран, система подготовки научных кадров, прежде всего, основывается не на системе европейской интеграции, а на сохраненных национальных традициях. В России же на данный момент происходят глубокие реформы системы образования, принципиальные результаты проводимых изменений будут уже сформированы в ближайшее время. При этом следует учесть, что двухуровневая система подготовки научных кадров в нашей стране пока не реформировалась в соответствии с Болонским соглашением.
Библиографический список
- Бахтурин Г.И. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. – М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
- Исмаилов Э.Э.Подготовка научных кадров в России и за рубежом (сравнительный анализ) / Высшее образование в России. 2009. № 7.