В настоящее время мотивационный фактор играет немаловажную роль в достижении целей любой организации. С применением эффективной системы стимулирования персонала производительность труда компании становится более высокой, повышается её конкурентоспособность. Такая система предполагает использование как материальных, так и нематериальных методов для достижения стратегических целей компании.
К сожалению, руководители российских предприятий акцентируют внимание на материальной стороне вопроса и совсем не уделяют внимание нематериальной, но как показывает практика, материальное стимулирование персонала не всегда приводит к достижению желаемых результатов.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что без разработки и внедрения современной и эффективной системы морального стимулирования персонала невозможно успешное и стабильное функционирование и развитие любого предприятия. К тому же, в настоящее время данная проблема представляет особый интерес для теоретиков и практиков, так как до конца не изучены и не рассмотрены основные вопросы морального стимулирования.
Для проведения исследования было выбрано производственное предприятие строительных материалов, занимающееся производством и продажей силикатного кирпича различной модификации, а также строительных материалов.
Продукция отвечает всем требованиям качества. Она востребована в Нижегородской, Рязанской, Владимирской и Пензенской областях, а также в Республике Мордовии. Она разнообразна и конкурентоспособна, изготавливается на современном импортном оборудовании, в том числе и на немецких прессах.
Главная цель предприятия – предоставить потребителям качественную продукцию отечественного производства, используя новейшие технологии, сокращая затраты и увеличивая денежный поток.
Быть надежным, респектабельным и привлекательным партнером в отрасли производства строительных материалов – такова миссия организации.
Далее проанализируем и оценим существующую систему материального и нематериального стимулирования.
В исследуемом предприятии в качестве материальных стимулов выступают:
- заработная плата – величина заработной платы работников зависит от фактически отработанного ими времени, учет которого ведется работниками в соответствии с документами учета рабочего времени. С каждым годом растет среднегодовая заработная плата и производительность труда.
- премии – выплата дополнительно к заработной плате материального поощрения. Система премий состоит из премий по итогам за месяц, по итогам за квартал, по итогам за год.
- страхование сотрудников – с каждым сотрудником организации заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней, время действия страхования – все 24 часа в сутки.
- символы служебного статуса и престижа – на предприятии имеется Доска почета, где вывешены фотографии заслуженных работников предприятия, руководители отделов имеют личный кабинет, награждение медалями, орденами, присвоение почетных званий
- социальные программы – разрабатываются с учетом интересов и потребностей сотрудников. На предприятии действуют следующие виды социальных программ: медицинское обслуживание персонала, на территории завода создано кафе, оборудован спортивно-оздоровительный комплекс, действует материальная поддержка работников, выплата единовременной материальной помощи, компенсаций.
- обучение персонала – охватывает все категории рабочих, инженерно-технических работников и руководителей, направлено на повышение профессионального уровня персонала предприятий и обеспечение предприятий высококвалифицированными сотрудниками. Развиваются программы партнерства предприятия со средними и высшими учебными заведениями
В компании осуществляются следующие моральные стимулы:
- информирование о том, что происходит на предприятии – проводятся еженедельные совещания, создана доска для объявлений, выпускается собственная газета «Наш Диалог», где описываются новости предприятия, внутренняя жизнь, события и мероприятия.
- оценка и поощрение хорошо выполненной работы – руководство производит публичную оценку заслуг работников.
- делегирование полномочий – руководство вовлекает сотрудников в процесс принятия решений и передает им часть своих полномочий.
Проанализировав стратегию мотивации данной компании, можно сделать вывод, что более внимательное отношение на предприятии уделяется принципам мотивации, связанным с материальным стимулированием, призванными удовлетворить базовые потребности работников.
Однако рассмотренная выше система морального стимулирования персонала недостаточно развита, не учитывается вклад отдельного сотрудника в общий результат деятельности предприятия. Применяются не совершенные методы управления, которые снижают заинтересованность работников в повышении эффективности производства.
Так же, подтверждается предположение о том, что предприятие не может удержать и привлечь молодых сотрудников. Выявлена проблема «старения» коллектива. Число молодых специалистов (до 30 лет) на предприятии составляет всего 20,1%, в то время как число работников предпенсионного возраста и число работающих пенсионеров увеличивается.
Таблица 1 – Распределение работников предприятия по возрасту
Категории работников |
2015г, чел |
Распределение по возрасту, всего |
318 |
Моложе 20 лет |
19 |
21-30 лет |
45 |
31-40 лет |
63 |
41-50 лет |
86 |
51-60 лет |
60 |
Старше 60 лет |
45 |
Данные, представленные в таблице, подтверждают тенденцию.
Для установления более доверительных отношений с руководством компании, для создания благоприятного психологического климата, который поспособствует сплочению коллектива, а также для удержания более молодых специалистов было предложено следующее.
Одним из самых известных и популярных методом нематериального стимулирования персонала является тимбилдинг — это тренинг, который направлен на формирование из коллектива сплоченной команды.
Организация тимбилдинга проходит в игровой форме, практически на любую тематику. Проведение тимбилдинга создает такие условия, в которых каждый член группы научится взаимодействовать друг с другом, проявит свои лучшие профессиональные и человеческие качества.
Рассмотрим наиболее популярные сценарии тимбилдинга и их примерную стоимость.
Таблица 2 – Сценарии организация тимбилдинга
Наименование сценария |
Цена, руб |
НЕОлимпийские игры |
25000 |
Пионерская зарница |
23000 |
Веселые старты |
20000 |
Рыцарский турнир |
45000 |
Кулинарный тимбилдинг |
22000 |
НеЦивилизация |
30000 |
Тим Рэйс фото-квест / сити-квест/ квест-румы |
30000 |
Вестерн-шоу |
40000 |
Тимбилдинг в стиле Милитари |
40000 |
Предложенные мероприятия должны оказаться эффективными и действенными. После удачно проведенных мероприятий персонал более эффективно взаимодействуют на работе и чувствуют себя в коллективе комфортнее, снижается текучесть кадров, укрепляется имидж компании.
Библиографический список
- Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 597 c.
- Люшина Э.Ю. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Э.Ю. Люшина, Е.Г. Моисеева, Е.О. Тихонова. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 235 c.
- Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / П.Э. Шлендер [и др.].. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 319 c.