ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Большакова Дарья Сергеевна
Муромский институт Владимирского государственного университета
студент факультета экономики и менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена изучению системы морального стимулирования промышленного предприятия. Как показывает практика, материальные факторы утратили свою стимулирующую роль. Следовательно, все более актуальным становится исследование вопросов, связанных с умением руководителей использовать методы нематериального стимулирования.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Большакова Д.С. Использование морального стимулирования в целях повышения эффективности управления персоналом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15630 (дата обращения: 07.11.2024).

В настоящее время мотивационный фактор играет немаловажную роль в достижении целей любой организации. С применением эффективной системы стимулирования персонала производительность труда компании становится более высокой, повышается её конкурентоспособность. Такая система предполагает использование как материальных, так и нематериальных методов для достижения стратегических целей компании.

К сожалению, руководители российских предприятий акцентируют внимание на материальной стороне вопроса и совсем не уделяют внимание нематериальной, но как показывает практика, материальное стимулирование персонала не всегда приводит к достижению желаемых результатов.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что без разработки и внедрения современной и эффективной системы морального стимулирования персонала невозможно успешное и стабильное функционирование и развитие любого предприятия. К тому же, в настоящее время данная проблема представляет особый интерес для теоретиков и практиков, так как до конца не изучены и не рассмотрены основные вопросы морального стимулирования.

Для проведения исследования было выбрано производственное предприятие строительных материалов, занимающееся производством и продажей силикатного кирпича различной модификации, а также строительных материалов.

Продукция отвечает всем требованиям качества. Она востребована в Нижегородской, Рязанской, Владимирской и Пензенской областях, а также в Республике Мордовии. Она разнообразна и конкурентоспособна, изготавливается на современном импортном оборудовании, в том числе и на немецких прессах.

Главная цель предприятия – предоставить потребителям качественную продукцию отечественного производства, используя новейшие технологии, сокращая затраты и увеличивая денежный поток.

Быть надежным, респектабельным и привлекательным партнером в отрасли производства строительных материалов – такова миссия организации.

Далее проанализируем и оценим существующую систему материального и нематериального стимулирования.

В исследуемом предприятии в качестве материальных стимулов выступают:

  • заработная плата – величина заработной платы работников зависит от фактически отработанного ими времени, учет которого ведется работниками в соответствии с документами учета рабочего времени. С каждым годом растет среднегодовая заработная плата и производительность труда.
  • премии – выплата дополнительно к заработной плате материального поощрения. Система премий состоит из премий по итогам за месяц, по итогам за квартал, по итогам за год.
  • страхование сотрудников – с каждым сотрудником организации заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней,  время действия страхования – все 24 часа в сутки.
  • символы служебного статуса и престижа – на предприятии имеется Доска почета, где вывешены фотографии заслуженных работников предприятия, руководители отделов имеют личный кабинет, награждение медалями, орденами, присвоение почетных званий
  • социальные программы – разрабатываются с учетом интересов и потребностей сотрудников. На предприятии действуют следующие виды социальных программ: медицинское обслуживание персонала, на территории завода создано кафе, оборудован спортивно-оздоровительный комплекс, действует материальная поддержка работников, выплата единовременной материальной помощи, компенсаций.
  • обучение персонала – охватывает все категории рабочих, инженерно-технических работников и руководителей, направлено на повышение профессионального уровня персонала предприятий и обеспечение предприятий высококвалифицированными сотрудниками. Развиваются программы партнерства предприятия  со средними и высшими учебными заведениями

В компании осуществляются следующие моральные стимулы:

  • информирование о том, что происходит на предприятии – проводятся еженедельные совещания, создана доска для объявлений, выпускается собственная газета «Наш Диалог», где описываются новости предприятия, внутренняя жизнь, события и мероприятия.
  • оценка и поощрение хорошо выполненной работы – руководство производит публичную оценку заслуг работников.
  • делегирование полномочий – руководство вовлекает сотрудников в процесс принятия решений и передает им часть своих полномочий.

Проанализировав стратегию мотивации данной компании, можно сделать вывод, что более внимательное отношение на предприятии уделяется принципам мотивации,  связанным с материальным стимулированием, призванными удовлетворить базовые потребности работников.

Однако рассмотренная выше система морального стимулирования персонала недостаточно развита, не учитывается вклад отдельного сотрудника в общий результат деятельности предприятия. Применяются не совершенные методы управления, которые снижают заинтересованность работников в повышении эффективности производства.

Так же, подтверждается предположение о том, что предприятие не может удержать и привлечь молодых сотрудников. Выявлена проблема «старения» коллектива. Число молодых специалистов (до 30 лет) на предприятии составляет всего 20,1%, в то время как число работников предпенсионного возраста и число работающих пенсионеров увеличивается.

Таблица 1 – Распределение работников предприятия по возрасту

Категории работников

2015г, чел

Распределение по возрасту, всего

318

Моложе 20 лет

19

21-30 лет

45

31-40 лет

63

41-50 лет

86

51-60 лет

60

Старше 60 лет

45

Данные, представленные в таблице, подтверждают тенденцию.

Для установления более доверительных отношений с руководством компании, для создания благоприятного психологического климата, который поспособствует сплочению коллектива, а также для удержания более молодых специалистов было предложено следующее.

Одним из самых известных и популярных методом нематериального стимулирования персонала является тимбилдинг — это тренинг, который направлен на формирование из коллектива сплоченной команды.

Организация тимбилдинга проходит в игровой форме, практически на любую тематику. Проведение тимбилдинга создает такие условия, в которых каждый член группы научится взаимодействовать друг с другом, проявит свои лучшие профессиональные и человеческие качества.

Рассмотрим наиболее популярные сценарии тимбилдинга и их примерную стоимость.

Таблица 2 – Сценарии организация тимбилдинга

Наименование сценария

Цена, руб

НЕОлимпийские игры

25000

Пионерская зарница

23000

Веселые старты

20000

Рыцарский турнир

45000

Кулинарный тимбилдинг

22000

НеЦивилизация

30000

Тим Рэйс фото-квест / сити-квест/ квест-румы

30000

Вестерн-шоу

40000

Тимбилдинг в стиле Милитари

40000

Предложенные мероприятия должны оказаться эффективными и действенными. После удачно проведенных мероприятий персонал более эффективно взаимодействуют на работе и чувствуют себя в коллективе комфортнее, снижается текучесть кадров, укрепляется имидж компании.


Библиографический список
  1. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 597 c.
  2. Люшина Э.Ю. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Э.Ю. Люшина, Е.Г. Моисеева, Е.О. Тихонова. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 235 c.
  3. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / П.Э. Шлендер [и др.].. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 319 c.


Все статьи автора «Большакова Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: