ИССЛЕДОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАССАЖИРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Рябушева Анна Алексеевна
Муромский институт (филиал) «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию деятельности пассажирского автотранспортного предприятия и разработке мероприятий по оптимизации деятельности данного предприятия.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Рябушева А.А. Исследование хозяйственной деятельности пассажирского предприятия и оптимизация затрат на оказание автотранспортных услуг // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15629 (дата обращения: 24.04.2024).

Научный руководитель – кандидат экономических наук,  доцент кафедры экономики Свистунов Андрей Валерьевич

Под пассажирской деятельностью автотранспортных организаций подразумевается комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок людей, включая техническую эксплуатацию автотранспортных средств, транспортно-экспедиционные работы и др. [1, с. 38].

Основные виды деятельности пассажирских автотранспортных предприятий могут быть следующими:

  • перевозка пассажиров и багажа, грузов транспортом общего пользования, маршрутными такси и коммерческим транспортом на городских, пригородных, междугородних, межобластных, межреспубликанских и международных маршрутах;
  • перевозка пассажиров легковыми таксомоторами;
  • оказание автотранспортных услуг предприятиям и населению по разовым заказам;
  • оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей по заявкам граждан и организаций. [3, с.82].

Деятельность пассажирских автотранспортных организаций играет важную роль в жизни населения. Человек может совершать необходимые передвижения пешком, но лучше с использованием транспортных средств. Для пассажиров использование услуг автотранспортных предприятий связано, прежде всего, с экономией времени и сил, затрачиваемых на передвижение. Сэкономленное время и силы используются людьми для отдыха, развития личности, получения дополнительного заработка, воспитания детей и других лично и социально значимых целей [2, с.163].

Так же пассажирские автотранспортные предприятия осуществляют деятельность в целях решения вопросов местного значения по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах городского округа, а также удовлетворения общественных потребностей в качественных пассажирских перевозках за его пределами и с целью получения прибыли.

Для каждой пассажирской автотранспортной компании увеличение пассажиропотока – это одна из главных задач. Только так можно увидеть, насколько эффективна деятельность данного предприятия. Так же от этого зависит интерес к данной компании, общий рост организации и увеличение прибыли. Поэтому увеличением пассажиропотока заинтересованы не только собственники предприятия и учредители, но и держатели акций, инвесторы, а также население.

Основными показателями деятельность пассажирских транспортных предприятий являются:

  • выручка от маршрутных перевозок
  • пассажиропоток
  • эксплуатационные свойства автотранспорта (вместимость, комфортабельность, скорость, топливная экономичность, проходимость)

Рассматриваемое автотранспортное предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием. Предприятие осуществляет деятельность, которая обеспечивает автомобильные (автобусные) перевозки пассажиров по установленным маршрутам, подчиняющиеся расписанию; заказные перевозки; грузовые перевозки; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Динамика основных показателей деятельности предприятия представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика основных показатели деятельности предприятия

Показатели деятельности

Показатель (тыс. руб.)

Темп роста, %

2015 год 2016 год
Выручка от маршрутных перевозок (тыс. руб.) 39 923,5 35 762, 0 89,6
Пассажиропоток (тыс. чел) 1226 1124 91,7
Доходы от населения (тыс. руб.) 26 825,0 23 298,0 86,9
Чистая прибыль (тыс. руб.) 173 74 42,8

Как видно из таблицы эффективность деятельности предприятия снизилась в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Темп роста выручки от маршрутных перевозок составил  89,6%. А пассажиропотока 91,7%. Снижение объемов по маршрутным перевозкам связано, в основном, со снижением количества перевозимых пассажиров и развитием на территории района частных перевозчиков. Соответственно нужно оптимизировать деятельность организации.

Для этого можно рекомендовать следующие пути оптимизации деятельности предприятия:

  • Привлечение дополнительных инвестиционных средств для обновления автопарка. Одним из путей обновления изношенных и морально устаревших транспортных средств может стать внедрение практики применения нового кредитного инструмента – финансового лизинга.
  • Введение маркетинговой политики. Она сводиться к тому, что бы увеличить интерес потребителей к услугам предприятия. Необходимо влиять на потребителя до предоставления ему услуги, в процессе обслуживания и после предоставления услуги. К примеру, ввести рекламу, имеющую конечной целью побудить обратиться за оказанием услуг к предприятию-рекламодателю. Так же необходимо формировать благоприятный имидж в широких кругах общественности.
  • Минимизировать затраты. Одним из вариантов наиболее актуальным выглядит использование в качестве альтернативного моторного топлива газа, и в первую очередь природного газа. Данный метод приведёт к энергосбережению, экологической безопасности, увеличиться пробег и работоспособность двигателя, возрастёт срок службы свечей, снизиться износ деталей автотранспорта. А так же экономия денежных средств, затрачиваемых на моторное топливо, в размере 55 – 60%.
  • Сформировать корпоративную культуру. Её цель должна быть направлена на соответствующий этикет общения со своими клиентами, соответствующий общепринятым правилам делового этикета и нормам морали.

Таким образом, применение данных методов поможет предприятию улучшить финансово-хозяйственной деятельностью, увеличить интерес населения, а соответственно и пассажиропоток.


Библиографический список
  1. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Ю.А. Хегай, В.В. Девинова, К.А. Мухина – Красноярск, 2012. – 229 с.
  2. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В.Спирин. – 5-е изд.перераб. – М.:Издательский центр «Академия», 2016. – 400 с. ISBN 978-5-7695-6590-8
  3. Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 384 c.


Все статьи автора «Рябушева Анна Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: