Научный руководитель – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Свистунов Андрей Валерьевич
Под пассажирской деятельностью автотранспортных организаций подразумевается комплекс работ и услуг, связанных с подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок людей, включая техническую эксплуатацию автотранспортных средств, транспортно-экспедиционные работы и др. [1, с. 38].
Основные виды деятельности пассажирских автотранспортных предприятий могут быть следующими:
- перевозка пассажиров и багажа, грузов транспортом общего пользования, маршрутными такси и коммерческим транспортом на городских, пригородных, междугородних, межобластных, межреспубликанских и международных маршрутах;
- перевозка пассажиров легковыми таксомоторами;
- оказание автотранспортных услуг предприятиям и населению по разовым заказам;
- оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей по заявкам граждан и организаций. [3, с.82].
Деятельность пассажирских автотранспортных организаций играет важную роль в жизни населения. Человек может совершать необходимые передвижения пешком, но лучше с использованием транспортных средств. Для пассажиров использование услуг автотранспортных предприятий связано, прежде всего, с экономией времени и сил, затрачиваемых на передвижение. Сэкономленное время и силы используются людьми для отдыха, развития личности, получения дополнительного заработка, воспитания детей и других лично и социально значимых целей [2, с.163].
Так же пассажирские автотранспортные предприятия осуществляют деятельность в целях решения вопросов местного значения по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах городского округа, а также удовлетворения общественных потребностей в качественных пассажирских перевозках за его пределами и с целью получения прибыли.
Для каждой пассажирской автотранспортной компании увеличение пассажиропотока – это одна из главных задач. Только так можно увидеть, насколько эффективна деятельность данного предприятия. Так же от этого зависит интерес к данной компании, общий рост организации и увеличение прибыли. Поэтому увеличением пассажиропотока заинтересованы не только собственники предприятия и учредители, но и держатели акций, инвесторы, а также население.
Основными показателями деятельность пассажирских транспортных предприятий являются:
- выручка от маршрутных перевозок
- пассажиропоток
- эксплуатационные свойства автотранспорта (вместимость, комфортабельность, скорость, топливная экономичность, проходимость)
Рассматриваемое автотранспортное предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием. Предприятие осуществляет деятельность, которая обеспечивает автомобильные (автобусные) перевозки пассажиров по установленным маршрутам, подчиняющиеся расписанию; заказные перевозки; грузовые перевозки; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Динамика основных показателей деятельности предприятия представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика основных показатели деятельности предприятия
Показатели деятельности |
Показатель (тыс. руб.) |
Темп роста, % |
|
2015 год | 2016 год | ||
Выручка от маршрутных перевозок (тыс. руб.) | 39 923,5 | 35 762, 0 | 89,6 |
Пассажиропоток (тыс. чел) | 1226 | 1124 | 91,7 |
Доходы от населения (тыс. руб.) | 26 825,0 | 23 298,0 | 86,9 |
Чистая прибыль (тыс. руб.) | 173 | 74 | 42,8 |
Как видно из таблицы эффективность деятельности предприятия снизилась в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Темп роста выручки от маршрутных перевозок составил 89,6%. А пассажиропотока 91,7%. Снижение объемов по маршрутным перевозкам связано, в основном, со снижением количества перевозимых пассажиров и развитием на территории района частных перевозчиков. Соответственно нужно оптимизировать деятельность организации.
Для этого можно рекомендовать следующие пути оптимизации деятельности предприятия:
- Привлечение дополнительных инвестиционных средств для обновления автопарка. Одним из путей обновления изношенных и морально устаревших транспортных средств может стать внедрение практики применения нового кредитного инструмента – финансового лизинга.
- Введение маркетинговой политики. Она сводиться к тому, что бы увеличить интерес потребителей к услугам предприятия. Необходимо влиять на потребителя до предоставления ему услуги, в процессе обслуживания и после предоставления услуги. К примеру, ввести рекламу, имеющую конечной целью побудить обратиться за оказанием услуг к предприятию-рекламодателю. Так же необходимо формировать благоприятный имидж в широких кругах общественности.
- Минимизировать затраты. Одним из вариантов наиболее актуальным выглядит использование в качестве альтернативного моторного топлива газа, и в первую очередь природного газа. Данный метод приведёт к энергосбережению, экологической безопасности, увеличиться пробег и работоспособность двигателя, возрастёт срок службы свечей, снизиться износ деталей автотранспорта. А так же экономия денежных средств, затрачиваемых на моторное топливо, в размере 55 – 60%.
- Сформировать корпоративную культуру. Её цель должна быть направлена на соответствующий этикет общения со своими клиентами, соответствующий общепринятым правилам делового этикета и нормам морали.
Таким образом, применение данных методов поможет предприятию улучшить финансово-хозяйственной деятельностью, увеличить интерес населения, а соответственно и пассажиропоток.
Библиографический список
- Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Ю.А. Хегай, В.В. Девинова, К.А. Мухина – Красноярск, 2012. – 229 с.
- Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.В.Спирин. – 5-е изд.перераб. – М.:Издательский центр «Академия», 2016. – 400 с. ISBN 978-5-7695-6590-8
- Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 384 c.
Количество просмотров публикации: Please wait