ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пигина Анна Ивановна
Муромский институт Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация
Данная статья посвящена анализу внешней среды производственного предприятия, а также оценке влияния факторов внешнего окружения на деятельность предприятия.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Пигина А.И. Факторы внешней среды и их влияние на функционирование предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15628 (дата обращения: 24.04.2024).

Все предприятия находятся и функционируют в среде. Каждое действие абсолютно всех организаций возможно только в случае, если среда позволяет его осуществление. Организация находится в состоянии постоянного взаимодействия с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможность выживания.

Понимание степени важности оценки внешнего окружения при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х годов XX в., так как внешняя среда компании все больше становилась и является по сей день источником многих проблем руководителей.

Значимость влияния факторов внешней среды в настоящее время значительно увеличилась. Под воздействием неблагоприятной экономической обстановки, организации в большей мере стали обращать внимание на изменения, происходящие во внешнем окружении. Бесспорно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны руководства компании.

Способность адаптироваться к изменениям во внешней среде – основное условие выживания и развития компании. Постоянный анализ и мониторинг факторов внешней среды – путь к успеху предприятия и его эффективной работе.

Для оценки влияния факторов внешней среды на функционирование организации было выбрано производственное предприятие.

Рассматриваемое предприятие, занимается производством, а также оптовой и розничной торговлей строительных материалов и продукции.

Главной целью компании является максимальное удовлетворение потребностей покупателей, предприятий и организаций в материалах и товарах, предназначенных для ремонта и строительства.

В общем смысле внешнюю среду организации можно охарактеризовать как совокупность факторов, влияющих на деятельность компании. Поскольку эти факторы имеют различную степень влияния на предприятие, их разделяют на прямые и косвенные, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного воздействия.

К среде прямого воздействия относят факторы, непосредственно влияющие на деятельность предприятия и испытывающие на себе обратное влияние. К этим факторам относят поставщиков, потребителей, конкурентов, собственников.

Основными потребителями продукции предприятия являются строительные организации, строительно-ремонтные бригады и частные застройщики. Продукция исследуемого предприятия востребована на стройках  в Нижегородской, Рязанской, Владимирской и Пензенской областях, а также в Республике Мордовии. Пользуются устойчивым спросом у населения разные виды стройматериалов. Отгружается продукция потребителям преимущественно в пакетах.

Рассматриваемое производственное предприятие имеет достаточно узкую сеть поставщиков, обеспечивающих поставку песка, глины, извести, опилок, оборудования, энергии и других, необходимых для производства материалов. Каждый поставщик дает гарантию на поставляемый им товар, несёт ответственность за него, поэтому предприятие практически всегда обеспечено высококачественным товаром, что даёт ему ряд преимуществ перед другими компаниями.

Для оценки влияния конкурентов на деятельность предприятия воспользуемся традиционным средством изучения конкурентов – концепцией «4Р», которая представляет собой сравнительный анализ организации и конкурентов по основным факторам конкурентоспособности: продукту, цене, регионам сбыта, каналам сбыта. Результаты оценки представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1Лист балльной оценки конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности

Рассматрив. предприятие

Конкуренты

Конкурент № 1

Конкурент №2

1Р – PRODUCT
Качество, свойства

5

4

5

Престиж торговой марки

4

3

4

Оформление

4

5

3

Широта ассортимента

4

5

3

Дополнительные услуги

5

5

5

ИТОГО

22

22

20

2P – PRICE
Уровень цены

4

4

4

Скидки

2

3

3

Условия оплаты и порядок расчетов

4

4

4

ИТОГО

10

11

11

3P – PLACE
Регионы сбыта (число регионов, степень охвата)

4

4

3

Управление запасами, склады, транспорт

4

4

3

Портфель заказов, цикл заказа

4

4

5

ИТОГО

12

12

11

4P – PROMOTION
Реклама

3

3

2

PR

1

1

1

Использование посредников

4

2

4

ИТОГО

8

6

7

ВСЕГО

52

51

49

Таблица 2 – Оценка слабых и сильных сторон организации и конкурентов по методу «4Р»

Факторы конкурентоспособности Оценка позиций по отношению к основному конкуренту №1

Слабее

Равные

Лучшие

- PRODUCT
Качество, свойства

þ

Престиж торговой марки

þ

Оформление

þ

Широта ассортимента

þ

Дополнительные услуги

 

þ

 

2P – PRICE

 

 

Уровень цены

 

þ

 

Скидки

þ

 

 

Условия оплаты и порядок расчетов

 

þ

 

3P – PLACE

 

 

 

Регионы сбыта (число регионов, степень охвата)

 

þ

 

Управление запасами, склады, транспорт

 

þ

 

Портфель заказов, цикл заказа

 

þ

 

  4P – PROMOTION

 

 

 

Реклама

 

þ

 

PR

 

þ

 

Использование посредников

 

 

þ

Проанализировав данные листа балльной оценки конкурентоспособности предприятия можно сделать вывод, что конкурент №1 является самым сильным конкурентом, так как, предоставляет более широкий ассортимент, лучшее оформление продукции и политику предоставления скидок, тем самым оказывая ощутимое влияние на деятельность предприятия.

Далее проведем оценку влияния на функционирование предприятия косвенных факторов внешней среды. К среде косвенного воздействия относят факторы, которые хотя и не оказывают прямого немедленного воздействия на деятельность предприятия, тем не менее сказываются на нем. К ним относят экономическую, политическую, социокультурную и  технологическую среду.

В настоящее время экономическая обстановка в нашей стране отличается нестабильностью. Влияние экономической компоненты на предприятие, проявляется главным образом ростом издержек и себестоимости продукции, что в свою очередь приводит к росту цен и снижению уровня конкурентоспособности продукции.  Понимая это, руководство предприятия уделяет особое внимание этой компоненте. Осуществляется постоянный мониторинг темпов инфляции, международного платежного баланса, уровня занятости населения, ставок кредитования, что помогает руководству поддерживать эффективность деятельности предприятия на достаточно высоком уровне.

Деятельность предприятия подпадает под множество правовых ограничений, устанавливаемых  государством  через законы. Организация действует в соответствии с налоговым, трудовым и другими законодательствами. Предприятие имеет определенный статус – АО, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об акционерных обществах». Являясь юридическим лицом, рассматриваемое предприятие платит все необходимые для этого правового статуса налоги. Помимо прочего, организация осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, выполняет требования различных государственных органов – Госстандарт, Пенсионный Фонд и многих других. В этом проявляется влияние политической компоненты внешней среды.

Не менее важное влияние на функционирование предприятия оказывают социокультурные факторы внешней среды. Для поддержания хороших отношений с обществом, в котором функционирует компания, предприятие занимается благотворительной деятельностью. Строительство и начавшаяся деятельность завода постепенно преобразили южную часть города, были проведены электроэнергия, водопровод, канализация, заработала котельная, была проложена асфальтовая дорога, возведены многоквартирные дома, детский сад, средняя школа, магазины. Благодаря близкой доступности силикатного производства интенсивно велось строительство в центральной части города, в том числе жилищное.

Наряду со всем прочим предприятие проводит периодический анализ технологической среды, который очень важен для предприятия, так как позволяет своевременно увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Таким образом, проведенная оценка влияния факторов внешней среды на функционирование предприятия показала, что постоянный анализ и мониторинг факторов внешнего окружения организации – путь к успеху предприятия и его эффективной работе. Понимая это, руководство исследуемой  организации вкладывает значительные средства в выявление изменений, произошедших во внешней среде, и адаптацию к этим изменениям.


Библиографический список
  1. Максимцов М.М.— Менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлению “Менеджмент” —  М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
  2. Парахина В.Н., Максименко А.С., Панасенко С.В. — Стратегический менеджмент : учебник — Москва : КноРус, 2017.
  3. Рой О.М. — Теория управления (для бакалавров) — КноРус, 2016.


Все статьи автора «Пигина Анна Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: