ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИТ-СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Болдышев Алексей Владимирович1, Тхориков Борис Александрович2
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, кафедра менеджмента и маркетинга,магистрант 1 года обучения
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, кафедра менеджмента и маркетинга,кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга

Аннотация
В статье отражены популярные методологии разработки ИТ-стратегии организации. Предложена задача формирования показателей для оценки эффективности каждого этапа реализации ИТ-стратегии.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Болдышев А.В., Тхориков Б.А. Основные этапы разработки ИТ-стратегии организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15611 (дата обращения: 11.03.2024).

Сегодняшний этап развития общества характеризуется значительным ростом популярности информационных систем и технологий (ИТ). Это обусловлено тем, что использование современных и передовых технологий способствует повышению эффективности человеческой деятельности, как индивидуальной, так организации в целом.

Использование ИТ в деятельности организации заключается в создании комплексной инфраструктуры, включающей в себя весь необходимый перечень телекоммуникационных и информационных систем, которые направлены на повышение эффективности работы организации. Такой эффект достигается за счет увеличения скорости взаимодействия структурных подразделений, автоматизации различных задач и процессов т.д.

Выбор платформы для создания ИТ-инфраструктуры достаточно тяжелая задача, так как необходимо не только удовлетворить текущие потребности организации, но и обеспечить возможность перспективной модернизации в будущем. Формулировка цели и задач, которые должны решаться с помощью ИТ-инфраструктуры организации можно определить как разработка ИТ-стратегии.

Сегодня термин ИТ-стратегия не является новым. Часто стратегию представляют как некий  сценарий, по которому будут развиваться информационные системы предприятия [2]. Многие международные организации занимаются разработкой комплексных ИТ-стратегий, которые направлены как на развитие инфраструктуры, так и на предоставление клиентам ИТ услуг [3]. Среди наиболее известных методологий и библиотек, которые описывают практики разработок ИТ-стратегий можно отметить:

  1. ITIL – библиотека инфраструктуры информационных технологий. В ней описаны одни из лучших применяемых на практике способов организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области ИТ.
  2. Библиотека ITSM – подход к управлению и организации ИТ-услуг, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса. Управление ИТ-услугами реализуется поставщиками путём использования оптимального сочетания людей, процессов и информационных технологий [1].
  3. ISO/IEC 20000:2011 – международный стандарт для управления и обслуживания IT сервисов.
  4. MOF (Microsoft® Operations Framework) – Методологическая модель состоит из набора взаимосвязанных «рекомендованных практик», основополагающих принципов и процедур, которые вместе предоставляют полные руководства по достижению надежности ИТ-решений и услуг.
  5. COBIT – представляет собой пакет открытых документов, международных и национальных стандартов и руководств в области управления IT, аудита и IT-безопасности. Имеет достаточно подробное описание и широко используемый для аудита [4].
  6. FITS (Framework for ICT Technical Support) – это модель управления ИТ для образовательных учреждений (и небольших компаний). В ней описаны пошаговые инструкции и рекомендации по внедрению процессов, содержит  наборы шаблонов документов.

Стоит отметить, что известно большое количество методологий и практик, все они отражают индивидуальный подход к достижению цели. Неизменным остается тот факт, что разработка ИТ-стратегии должна проводиться компетентными и высококвалифицированными специалистами.

ИТ-стратегия не обязательно представляет собой многостраничный документ, она может быть изложена и на нескольких страницах. Объем напрямую зависит от характера деятельности организации. Важными аспектами, которым должно быть уделено внимание это: описывание текущего состояния ИТ-инфраструктуры; цели внедрения/обновления ИТ; четкое описание конкретных задач, которые будут решаться; перечисление лиц, ответственных за исполнение конкретного этапа. Также стоит описать позитивные изменения в работе персонала на фоне внедрения новых ИТ. Позитивные изменения – это облегчение производственного процесса, упрощение взаимодействия между подразделениями, упрощение документооборота, т.е. сотрудники смогут выполнять свои функции более эффективно и с меньшими временными затратами.

В качестве основных этапов реализации стратегии можно отметить:

  1. Формирование внутри организации группы экспертов, которая займется разработкой и реализацией ИТ-стратегии. Если сформировать команду внутри организации не представляется возможным ввиду малого опыта или компетенций, то целесообразно обратиться к профессионалам, чей опыт позволит решить проблему.
  2. Проведение анализа текущего состояния ИТ-инфраструктуры, целей организации, выявление потребностей в новых ИТ.
  3. Формулировка основных целей ИТ-отдела, задач для их достижения и  показателей эффективности.
  4. Внесение изменений в стратегию на основании проделанной работы.
  5. Формирование итогового плана реализации ИТ-стратегии.

Кроме анализа, эффективным инструментом является моделирование бизнес-процессов. Оно позволяет наглядно показать специфику протекающих процессов, найти слабые стороны и пути их усиления. Моделировать необходимо каждый этап ИТ-стратегии, чтобы у заказчика не было сомнений в необходимости всех выполняемых действий в рамках этапа.

В стратегии можно описывать и альтернативы, т.е. показать, что результат может быть достигнут различными путями. Все альтернативы также должны отражаться при моделировании. Каждый вариант может иметь разное количество этапов, которые отличаются длительностью реализации, величиной материальных затрат, возникающими рисками и т.д. Конечный результат отражает оптимальное решение развития ИТ-инфраструктуры.

В качестве вывода можно отметить, что разработка ИТ-стратегии организации является очень важным элементом, так как позволяет наглядно показать необходимость ИТ-отдела и его вклад в развитие организации.


Библиографический список
  1. Аксенов Е. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент / Е. Аксенов, И. Альтшулер // СПб.: Питер, 2009.- 464 с.
  2. Восканян М.В. Построение ИТ-стратегии современного предприятия // Корпоративные системы: сетевой журнал, №11(100), 2004. URL:https://www.iemag.ru/opinions/detail.php?ID=17749 (дата обращения: 19.10.2017).
  3. Михайлов А.Г. ИТ-стратегия: варианты разработки //Директор информационной службы: сетевой журн. № 02 2012. URL: https://www.osp.ru/cio/2012/02/13013086/ (дата обращения: 19.10.2017).
  4. Ингланд Роб Овладевая ITIL Пер.с англ.- М.: Лайвбук, 2011. – 132с.


Все статьи автора «Болдышев Алексей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: