ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ СТРАХОВОГО И БАНКОВСКОГО ДЕЛА В РОССИИ

Добрынина Анастасия Алексеевна
Тюменский государственный университет
студент уровень магистратура Экономика, направление «Банки и банковская деятельность»

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы в области страхового и банковского дела в РФ. Отмечено, что страховой рынок РФ сегодня в непростой ситуации. Рассмотрена тенденция к увеличению компаний, занимающихся страхованием, с помощью слияния с банковскими и иными финансовыми институтами. Данное действие дает возможность одновременно предлагать страховку, банковские и финансовые продукты, с возможностью комплексных услуг, а также использовать перекрестную продажу. Также подчеркнуто значение взаимного перестрахования крупных мировых страховых компаний.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Добрынина А.А. Проблемы в области страхового и банковского дела в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15601 (дата обращения: 25.04.2024).

Страховой рынок – весьма специфическая сфера рынка, существующая в единстве с рынком товарным, страховой рынок – его разновидность и, соответственно, его развитие проистекает в рамках общих законов.

Страховой рынок – есть сфера по формированию предложения и спроса на услуги по страхованию, который определяется отношениями меж разными страховщиками, которые предлагают соответствующие услуги, а вместе с тем, физическими и юридическими лицами, нуждающимися в страховой защите, то есть, страхователями. Отношения между ними регулируют Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и ГК РФ.

Однако страховой рынок РФ сегодня в непростой ситуации. Согласно данным на 2016 год он по удельным показателям вновь вернулся к уровню начала 90-х гг., что подтверждается тем фактом, что доля страхования в ВВП осталась на уровне 1,5 %, в иных же развитых европейских странах этот показатель равен 15-24 % [6, с. 57].

Вместе с тем, по данным Президента Всероссийского союза страховщиков И.Ю. Юргенса, впервые за 12 лет сегмент страхования жизни в первом квартале 2017 года вышел на первое место по объему премий (59,8 млрд руб.), обогнав рынок ОСАГО (48,2 млрд руб.). В 1 квартале крупнейшим сегментом стало страхование жизни (доля 18,9%, в 2016 году – 19,1%), доля моторного страхования – ОСАГО и КАСКО на рынке продолжает снижаться: 36,7% по итогам 2016 года и 26,9% по итогам первого квартала 2017 года [7].

И здесь ситуацию спасает тенденция к увеличению компаний, занимающихся страхованием, с помощью слияния с банковскими и иными финансовыми институтами. Данное действие дает возможность одновременно предлагать страховку, банковские и финансовые продукты, с возможностью комплексных услуг, а также использовать перекрестную продажу.

Вновь, согласно данным И.Ю. Юргенса, структура распределения сборов по каналам продаж продолжает меняться в сторону банкострахования. Банковский канал впервые обогнал агентский – по итогам первого квартала 37,9% сборов пришлось на него и 37,8% – на долю агентов [7].

То есть, в результате слияния у компаний-страховщиков увеличивается финансовая устойчивость, так как осуществлен перераздел капитала внутри подобного конгломерата, а также оптимизируется обслуживание клиентов за счет унификации. Кроме того, результативность повышается за счет взаимного использования общей сети по продаже продуктов обоих типов: банковских и страховых. Причем, необходимо отметить, что самые крупные подобные слияния чаще происходят в отношении компаний, которые в основном занимаются страхованием жизни [4, с.12].

Одновременно увеличивается и объем прямого участия в банковском бизнесе страховых компаний, что, вместе с тем, далеко не всегда дает положительные и скорые результаты.

Все это было вызвано (прежде всего, в странах с высоким уровнем жизни) увеличением конкурентов на данном поприще и одновременно уменьшением прибыли в страховом и банковском сегментах мирового финансового рынка [3, с.406].

Интеграция страховщиков и банкиров вначале была представлена созданием так называемых «универсальных» банков, которые соединяли всевозможные, в том числе, и страховое, направления деятельности в области финансов. К сегодняшнему же дню сформирован самый актуальный для клиентов инструментарий услуг в области финансовой помощи: накопление, кредитование, риск-менеджмент, текущий счет и собственно страхование.

Некоторые специалисты [4] считают инициаторами движения по слиянию, появлению финансовых конгломератов именно банки, которым пришлось при все возрастающей конкуренции увеличивать в своих отделениях и филиалах круг услуг в области финансов.

Еще раз необходимо отметить, что при слиянии и страховая компания, и банковская организация могут реализовывать финансовые проекты совместно, что является немалым преимуществом. Банк при этом увеличивает список своих услуг по предложениям частным лицам, расширяет возможности по кредитованию юридических и физических лиц. А компания-страховщик может размещать страховые резервы на депозитном счете партнера-банка, что превращает их в долгосрочные вложения. Это, опять же, крайне выгодно в смысле экономических показателей деятельности банка. Кроме того, компания-страховщик может использовать банковскую клиентскую базу, а это резко уменьшает затраты на администрирование и страховых агентов.

Нужно также учесть, что участие банков в продаже страховых продуктов в России все сильнее кодифицируется [1], разные надзорные и исполняющие институты получают все больше возможностей бороться с нарушениями в данной области.

Таким образом, можно констатировать, что страхование, без сомнений, есть одна из самых интегрированных форм финансовой деятельности, в связи с чем можно отметить связи взаимного перестрахования самых крупных мировых страховых компаний. И слияние банковского дела со страховым, при условии контроля данной деятельности соответствующими органами, способно решить посредством подобного сотрудничества большую часть проблем.


Библиографический список
  1. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 26.07.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2017) // http://www.consultant.ru/
  2. Денисова И.Д. и др. Страховой рынок России: проблемы и перспективы развития // Вестник МГУ им. С.Ю. Витте. – 2016. – №1(16). – С. 51-57.
  3. Елембаева К.Д. Участие банков в продаже страховых продуктов: финансовая оценка // Молодой ученый. – 2014. – №3(62). – С. 406-407.
  4. Плешков А.П., Орлова И.В. Очерки зарубежного страхования. – М.: Анкил, 2007. – 200 с.
  5. Старцева Р.А. Рынок страхования: его структура и экономические основы функционирования // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине сборник научных трудов III Международной научной конференции. – Томск: НИ ТПУ, 2016. – С. 539 – 542.
  6. Тепкаева З.З. Страховой рынок России. Современное состояние и перспективы развития // Экономические науки. – 2016. – №141. – С. 51-56.
  7. Юргенс И.Ю. Страховой рынок в 2017 году: структурные перемены, новые вызовы  // http://www.insur-info.ru/analysis/1158/


Все статьи автора «Добрынина Анастасия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: