СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: НУЖЕН ЛИ ОН МАЛОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ?

Аль-Дахир Дахир Сулейманович
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студент

Аннотация
В условиях современной экономики и ее постоянной изменчивости малому бизнесу как никогда нужны инструменты планирования, анализа, а также навыки разработки стратегии. Несмотря на кажущуюся простоту малого предпринимательства, на его долю приходится около 20% ВВП в год. Представители малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели не обладают достаточным объемом информации о планировании и стратегии в условиях малого бизнеса, вся серьезная литература дает примеры и нацелена в общем на крупные предприятия. Данная статья рассказывает о необходимости введения в образовательные программы сведений о стратегическом менеджменте в малом бизнесе и предлагает некоторый инструментарий и методы его приложения.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Аль-Дахир Д.С. Стратегический менеджмент: нужен ли он малому предпринимательству? // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15595 (дата обращения: 14.03.2024).

Статистика последних лет отмечает стабильную долю участия малого предпринимательства в ВВП страны – около 20%, из года в год этот показатель не меняется. Минэкономразвития дополняет этот показатель конкретным количественным показателем, определяющим численность предприятий малого и среднего бизнеса в стране – 5,5 миллиона, из которых индивидуальных предпринимателей насчитывается примерно 2,9 миллиона, малых компаний – 2,6 миллиона. Важным моментом является тот факт, что эти предприятия обеспечивают рабочими местами более 16 миллионов человек. Программа господдержки позволяет ведомству надеяться на рост числа компаний малого и среднего бизнеса до 6 миллионов, или дополнительно около 2,2 миллиона рабочих мест.

Цифры замечательные, если бы не одно «но»: малые предприятия не слишком перерастают в «большие». Тому есть немало объяснений, и первой причиной является тот факт, что «аленьким» быть безопаснее и выгоднее (чисто психологический и немного экономический фактор – быть «большим» страшно, да и налоги выше). Но кроме этих двух, есть и другие причины ограниченности «роста»: недочеты в управлении, недостаточная компетенция руководящего состава, неумение составлять четкий план деятельности, финансовая неграмотность и элементарная самоуверенность, не подкрепленной в большинстве случаев ни знаниями, ни  умениями. Но это частное мнение.

Проблема остается, ведь без стремления к росту в современных экономических условиях выжить сложно, несмотря на довольно внушительную государственную поддержку. Есть ли решение? Безусловно – образование, правильное обучение предпринимателей ведению бизнеса, исключающее чтение книжек на тему «быстрый путь к успеху», «делай как я» или вообще мистические «купи оберег, амулет» и прочее. Основной темой обучения предпринимателей должны быть основы стратегического управления, планирование, финансы, бюджетирование, логистика. Причем привязанные к конкретным отраслям, сферам деятельности. Систематизированный подход даст результаты. Пока же те, кто действительно хочет развиваться,  вынуждены методом проб и ошибок искать пути, просматривать массу литературы, в том числе околообразовательной и далекой от научности.

Что может предложить стратегический менеджмент малому бизнесу? Видение перспективы и возможность предвидения рисков и своевременной корректировки тех или иных действий и планов с целью избежать влияния этих рисков. Стратегический менеджмент:

-       позволит сбалансировать положение предприятия на рынке, не противопоставляя и не подлаживаясь под внешние угрозы, за счет координации действий отдельных элементов предприятия и управления в целом;

-       позволит рассчитать ограниченные ресурсы с тем, чтобы сохранить рентабельность как в настоящем времени, так и в перспективе;

-       поможет раскрыть внутренние резервы предприятия с целью противодействия (игра на опережение) изменениям во внешней среде;

-       позволит выбрать правильную тактику в тех или иных условиях.

Стратегия, образ действий компании формулируется исходя из ее основных целей, главной из которых является финансовое стабильное  благополучие. Стратегический менеджмент являет собой системный подход к управлению в первую очередь переменами, которых не избежать в быстро меняющейся действительности. В этой связи он включает позиционирование, выражаемое в виде плана действий с учетом всех возможностей предприятия, своевременное реагирование на проблемы и их предотвращение по мере возможностей, преодоление противодействий во всех его проявлениях (со стороны внутреннего и внешнего окружения). Стратегический менеджмент подразумевает определенные действия, направленные на повышение результатов предприятия, достижение его превосходства над конкурирующими фирмами.

Из самого содержания стратегического менеджмента исходит его важность для малого бизнеса, поскольку в круг его компетенции входят:

-       разработка истинных целей предприятия;

-       исследование и анализ внутренних возможностей и факторов внешней ситуации, влияющих на деятельность предприятия;

-       выбор стратегически важного направления, корректировка, если нужно, оргструктуры предприятия с учетом финансовых возможностей;

-       разработка программы поведения на рынке, финансовой и корпоративной политики и многое другое.

Стратегический менеджмент – это взгляд в будущее, подкрепленный реальными действиями, направленными на поддержание равновесия между внутренними возможностями и внешними факторами. Это не просто составление плана, а его реализация с интерактивным взаимодействием между разными факторами и персоналом. Он позволяет действовать на опережение, контролировать ситуацию, а не отпускать ее на волю случая. Он позволяет донести до персонала четкий план и цели организации, мотивируя его на более производительный труд.

Для разработки кратко- и долгосрочных целей малое предприятие может воспользоваться инструментами:

Для анализа выдвинутых вариантов целей (их может быть несколько) идеально подходит моделирование и оценка возможностей, подразумевающие изучение имеющихся результатов и шансов удержания позиций и последующих улучшений (например, относительно конкурентов или увеличения доходов, прибыли и так далее).

Для развития предприятия, внедрения прогрессивных изменений отлично подходит адаптированная модель Дж. Коттера (она была разработана для стратегического управления изменениями крупных предприятий, но при соответствующей обработке вполне может быть применена на предприятиях малых форм). Она подразумевает несколько шагов: вывести выявленную возможность на уровень «срочной реализации», привлечь к формированию видения возможности наиболее активных сотрудников, разработать план действий, ознакомить персонал с этой идеей и выяснить их мнение, создать план реализации, осуществлять контроль реализации плана, отслеживать результаты, при положительной реализации – закрепить.

Для выработки адекватных управленческих решений применяются  специфические инструменты, необходимые как на стадии разработки стратегического плана, так и на стадии его реализации. В частности, наиболее эффективными для малого предпринимательства представляются:

- матрица Д. Абеля, на основе которой можно определить сферу приложения усилий предприятия на основе целевой аудитории (как в целом, так и в виде деления на определенные группы), потребностей аудитории (или отдельных групп), одновременно учесть особенности технологий, применяемых в производстве. Достоинством данной матрицы является то, что она применима к конкретной сфере (отрасли), в которой предприятие специализируется; также она может помочь выбрать новые сферы приложения усилий;

- PEST-анализ, с помощью которого можно произвести экспресс-анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов, оказывающих влияние на тот или иной аспект деятельности предприятия;

- и, конечно же, модель М. Портера, которая позволяет наиболее полно проанализировать и оценить выбранную отрасль, сферу приложения усилий. Модель предусматривает анализ пяти факторов, воздействующих на предприятие: риски появления на рынке аналогичных выпускаемым предприятием товаров (продуктов), влияния поведения поставщиков на деятельность предприятия, риски выхода на рынок новых активных бизнес-единиц, влияние поведения потребителей, степень конкуренции в конкретной сфере деятельности.

Важнейшая роль отводится инструментам реализации стратегии, среди которых формирование информационной базы, учет на всех этапах реализации, мониторинг ситуации внутри предприятия и за его пределами, планирование финансовое и разработка мероприятий для коррекции и предупреждения рисков влияния негативных явлений во внешней и внутренней среде. К инструментам реализации стратегии относится и бюджетирование, позволяющее принимать реальные решения, основанные на точном знании доступных средств, рациональном использовании доступных ресурсов.

Логистика как инструмент реализации стратегии выполняет следующие задачи: регулирует объемы расходов, контролирует поступления от поставщиков, выявляет запасы, с которыми предприятие сможет работать, налаживает и обеспечивает сбыт. Четко налаженная логистическая система (контроль, диспетчеризация, координация) позволит поддерживать условия для реализации стратегии, сэкономить за счет эффективного использования материальных ресурсов, обеспечить производственные структуры всем необходимым для работы, составить план производства, основанный на реальном потребительском интересе.

Таким образом, адаптированная под интересы и информационные потребности малого предпринимательства программа обучения позволит повысить образовательный уровень предпринимателей, мотивировать их на прогрессивные изменения, ведущие к росту не только доходов самого предприятия, но и сотрудников, трудящихся на его благо.


Библиографический список
  1. Почему малый бизнес перестает расти? – [Электронный ресурс] - https://rg.ru/2017/09/18/pochemu-malyj-biznes-v-rossii-otkazyvaetsia-rasti.html (дата обращения 27.10.2017).
  2. Малый бизнес в России: цифры и факты – [Электронный ресурс] - http://провэд.рф/economics/business/26003-kak-zhivet-malyy-biznes-v-kpizis-tsifpy-i-fakty.html (дата обращения 27.10.2017)
  3. Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. // Вильямс, 2013.
  4. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов // Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 468 с.
  5. Далчер Даррелл. Поговорим о стратегии // Стратегический менеджмент. 2017, №2.
  6. Ягунова Н.А., Смагина М.В., Иванов Д.А., Оценка конкурентного окружения предприятия с использованием модели пяти сил Майкла Портера // Вестник Саратовского социально-экономического университета, 2014.
  7. Юрлов Ф.Ф., Галкин В.Б. Многокритериальный выбор стратегических решений при портфельном анализе. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2013.


Все статьи автора «Аль-Дахир Дахир Сулейманович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: