СУЩЕСТВУЮЩИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РФ

Савин Антон Владимирович
Московский технологический университет
студент 1 курса магистратуры института инновационных технологий и государственного управления

Аннотация
В данной статье освещаются основные составляющие систем дистанционного обучения в корпоративном и государственном секторе. Рассматриваются основные участники и ключевые особенности каждой из систем.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Савин А.В. Существующие корпоративные и государственные системы дистанционного обучения в РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15576 (дата обращения: 03.12.2024).

Современные системы дистанционного обучения (LSM – Learning Management System. Система управления обучением. Также иногда употребляется понятие E-learning.) предназначены для повышения квалификации и проверки знаний обучающихся. Развитие компетенций обучающихся должны положительно влиять как на ключевые показатели сотрудников компании, так и самостоятельных единиц.

Сектор образовательных технологий (Edutech) в России достаточно сложный и отстает от Западного на 5-7 лет. Можно ли говорить о тренде повсеместной «цифровизации» и повышении доступности образования или же это новый «пузырь» и дистанционное образование не может заменить индивидуальные занятия с преподавателем? Провести эту «цифровизацию» стараются многие компании. В России таких компаний насчитывается около 200 по всему сектору, но мы обратим внимание на корпоративный и государственный сектор.

Какую СДО выбрать для ваших целей? Существует множество различных способов донесения знаний до слушателей в режиме online. Все зависит от размеров вашей компании/количества слушателей и актуальности проведения обучающих программ, с последующей проверкой полученных знаний.

Можно выделить следующие составляющие продвинутой LMS системы

Первостепенные:

-         Проведение вебинаров внутри платформы

-         Готовое решение с открытым кодом для создания уроков/курсов

-         Интегрированный чат/система общения

-         Личный кабинет под каждого пользователя

Второстепенные:

-         Библиотеки файлов

-         Отчеты и статистика по пользователям

-         Выдача сертификатов и других бонусов (геймификация)

Технические:

-         Масштабируемость и расширяемость. Возможность расширения как круга слушателей, обучаемых в системе дистанционного обучения (СДО), так и добавления программ и курсов обучения и образования.

-         Перспективы развития платформы. СДО должна быть развивающейся средой, должны выходить новые, улучшенные версии системы с поддержкой новых технологий, стандартов и средств.

-         Кросс-платформенность СДО. В идеале система дистанционного обучения не должна быть привязана к какой-либо операционной системе или среде, как на серверном уровне, так и на уровне клиентских машин.

-         Качество технической поддержки. Возможность поддержки работоспособности, стабильности СДО, устранения ошибок и уязвимостей как с привлечением специалистов компании разработчика СДО, так и специалистами собственной службы поддержки организации.

Все вышеперечисленные составляющие образуют комплексный подход к созданию образовательной программы для полноценного и качественного обучения.

Подробнее рассмотрим по отдельности составляющие СДО:

Первостепенные:

Вебинары, интегрированные чаты и другие системы для общения имитируют живое присутствие, что помогает пользователям, находящимся в разных географических точках, избежать издержек связанных с транспортировкой и согласованием временных рамок для очных встреч. Представим ситуацию, что у компании 40 офисов по России и необходимо донести  каждому управляющему объемную новую информацию, связанную с производством продукта, не говоря о том, как эту информацию передать сотрудникам. Для этого и были созданы СДО, которые помогают доносить нужные данные в короткие сроки.

Создание видеоуроков и видеокурсов помогает решить вопрос одновременного просмотра, если у пользователей сильно отличаются часовые пояса, в которых они живут. Данные составляющие являются необходимой вещью и опять же используются для эффективного взаимодействия со слушателями. Многие могут спросить: «почему нельзя обойтись одними вебинарами?». Ответ заключается в том, насколько информация проработана внутри видеоуроков/курсов и вебинара. Вебинар – диалог. Видеоуроки/курсы – разработанная программа под определенные задачи, где минимум ненужной информации, подающейся в сжатые сроки.

Второстепенные:

Ранее мы определили, что выбор LMS зависит от потребностей. В основном LMS пользуются большие компании, у которых большой штат, нуждающийся в постоянном обучении. В связи с этим требуется контроль полученных знаний и отчетность. Она может составлять: количество просмотров лекций, количество заходов в систему, количество полностью пройденных программ и другое. А чтобы эти знания не только подкреплялись видео материалом, то создаются библиотеки файлов. В них могут находиться нужные документы, кейсы, электронная библиотека и т.п. Мы рассмотрели LMS со стороны эффективной подачи материала. Комплексный подход уже становится достаточно ясный, когда вся система выстроена под определенную задачу, но как вовлечь пользователя в этот процесс? Для этого могут быть использованы следующие инструменты внутри системы дистанционного обучения: выдача диплома, отметки о достижениях пользователя, внутренний рейтинг и другое. Все эти методы можно назвать «геймификацией». Она служит для придачи дополнительного стимула обучающемуся. Некоторые компании, продвигающие «геймификацию» в обучении, продвинулись гораздо дальше и используют разделение образовательной программы на определенные «квесты»: cоздание мультипликационных персонажей – ведущих вас на протяжении всего обучения или же полное погружение в виртуальное пространство с использованием видеографики, AR/VR.

Существующие решения для корпоративного дистанционного образования в РФ.

1. Teachbase

Российская LMS система. Принципиальное отличие сервиса заключается в том, что Teachbase изначально разрабатывался как SaaS, что означает снижение затрат на установку и настройку сервиса, сокращение времени запуска проекта и отсутствие необходимости дополнительного обучения персонала по сравнению с коробочным софтом.

Ориентация системы полностью направлена на корпоративный сегмент, в нем собрано достаточное количество разнообразных модулей для E-learning’а, они позволяют реализовывать различные сценарии образовательного процесса — например, записать видеокурс по определенной теме, следить за процессом прохождения сотрудников данного видео, после чего провести тестирование и выявить слабые стороны. В итоге после сбора всей статистики и отчетов можно “закрыть” слабые места с помощью вебинара и приглашенного эксперта в этой отрасли.

Стоимость сервиса зависит от количества пользователей, и меняется от 4200 р. на тарифе до 20 пользователей — это предложение рассчитано на частных тренеров или репетиторов, которые могут быстро перевести свои занятия в онлайн — до 35000 р./месяц за 1000 пользователей для крупных компаний.

2. Competentum.ONLINE

ещё одна SaaS-версия «коробочного решения» — на этот от бренда Competentum. Это решение основывается по принципу аренды ПО (SaaS) для организации дистанционного обучения. Функционал системы обширный и позволяет контролировать и управлять дистанционным образовательным процессом (в том числе проводить тесты с различными вопросами и способами их прохождения), из достаточно ощутимых минусов можно выделить отсутствие возможности проведения вебинаров внутри LMS. Из плюсов то, что есть отраслевые решения для агропрома, фармацевтики, ритейла и других.

Стоимость аренды ПО зависит от количества пользователей и составляет от 3600 до 25000 руб. в месяц. Максимальное количество обучающихся 400 человек. Как видно, компания ориентируется на компании до 500 человек, что позволяет выделить ее стратегию на рынке.

3. Mirapolis LMSOnline компании «Мираполис Информационные Технологии»

SaaS-версия системы Mirapolis Knowledge Center. LMSOnline обладает большим функционалом,  но отличается не самым проработанным интерфейсом для пользователя. Юзабилити проекта переполнено всем тем функционалом, который на практике не используется большинством компаний. Такой визуальный “груз” отвлекает и отпугивает пользователя.

Существующие решения по дистанционному образованиюдля государственного сектора в РФ.

1. TrainingWare Class

На сегодняшний день TrainingWare Class является единственной свободно распространяемой российской СДО, разработанной, в отличие от зарубежных аналогов, с учетом требований отечественного образования. За счет масштабируемости решений на базе TrainingWare Class могут создаваться комплексные системы автоматизации учебных процессов и системы мониторинга обучения уровня района, города или региона, а также формироваться единые библиотеки учебно-методических материалов, создаваемые участниками педагогических сообществ и социальных сетей.

Позволяет одновременно обучать более 70 000 сотрудников. Внедрили СДО для Министерства обороны РФ и для Федерального агентства лесного хозяйства.

Заключение 

По оценкам Education International, объем рынка традиционного образования во всем мире оценивается около 5 (пяти) триллионов долларов. При этом доля рынка дистанционного образования составляет около $165 миллиардов – это приблизительно 3% от общего объема. Рынок не стоит на месте и продолжает развиваться, что дает возможность разработчикам LMS постепенно выходить в те области, до которых еще не дошла потребность в e-learning’e и дальше развивать свои продукты.


Библиографический список
  1. Батаев А.В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 433-436.


Все статьи автора «Савин Антон Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: