ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ЛИН-МЕНЕДЖМЕНТА К ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Суслов Евгений Эдуардович
Вятский государственный университет
магистрант кафедры прикладной информатики

Аннотация
В статье описана стандартная структура торгового предприятия, выявлены потери в его работе по лин-менеджменту и предложены средства для уменьшения этих потерь.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Суслов Е.Э. Применение инструментов Лин-менеджмента к информационным технологиям торгового предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/12/15513 (дата обращения: 25.04.2024).

Lean выделяет следующие виды потерь:

1)       Потери перепроизводства (избыточного количества товара, продукции).

Источники потерь:

-     дополнительные расходы на хранение;

-     избыточное использование материалов, товаров;

-     нарушение графиков поставок;

-     вынужденные скидки при продаже.

Пути улучшения:

-     закупать столько и только то, что хочет клиент.

2)       Потери транспортировки (избыточное перемещение материалов, товаров).

Источники потерь:

-     потери времени на перемещение материалов/товаров до момента их поставки внутреннему или внешнему потребителю;

-     перезакупка товара и ее порча при хранении.

Пути улучшения:

-     контроль путей перемещения ценностей, сокращение лишних перемещений за счет перепланировок, перераспределения ответственности, устранения удаленных запасов;

-     сокращение расстояний физического перемещения ценностей.

3)       Потери ожидания (в рабочее время возможны простои, что указывает на неорганизованность процесса планирования).

Причины ожидания:

-     создание запасов с высоким спросом.

Пути улучшения:

-     гибкое планирование торгового процесса на основе заказов;

-     повышение спроса на отдельные товары;

-      гибкий график для работников и оборудования.

4)       Потери из-за запасов (избыточного количества материалов, товаров).

Источники потерь:

-     склады материалов, товаров, продукции для обеспечения своевременности поставок, которые скрывают проблемы и не добавляют ценности для клиента;

-     материалы и товары, оплаченные предприятием, но находящиеся на этапе доставки.

Направления улучшения:

-     анализ востребованности материалов, товаров, продукции с длительным сроком хранения;

-     анализ своевременности изменения цены на неликвидные запасы, анализ рекламаций на неликвиды;

-     анализ динамики запасов и уменьшение запасов материалов, товаров, продукции между операциями.

5)       Потери из-за наличия продукции, товаров с дефектами (браком), по вине поставщика.

6)       Потери излишней обработки (обработка, не приносящая ценности или добавляющая не нужную функциональность).

Источники потерь:

-     доведение продукта, товара до состояния, требуемого потребителем.

Направления улучшения:

-     исследование необходимости улучшений продукта, товара;

-     предпочтительное достижение стабильных результатов чем их улучшение.

7)       Потери на лишние движения (не связанные напрямую с осуществлением деятельности торгового предприятия).

Источники потерь:

-     излишние переходы, движения, настройки при выполнении работы;

-     отсутствие или некорректность стандартов выполнения работы;

-      отсутствие трудовой дисциплины.

Направления улучшения:

-     контроль соответствия деятельности стандарту;

-     разработка или совершенствование стандартов работы;

-     выявление и устранение деятельности не создающей ценности;

-     распределение ответственности за результат выполнения работы;

-     обучение персонала правильной работе (5S).

 Использование информационных технологий в компании

Торговая компания  оснащена по последнему слову в сфере информационных технологий. Она имеет огромное количество компьютерной техники, необходимой для успешного осуществления своей деятельности, как покупателями, так и с поставщиками. Разнообразие техники представлено весьма широко. Туда входят:

  • торговое оборудование
  • техника для наблюдения
  • компьютерная техника

Торговое оборудование представлено в виде различных кассовых аппаратов, электронных весов и другой техники.

Для соблюдения безопасности все магазины оборудованы камерами видеонаблюдения, как внутри, так и снаружи здания и обеспечивают круглосуточное наблюдение.

Различная компьютерная техника нужна всем компаниям. Персональные компьютеры и другая оргтехника помогают оперативно и точно планировать деятельность компании и управлять ей.

 Потери и потребности торгового предприятия

Основными вида потерь торгового предприятия являются:

1)       Потери ожидания, связанные, как правило, с неполадками в сфере информационных технологий.

Направлениями улучшения по данному виду потерь является:

-     эффективное планирование контроля техники;

-     организация ухода за техникой и её настройки;

-     повышение надежности работы техники.

2)       Потери клиентов, связанные с проблемами, которые возникают при отказе какой-либо техники.

Направления улучшения:

-     изучение у клиентов и сотрудников какая именно техника вызывает простой чаще всего;

-     сведение к минимуму проблем подобного рода путём улучшения ухода за техникой.

Таким образом, более рациональным приёмом для торговой компании должно явится внедрение и практическое освоение Lean– технологий, что позволит повысить качество оказываемых услуг.

В качестве основного инструмента Lean– технологий, для торговой компании  должны использоваться приёмы LEAN-технологии, а именно инструмент TPM -Total Productive Maintenance(всеобщий уход за оборудованием).

 Уменьшение выявленных потерь с помощью инструментов лин-менеджмента

Были проведены исследования каждого из типов оборудования, которые используются в компании. По каждому оборудованию выведена периодичность, с которой его нужно будет проверять, обслуживать либо заменять на новое.

В исследовании приняли участия 5 супермаркетов, в ходе которого получены данные о времени бесперебойной работы различного оборудования. Был проведён анализ полученных данных, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Дни работы оборудования в магазинах без сбоев.

Магазин/
оборудование
Кассовые аппараты Системы видео-наблюдения Персональные компьютеры Оргтехника (принтеры, сканеры…) Холодильное оборудование
Магазин №1 10 40 10 20 30
Магазин №2 15 30 30 15 20
Магазин №3 15 60 30 30 30
Магазин №4 30 50 30 10 20
Магазин №5 10 60 20 15 10
СРЕДНЕЕ 16 48 24 18 22

Составлен и рекомендован руководству приблизительный график техобслуживания оборудования. Его данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Рекомендуемый график проведения технических работ.

Кассовые аппараты Системы видео-наблюдения Персональные компьютеры Оргтехника (принтеры, сканеры…) Холодильное оборудование
Переодичность выполнения работ 2 недели 4 недели 3 недели 2 недели 3 недели

При соблюдении составленного графика поддержания в порядке технического оборудования сводится к минимуму его внезапный выход из строя. Тем самым сводятся к минимуму потери, связанные с поломками различной информационной техники.

 Оценка эффективности использования лин-менеджмента

Расчёт произведён для одного магазина, исходя из средней заработной платы работника тех. обслуживания по области.

Среднемесячная прибыль супермаркета с учётом всех потерь составляет примерно  1 050 000 рублей.

Средняя сумма потерь приблизительно равна 100 000 рублей в месяц.

Внедрив ТРМ в компанию, удалось сократить потери на 45%, что очень большой показатель для супермаркетов. То есть, уменьшаем потери до 55 000 рублей в месяц. Затраты на работников тех. обслуживания тем временем не существенны и составляют порядка 10 000 рублей в месяц (при учёте того, что для двух магазинов достаточно лишь одного работника с заработной платой 20 000 рублей).

В итоге получаем следующее: после внедрения TMP мы получаем устойчивое и надежное информационное оборудование, доверие и выбор нашего супермаркета покупателей, квалифицированного специалиста в области информационных технологий и значительное уменьшение убытков в виде 45 000 рублей ежемесячно.


Библиографический список
  1. Армстронг М. Практическое руководство по построению торговой сети [Текст]/ М. Армстронг, С. Стивенс – М.: Баланс Бизнес Бук, 2007.- 365 с.
  2. Кожевникова Е. Ю. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети) [Электронный ресурс]/ Ю.А. Кожевникова// Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 317-321.
  3. Петров С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта [Текст]/ С.Б. Петров – М.:Учебн.пособ., Финансы и статистика, 2008. – 320 с.
  4. Проскуряков А.М. Торговля и анализ [Текст]/ А.М. Проскуряков – Вологда: АНЛЕН, 2007.- 234 с.: ил.
  5. Черемных С.В. Моделирование и анализ систем. IDEF – технологии [Текст]/ С.В. Черемных – М.:Практикум, Финансы и статистика, 2005.
  6. Черемных С.В. и др. Структурный анализ систем. IDEF – технологии [Текст]/ С.В. Черемных – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.: ил.
  7. Leanretailing – простой ключ к росту операционной эффективности розничной сети. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.siti-centre.ru/researching/lean-retailing—resheniya-v-setevom-riteile


Все статьи автора «Суслов Евгений Эдуардович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: