Lean выделяет следующие виды потерь:
1) Потери перепроизводства (избыточного количества товара, продукции).
Источники потерь:
- дополнительные расходы на хранение;
- избыточное использование материалов, товаров;
- нарушение графиков поставок;
- вынужденные скидки при продаже.
Пути улучшения:
- закупать столько и только то, что хочет клиент.
2) Потери транспортировки (избыточное перемещение материалов, товаров).
Источники потерь:
- потери времени на перемещение материалов/товаров до момента их поставки внутреннему или внешнему потребителю;
- перезакупка товара и ее порча при хранении.
Пути улучшения:
- контроль путей перемещения ценностей, сокращение лишних перемещений за счет перепланировок, перераспределения ответственности, устранения удаленных запасов;
- сокращение расстояний физического перемещения ценностей.
3) Потери ожидания (в рабочее время возможны простои, что указывает на неорганизованность процесса планирования).
Причины ожидания:
- создание запасов с высоким спросом.
Пути улучшения:
- гибкое планирование торгового процесса на основе заказов;
- повышение спроса на отдельные товары;
- гибкий график для работников и оборудования.
4) Потери из-за запасов (избыточного количества материалов, товаров).
Источники потерь:
- склады материалов, товаров, продукции для обеспечения своевременности поставок, которые скрывают проблемы и не добавляют ценности для клиента;
- материалы и товары, оплаченные предприятием, но находящиеся на этапе доставки.
Направления улучшения:
- анализ востребованности материалов, товаров, продукции с длительным сроком хранения;
- анализ своевременности изменения цены на неликвидные запасы, анализ рекламаций на неликвиды;
- анализ динамики запасов и уменьшение запасов материалов, товаров, продукции между операциями.
5) Потери из-за наличия продукции, товаров с дефектами (браком), по вине поставщика.
6) Потери излишней обработки (обработка, не приносящая ценности или добавляющая не нужную функциональность).
Источники потерь:
- доведение продукта, товара до состояния, требуемого потребителем.
Направления улучшения:
- исследование необходимости улучшений продукта, товара;
- предпочтительное достижение стабильных результатов чем их улучшение.
7) Потери на лишние движения (не связанные напрямую с осуществлением деятельности торгового предприятия).
Источники потерь:
- излишние переходы, движения, настройки при выполнении работы;
- отсутствие или некорректность стандартов выполнения работы;
- отсутствие трудовой дисциплины.
Направления улучшения:
- контроль соответствия деятельности стандарту;
- разработка или совершенствование стандартов работы;
- выявление и устранение деятельности не создающей ценности;
- распределение ответственности за результат выполнения работы;
- обучение персонала правильной работе (5S).
Использование информационных технологий в компании
Торговая компания оснащена по последнему слову в сфере информационных технологий. Она имеет огромное количество компьютерной техники, необходимой для успешного осуществления своей деятельности, как покупателями, так и с поставщиками. Разнообразие техники представлено весьма широко. Туда входят:
- торговое оборудование
- техника для наблюдения
- компьютерная техника
Торговое оборудование представлено в виде различных кассовых аппаратов, электронных весов и другой техники.
Для соблюдения безопасности все магазины оборудованы камерами видеонаблюдения, как внутри, так и снаружи здания и обеспечивают круглосуточное наблюдение.
Различная компьютерная техника нужна всем компаниям. Персональные компьютеры и другая оргтехника помогают оперативно и точно планировать деятельность компании и управлять ей.
Потери и потребности торгового предприятия
Основными вида потерь торгового предприятия являются:
1) Потери ожидания, связанные, как правило, с неполадками в сфере информационных технологий.
Направлениями улучшения по данному виду потерь является:
- эффективное планирование контроля техники;
- организация ухода за техникой и её настройки;
- повышение надежности работы техники.
2) Потери клиентов, связанные с проблемами, которые возникают при отказе какой-либо техники.
Направления улучшения:
- изучение у клиентов и сотрудников какая именно техника вызывает простой чаще всего;
- сведение к минимуму проблем подобного рода путём улучшения ухода за техникой.
Таким образом, более рациональным приёмом для торговой компании должно явится внедрение и практическое освоение Lean– технологий, что позволит повысить качество оказываемых услуг.
В качестве основного инструмента Lean– технологий, для торговой компании должны использоваться приёмы LEAN-технологии, а именно инструмент TPM -Total Productive Maintenance(всеобщий уход за оборудованием).
Уменьшение выявленных потерь с помощью инструментов лин-менеджмента
Были проведены исследования каждого из типов оборудования, которые используются в компании. По каждому оборудованию выведена периодичность, с которой его нужно будет проверять, обслуживать либо заменять на новое.
В исследовании приняли участия 5 супермаркетов, в ходе которого получены данные о времени бесперебойной работы различного оборудования. Был проведён анализ полученных данных, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Дни работы оборудования в магазинах без сбоев.
Магазин/ оборудование |
Кассовые аппараты | Системы видео-наблюдения | Персональные компьютеры | Оргтехника (принтеры, сканеры…) | Холодильное оборудование |
Магазин №1 | 10 | 40 | 10 | 20 | 30 |
Магазин №2 | 15 | 30 | 30 | 15 | 20 |
Магазин №3 | 15 | 60 | 30 | 30 | 30 |
Магазин №4 | 30 | 50 | 30 | 10 | 20 |
Магазин №5 | 10 | 60 | 20 | 15 | 10 |
СРЕДНЕЕ | 16 | 48 | 24 | 18 | 22 |
Составлен и рекомендован руководству приблизительный график техобслуживания оборудования. Его данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Рекомендуемый график проведения технических работ.
Кассовые аппараты | Системы видео-наблюдения | Персональные компьютеры | Оргтехника (принтеры, сканеры…) | Холодильное оборудование | |
Переодичность выполнения работ | 2 недели | 4 недели | 3 недели | 2 недели | 3 недели |
При соблюдении составленного графика поддержания в порядке технического оборудования сводится к минимуму его внезапный выход из строя. Тем самым сводятся к минимуму потери, связанные с поломками различной информационной техники.
Оценка эффективности использования лин-менеджмента
Расчёт произведён для одного магазина, исходя из средней заработной платы работника тех. обслуживания по области.
Среднемесячная прибыль супермаркета с учётом всех потерь составляет примерно 1 050 000 рублей.
Средняя сумма потерь приблизительно равна 100 000 рублей в месяц.
Внедрив ТРМ в компанию, удалось сократить потери на 45%, что очень большой показатель для супермаркетов. То есть, уменьшаем потери до 55 000 рублей в месяц. Затраты на работников тех. обслуживания тем временем не существенны и составляют порядка 10 000 рублей в месяц (при учёте того, что для двух магазинов достаточно лишь одного работника с заработной платой 20 000 рублей).
В итоге получаем следующее: после внедрения TMP мы получаем устойчивое и надежное информационное оборудование, доверие и выбор нашего супермаркета покупателей, квалифицированного специалиста в области информационных технологий и значительное уменьшение убытков в виде 45 000 рублей ежемесячно.
Библиографический список
- Армстронг М. Практическое руководство по построению торговой сети [Текст]/ М. Армстронг, С. Стивенс – М.: Баланс Бизнес Бук, 2007.- 365 с.
- Кожевникова Е. Ю. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети) [Электронный ресурс]/ Ю.А. Кожевникова// Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 317-321.
- Петров С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта [Текст]/ С.Б. Петров – М.:Учебн.пособ., Финансы и статистика, 2008. – 320 с.
- Проскуряков А.М. Торговля и анализ [Текст]/ А.М. Проскуряков – Вологда: АНЛЕН, 2007.- 234 с.: ил.
- Черемных С.В. Моделирование и анализ систем. IDEF – технологии [Текст]/ С.В. Черемных – М.:Практикум, Финансы и статистика, 2005.
- Черемных С.В. и др. Структурный анализ систем. IDEF – технологии [Текст]/ С.В. Черемных – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.: ил.
- Leanretailing – простой ключ к росту операционной эффективности розничной сети. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.siti-centre.ru/researching/lean-retailing—resheniya-v-setevom-riteile
Количество просмотров публикации: Please wait