ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Швец Анна Евгеньевна1, Гаврикова Надежда Александровна2
1Национальный исследовательский Томский политехнический университет, магистрант 2 курса
2Национальный исследовательский Томский политехнический университет, старший преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
В статье анализируются ключевые проблемы успешной реализации процесса управления изменениями на отечественных предприятиях. Дана оценка роли высшего менеджмента в процессе внедрения системы управления изменениями в российских компаниях. Приведены основные факторы, способствующие преодолению описанных проблем и выводу предприятия на качественно новый уровень. Перспективой дальнейших исследований в данном направлении является анализ управленческих инструментов, которые необходимо использовать в рамках процесса управления изменениями и адаптации предприятий к сложным условиям хозяйствования.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Швец А.Е., Гаврикова Н.А. Основные проблемы успешного управления изменениями на российских предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15508 (дата обращения: 12.03.2024).

В современных условиях любой субъект хозяйствования существует в постоянно изменяющемся динамичной среде. Безусловно, изменения происходят непрерывно, несмотря на желания и потребности людей и организаций, что обусловливает необходимость постоянных изменений стратегий их развития. Умение управлять изменениями на предприятиях с целью повышения эффективности их развития является необходимым условием настоящего. Поэтому выживание и развитие предприятий зависит от их умения своевременно предусмотреть изменения на рынке и адаптировать свою деятельность под эти изменения.

Следует отметить, что управление изменениями на предприятиях необходимо не только тогда, когда возникают кризисные ситуации, но и в условиях стабильного их состояния. Для того, чтобы выжить на рынке и быть конкурентоспособным, любому предприятию необходимо постоянно развиваться, что означает необходимость внесения изменений. Изменения – это необходимый инструмент развития субъектов хозяйствования, а именно – управление изменениями должно обеспечивать конкурентоспособность предприятий на основе адаптации к условиям внешней среды. Решить такие задачи можно только при наличии руководителей и специалистов, которые владеют современными инструментами менеджмента, включая инструмент «управление изменениями». [1]

Научить большинство менеджеров управлению изменениями, скорее всего, очень непросто. Многие эту науку знают весьма хорошо только применительно к ресурсам, к которым имеют доступ. Проблема состоит еще и в том, что нет единого понимания, что больше всего влияет на успешность преобразований. Спросите о таком ключевом факторе пятерых генеральных директоров разных предприятий, и вы получите пять разных ответов. Каждый из них смотрит на ситуацию со своей точки зрения и основывается на личном опыте. Эксперты также предлагают разные варианты. Каждый рекомендует тот или иной подход или свою трактовку известных подходов. Все эти идеи многое дают, но если начать их применять одновременно, компания просто-напросто истощит ресурсы, так как приоритетов окажется слишком много. Кроме того, руководители в разных структурах организации используют собственные подходы, что в конечном итоге приводит к беспорядку, который так часто сопутствует изменениям.

Давайте рассмотрим ряд проблем, с которыми сталкиваются предприятия при реализации непростого процесса «управление изменениями».

Проблема 1. Инициаторами изменений на уровне компании должны быть собственники и первые руководители предприятия. Если у предприятия есть четкая стратегия, среднесрочные и долгосрочные цели, когда есть каскадирование целей и внедрена, как минимум, система KPI (ключевые показатели эффективности) или ССП (система сбалансированных показателей), то любые изменения на макро- и микроуровне будут четко работать на конечный результат, поскольку данные инструменты позволяют собственнику или руководителю «держать руку на пульсе» бизнеса», то есть понимать, что в настоящий момент происходит с компанией, выполняет ли она заранее определенные стратегические цели. Если этого нет, то любая деятельность по улучшениям – будь то внедрение или развитие СМК, бережливого производства, техническое перевооружение или вывод на рынок нового продукта – будет иметь локальный и временный успех, и это в лучшем случае.

Проблема 2. Отсутствие компетентных менеджеров в достаточном для предприятия количестве, а если говорить в целом – просто отсутствие компетентных менеджеров. Необходимо начинать с правильного подбора управленцев по всем уровням, исключая назначение на ключевые должности, основываясь на любых других параметрах, кроме компетентностных. Для обеспечения успешной реализации проектов по управлению изменениями как на глобальном, так и региональном уровне, уровне предприятий, необходимо обучение руководителей и всего персонала.

Проблема 3. Низкая мотивация персонала и сопротивление инновациям по всем уровням. В конечном счете, организационные перемены зависят от того, что люди, работающие в организации, меняют свое поведение. В такой сложной системе, как организация, это предполагает скоординированные действия многих людей. Задача состоит в том, чтобы создать импульс к переменам в организации. Так, чтобы перемены сработали, нужно, чтобы люди поверили в нечто иное по сравнению с тем, во что они верят сейчас, изменили свое поведение с учетом новых убеждений и тем самым создали ряд успешных примеров. Так образуется импульс, помогающий и другим изменить свое поведение. Чтобы изжить сопротивление инновациям, необходим личный пример, демонстрация компетентности и умения быть лидером, подобрать нужный подход – все это позволит создать критическую массу единомышленников. [2]

Внедрение инноваций возможно только при изменении корпоративной культуры. Попытка изменить организацию без изменения ее внутренней культуры обречена на провал. Однако культуру нельзя изменить за месяц и даже за год, и это понимают все. Кроме того, стоит отметить низкий уровень командной работы, а также часто встречающееся откровенное неумение руководителей и специалистов работать в команде. Большинство современных инструментов бережливого производства – это командные инструменты, и если командная работа организована не на должном уровне, то и результат внедрения лучших инструментов будет ничтожен по сравнению с понесенными затратами.

Проблема 4. Стандартизация улучшений. Изменения, как правило, проводятся по многим направлениям, например, качество, эффективность, подготовка производства, развитие производственной системы, улучшение организационной структуры и так далее, при этом идет непрерывный процесс – что-то улучшается, а что-то наоборот сдаёт позиции. В случае, когда на предприятии нет стандартизации улучшений и их отражения на системе управления изменениями, общий результат будет отрицательным.

Проблема 5. Нехватка ресурсов. Нехватка ресурсов – это постоянная для российских предприятий проблема. Для некоторых она становится барьером, – как правило, для тех, кто не хочет работать, для кого-то – это дополнительный стимул для улучшений. Именно нехватка ресурсов и средств заставила японцев в свое время изучить, адаптировать к своим условиям и применять лучший мировой опыт и получить те результаты, которые многие сейчас считают эталоном. [1]

Проблема 6. Управление изменениями – это постоянный процесс, а не временное мероприятие, о чем нередко заблуждаются собственники и управленцы бизнеса. Чем амбициознее цели у предприятия, тем больше сил и внимания следует отдавать этому процессу.

Проблема 7. Жить, развиваться и меняться приходится в условиях неопределенности. Современная организация действует во все более неопределенных условиях; явления, поистине неожиданные, возникают весьма быстро, и организации должны оперативно на них реагировать. Именно темп и непредсказуемость событий во внешней среде диктуют необходимость быстрых перемен в организации [3]. Необходимо не просто уметь управлять изменениями – требуется умение управлять изменениями в постоянно меняющихся условиях, что, в свою очередь, невозможно без успешного применения современных инструментов менеджмента. Без эффективного владения современными инструментами, такими как «стратегический менеджмент», «управление рисками», «бизнес-планирование», «проектный менеджмент», добиться успеха уже невозможно. Мы живем в быстро меняющемся мире, где много ограничений и «отрицательных» внешних факторов.

Если каждый менеджер, руководитель любого уровня, не освоит науку по управлению изменениями, улучшение показателей деятельности предприятию не достичь.

Каждому руководителю для успешного управления изменениями как на уровне реализации стратегии, так и текущими, должны быть понятны, в частности, такие инструменты, как статистическое мышление, бережливое производство, хосин канри, проектный менеджмент и ряд других; однако одного понимания мало, нужно уметь успешно применять все перечисленное.

Таким образом, управление изменениями на предприятиях состоит из нескольких элементов – совокупности методов, инструментов и процессов для управления изменениями; компетентности менеджеров всех уровней; стратегического потенциала предприятия и собственно его стратегии изменений. Готовых рецептов нет и не будет. Есть лучший опыт, лучшие инструменты. Наука управления изменениями заключается в том, чтобы идти своим путем к своим целям, используя лучший опыт и лучшие инструменты, в способности анализа действующих процессов, формировании стратегии развития, внедрении изменений, обеспечении адаптации к факторам внешней среды и повышает эффективность деятельности предприятия. Если российские предприятия научатся управлять изменениями, начиная от разработки и реализации стратегии и заканчивая запросами по изменениям и предложениями по улучшениям – их ждёт существенное повышение конкурентоспособности на мировом уровне, а как известно, из конкурентоспособности отдельных предприятий складывается конкурентоспособность всего нашего государства, его экономики в целом.


Библиографический список
  1. Блинов А.О. Управление изменениями: учебник для бакалавров / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова.  — М. : Дашков и К, 2015. — 304 c.
  2. Шермет, М.А. Управление изменениями: учебное пособие: учеб. пособие — Москва : Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2015. — 128 с.
  3. Петров В.В. Управление изменениями в организации: учебное пособие / В.В. Петров, В.В. Даньшина, О.Г. Васильева. — М. : Палеотип, 2011. — 208 c.


Все статьи автора «Швец Анна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: