ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Шпакова Алена Евгеньевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студентка 3 курса факультета "Менеджмент", специальность «Антикризисное управление»

Аннотация
В данной статье ставится задача рассмотреть и выявить особенности и проблемы развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Особое внимание уделяется вопросу высокой сырьевой зависимости отечественной экономики и ее влиянию на инновации. В статье выявлены и проанализированы основные факторы, негативно влияющие на переход России на инновационный путь. Автором приведен ряд рекомендаций для построения инновационной экономической модели развития Российской Федерации.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Шпакова А.Е. Особенности и проблемы развития инновационной деятельности в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15489 (дата обращения: 11.03.2024).

Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна
Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)
кандидат экономических наук, доцент департамента «Менеджмент»

В современном мире одной из важнейших задач является повышение инновационного уровня национальной экономики. Её успешное решение зависит от того, насколько хорошо созданы условия для развития научно-технологического потенциала страны, интеллектуальных ресурсов, а также  для повышения конкурентоспособности отечественного транспортного, энергетического и обрабатывающего комплекса.

На сегодняшний день актуальность данной темы обусловлена в первую очередь  мировыми вызовами развития современной экономики России. Необходимость развития инновационной деятельности  в России связаны с несколькими причинами, а именно высокая степень сырьевой зависимости отечественной экономики, низкая производительность труда, а также высокий процент износа основных фондов на предприятиях.

Экономика Российской Федерации, прежде всего, основана на добыче и экспорте газа и нефти. Отсюда половина ВВП нашей страны формируется за счет продажи сырья другим странам. Таким образом, для того чтобы достигнуть устойчивого развития следует избавиться от сырьевой зависимости путем внедрения современных технологий. В связи с этим актуальным представляется переход от сырьевой модели экономического роста к инновационной. [1, с. 54]. Однако при реализации инновационного потенциала существует ряд ограничений.

К ним относятся недостаточность бюджетного финансирования, относительно низкое качество образования и сокращение молодых специалистов. Тем не менее, данные отрицательные факторы могут быть ликвидированы  при соответствующей и надлежащей политической воле лидеров государства.

Для улучшения инновационного пути развития экономики органы государственной власти должны обеспечить приоритетное вложение средств в науку, систему образования, перерабатывающие отрасли промышленности и сельского хозяйства, медицину, в процесс разработки и внедрения инновационных наукоемких технологий [2 с. 60]. Для этого чрезвычайно важно рационально использовать доходы от сырьевых отраслей экономики государства и внебюджетные фонды. Таким образом, чтобы улучшить отечественный инвестиционный климат, а также увеличить поток инвестиций из-за рубежа, необходимо содействие таких факторов, как: грамотное управление, политическая стабильность страны, прозрачность международной торговли, отсутствие бюрократизма.

Следует отметить, что Российская Федерация имеет фундамент  национальной инновационной системы, создание инновационной инфраструктуры, улучшение экономики на основе технологических инноваций. В России инновационная структура создается почти в каждом университете. В течение предшествующих десяти лет было создано большое количество объектов инновационной структуры, таких как, бизнес-инкубаторы, технопарки. Всё это представляет собой условия для возможности отечественной экономики перейти на инновационный путь развития.

Для развития инновационной деятельности Российской Федерации значительным фактором является подробное планирование определенных и четких действий для вывода страны на высший инновационный уровень, а также для укрепления мировых позиций страны в мировом сообществе и обеспечения повышения благосостояния российских граждан.

В ноябре 2008 года для достижения вышеуказанных целей  Правительство Российской Федерации  утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020года. В данной Концепции определены главные  пути и методы  перехода к социально-ориентированному инновационному типу экономического развития государства. В “Стратегии-2020″ предполагается, что процесс перехода отечественной экономики на путь инновационного развития должен сопровождаться формированием социальных, финансовых и правовых институтов. Данные социальные институты  смогли бы гарантировать обеспечение взаимодействия, науки, образования, предпринимательства и некоммерческих организаций во всех сферах общественной жизни и экономики. [7, с. 17]

Однако не стоит спорить с тем, что  Россия с имеющимся у нее потенциалом существенно отстает от многих других развитых стран.

Анализируя рейтинги стран по развитию инноваций, необходимо отметить, что позиция  России не является ключевой в них.

Так, например по состоянию на 2014 год Российская Федерация находится на  49-м месте по индексу инноваций. Также в 2014 году Россия заняла  57-е место в рейтинге  по индексу человеческого развития и 54-е место по уровню развития технологий в 2013 году. Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке составляет 0,3%.По доле инновационных компаний и инновационной продукции в ВВП Российская Федерация существенно отстает от мировых лидеров. Данное положение вызвано низким спросом на инновации в отечественной экономике, а также его неэффективной структуре ,то есть наблюдается  сильный перевес  в сторону закупки импортного готового оборудования  в ущерб внедрению и развитию  собственных новых разработок. На сегодняшний день Россия уступает научно-технологическим мировым лидерам таким как, , США Японии и странам Европейского Союза.

Следующее на что необходимо обратить внимание при анализе  развития инновационной деятельности Российской Федерации – это тесная взаимосвязь между показателями данной деятельности, такими как объем венчурных инвестиций и количество поданных заявок на патент. Данные показатели строят четкую картину, помогающую определить уровень инновационного развития нашей страны.

Проанализировав динамику рынка венчурных инвестиций в России, отметим, что значительное количество  венчурных сделок приходится на интернет-технологии ,а именно  80% от общего объема инвестиций за год, медицинские технологии – 12% от общего объема инвестиций за год, информационно-телекоммуникационные системы составляют 2% от общего объема инвестиций за год. [6, с. 13]. В 2015 объем венчурных инвестиций в России сократился на 31% относительно того же периода с тем предшествующего года и составил, а количество сделок снизилось на 15%. Данный спад обусловлен  макроэкономической нестабильностью, которая негативно сказалась на российском венчурном рынке.

Проведя анализ количества патентов в стране, имеется возможность  дать характеристику  уровню развития инновационной деятельности страны. Например, количество патентов показывает,  на каком этапе своего развития находится инновационная деятельность государства. В Российской Федерации наблюдается  устойчиво низкий уровень количества поданных заявок на патенты. Данный факт связан  с проблемами развития инновационной деятельности, о которых говорилось выше.

Для того чтобы сформировать эффективную инновационную систему, следует решить нижеприведенный  ряд задач, которые были сформулированы из доклада Организации экономического сотрудничества и развития национальной инновационной системы Российской Федерации:

  • низкая интеграция на мировой рынок инноваций и отсутствие ориентации на потребности экономики;
  • фрагментарность инновационной инфраструктуры (многие элементы не содействуют инновационному процессу в течение формирования и внедрения инноваций);
  • практически отсутствующий спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики;
  • старение кадров, снижение уровня исследований;
  • низкая эффективность сектора формирования знаний (прикладной и фундаментальной науки).

Подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что экономика Российской Федерации продолжает зависеть от экспорта сырья. Социальное обеспечение страны существенно  зависит от внешней экономической обстановки и не способствует созданию внутреннего источника роста.

Чтобы перейти к инновационной экономической модели развития необходимо выработать механизм государственного регулирования, который позволит обеспечить:

  • устойчивый спрос российской инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • создать благоприятные условия и заинтересованность отечественных  компаний в инвестировании в стартап компании для более тесного взаимодействия  бизнеса и науки;
  • обеспечить развитие инновационной инфраструктуры, а именно технопарков, бизнес-инкубаторов,  технополисов, для активизации деятельности венчурных фондов;
  • сформировать в Российской Федерации благоприятный инвестиционный климат

Подводя итог, следует отметить, что инновационная экономика является всегда  результатом целенаправленной государственной политики.


Библиографический список
  1. Дятлов С.А. «Инновационная реиндустриализация экономики России в условиях усиления гиперконкуренции на мировых рынках»//Инновации. 2014. №09(191).С.52-56.
  2. Удальцова Н.В., Кучерова М.С. Инновационная активность России и Швейцарии: сравнительный анализ // Креативная экономика. 2013. № 5(77). С. 59-64.
  3. Удальцова Н. Л., Пиримова Л. С., Трубкина Я. Е. Современные проблемы национальной инновационной системы // Креативная экономика. 2013. № 6 (78). С. 40–44.
  4. Путняя К.С., Морозова Н.В., Удальцова Н.Л.”Развитие инновационной деятельности России: тенденции и проблемы“//Сборник” Стратегические инициативы социально-экономического развития хозяйствующих субъектов” 2017. С. 257-264.
  5. Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России. Экономика. Налоги. Право. 2016. № 3. С. 113-119
  6. Удальцова Н.В., Никишина О.И. Проблема становления и развития венчурного предпринимательства в России // Креативная экономика. 2014. №5 (89). С. 10-17.
  7. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. «Стратегия 2020: новые контуры российской инновационной политики»//Форсайт. 2011. №4 Т. 5. С 8-30.


Все статьи автора «Шпакова Алена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: