Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна
Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)
кандидат экономических наук, доцент департамента «Менеджмент»
В современном мире одной из важнейших задач является повышение инновационного уровня национальной экономики. Её успешное решение зависит от того, насколько хорошо созданы условия для развития научно-технологического потенциала страны, интеллектуальных ресурсов, а также для повышения конкурентоспособности отечественного транспортного, энергетического и обрабатывающего комплекса.
На сегодняшний день актуальность данной темы обусловлена в первую очередь мировыми вызовами развития современной экономики России. Необходимость развития инновационной деятельности в России связаны с несколькими причинами, а именно высокая степень сырьевой зависимости отечественной экономики, низкая производительность труда, а также высокий процент износа основных фондов на предприятиях.
Экономика Российской Федерации, прежде всего, основана на добыче и экспорте газа и нефти. Отсюда половина ВВП нашей страны формируется за счет продажи сырья другим странам. Таким образом, для того чтобы достигнуть устойчивого развития следует избавиться от сырьевой зависимости путем внедрения современных технологий. В связи с этим актуальным представляется переход от сырьевой модели экономического роста к инновационной. [1, с. 54]. Однако при реализации инновационного потенциала существует ряд ограничений.
К ним относятся недостаточность бюджетного финансирования, относительно низкое качество образования и сокращение молодых специалистов. Тем не менее, данные отрицательные факторы могут быть ликвидированы при соответствующей и надлежащей политической воле лидеров государства.
Для улучшения инновационного пути развития экономики органы государственной власти должны обеспечить приоритетное вложение средств в науку, систему образования, перерабатывающие отрасли промышленности и сельского хозяйства, медицину, в процесс разработки и внедрения инновационных наукоемких технологий [2 с. 60]. Для этого чрезвычайно важно рационально использовать доходы от сырьевых отраслей экономики государства и внебюджетные фонды. Таким образом, чтобы улучшить отечественный инвестиционный климат, а также увеличить поток инвестиций из-за рубежа, необходимо содействие таких факторов, как: грамотное управление, политическая стабильность страны, прозрачность международной торговли, отсутствие бюрократизма.
Следует отметить, что Российская Федерация имеет фундамент национальной инновационной системы, создание инновационной инфраструктуры, улучшение экономики на основе технологических инноваций. В России инновационная структура создается почти в каждом университете. В течение предшествующих десяти лет было создано большое количество объектов инновационной структуры, таких как, бизнес-инкубаторы, технопарки. Всё это представляет собой условия для возможности отечественной экономики перейти на инновационный путь развития.
Для развития инновационной деятельности Российской Федерации значительным фактором является подробное планирование определенных и четких действий для вывода страны на высший инновационный уровень, а также для укрепления мировых позиций страны в мировом сообществе и обеспечения повышения благосостояния российских граждан.
В ноябре 2008 года для достижения вышеуказанных целей Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020года. В данной Концепции определены главные пути и методы перехода к социально-ориентированному инновационному типу экономического развития государства. В “Стратегии-2020″ предполагается, что процесс перехода отечественной экономики на путь инновационного развития должен сопровождаться формированием социальных, финансовых и правовых институтов. Данные социальные институты смогли бы гарантировать обеспечение взаимодействия, науки, образования, предпринимательства и некоммерческих организаций во всех сферах общественной жизни и экономики. [7, с. 17]
Однако не стоит спорить с тем, что Россия с имеющимся у нее потенциалом существенно отстает от многих других развитых стран.
Анализируя рейтинги стран по развитию инноваций, необходимо отметить, что позиция России не является ключевой в них.
Так, например по состоянию на 2014 год Российская Федерация находится на 49-м месте по индексу инноваций. Также в 2014 году Россия заняла 57-е место в рейтинге по индексу человеческого развития и 54-е место по уровню развития технологий в 2013 году. Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке составляет 0,3%.По доле инновационных компаний и инновационной продукции в ВВП Российская Федерация существенно отстает от мировых лидеров. Данное положение вызвано низким спросом на инновации в отечественной экономике, а также его неэффективной структуре ,то есть наблюдается сильный перевес в сторону закупки импортного готового оборудования в ущерб внедрению и развитию собственных новых разработок. На сегодняшний день Россия уступает научно-технологическим мировым лидерам таким как, , США Японии и странам Европейского Союза.
Следующее на что необходимо обратить внимание при анализе развития инновационной деятельности Российской Федерации – это тесная взаимосвязь между показателями данной деятельности, такими как объем венчурных инвестиций и количество поданных заявок на патент. Данные показатели строят четкую картину, помогающую определить уровень инновационного развития нашей страны.
Проанализировав динамику рынка венчурных инвестиций в России, отметим, что значительное количество венчурных сделок приходится на интернет-технологии ,а именно 80% от общего объема инвестиций за год, медицинские технологии – 12% от общего объема инвестиций за год, информационно-телекоммуникационные системы составляют 2% от общего объема инвестиций за год. [6, с. 13]. В 2015 объем венчурных инвестиций в России сократился на 31% относительно того же периода с тем предшествующего года и составил, а количество сделок снизилось на 15%. Данный спад обусловлен макроэкономической нестабильностью, которая негативно сказалась на российском венчурном рынке.
Проведя анализ количества патентов в стране, имеется возможность дать характеристику уровню развития инновационной деятельности страны. Например, количество патентов показывает, на каком этапе своего развития находится инновационная деятельность государства. В Российской Федерации наблюдается устойчиво низкий уровень количества поданных заявок на патенты. Данный факт связан с проблемами развития инновационной деятельности, о которых говорилось выше.
Для того чтобы сформировать эффективную инновационную систему, следует решить нижеприведенный ряд задач, которые были сформулированы из доклада Организации экономического сотрудничества и развития национальной инновационной системы Российской Федерации:
- низкая интеграция на мировой рынок инноваций и отсутствие ориентации на потребности экономики;
- фрагментарность инновационной инфраструктуры (многие элементы не содействуют инновационному процессу в течение формирования и внедрения инноваций);
- практически отсутствующий спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики;
- старение кадров, снижение уровня исследований;
- низкая эффективность сектора формирования знаний (прикладной и фундаментальной науки).
Подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что экономика Российской Федерации продолжает зависеть от экспорта сырья. Социальное обеспечение страны существенно зависит от внешней экономической обстановки и не способствует созданию внутреннего источника роста.
Чтобы перейти к инновационной экономической модели развития необходимо выработать механизм государственного регулирования, который позволит обеспечить:
- устойчивый спрос российской инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- создать благоприятные условия и заинтересованность отечественных компаний в инвестировании в стартап компании для более тесного взаимодействия бизнеса и науки;
- обеспечить развитие инновационной инфраструктуры, а именно технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов, для активизации деятельности венчурных фондов;
- сформировать в Российской Федерации благоприятный инвестиционный климат
Подводя итог, следует отметить, что инновационная экономика является всегда результатом целенаправленной государственной политики.
Библиографический список
- Дятлов С.А. «Инновационная реиндустриализация экономики России в условиях усиления гиперконкуренции на мировых рынках»//Инновации. 2014. №09(191).С.52-56.
- Удальцова Н.В., Кучерова М.С. Инновационная активность России и Швейцарии: сравнительный анализ // Креативная экономика. 2013. № 5(77). С. 59-64.
- Удальцова Н. Л., Пиримова Л. С., Трубкина Я. Е. Современные проблемы национальной инновационной системы // Креативная экономика. 2013. № 6 (78). С. 40–44.
- Путняя К.С., Морозова Н.В., Удальцова Н.Л.”Развитие инновационной деятельности России: тенденции и проблемы“//Сборник” Стратегические инициативы социально-экономического развития хозяйствующих субъектов” 2017. С. 257-264.
- Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России. Экономика. Налоги. Право. 2016. № 3. С. 113-119
- Удальцова Н.В., Никишина О.И. Проблема становления и развития венчурного предпринимательства в России // Креативная экономика. 2014. №5 (89). С. 10-17.
- Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. «Стратегия 2020: новые контуры российской инновационной политики»//Форсайт. 2011. №4 Т. 5. С 8-30.