НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КОМПАНИЯХ?

Кочергина Алина Алексеевна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Аннотация
В статье рассматривается актуальная и относительно новая для современного менеджмента тема необходимость эмоционального интеллекта для сотрудников и компании в целом. Описаны возможные улучшения, которых компания может достичь, развивая у своих сотрудников эмоциональный интеллект. Приведены результаты использования таких методик в компаниях.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Кочергина А.А. Нужно ли развивать эмоциональный интеллект в компаниях? // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15429 (дата обращения: 12.03.2024).

Современное общество склонно к постоянным изменениям, поэтому способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, умение правильно реагировать на окружающие нас процессы требует от нас четкого понимания собственных эмоций и эмоций окружающих. Именно эти способности включает понятие «Эмоциональный интеллект».

Данный метод является инновационным, его все чаще стали применять в деятельности компании. Это связано с тем, что во все времена, независимо от сферы деятельности компании, люди в ней общаются, процесс коммуникации непрерывно присутствует круглосуточно  в любом процессе компании. В таких условиях возрастает необходимость развития личностных качеств персонала организации. Чем быстрее сотрудники научатся применять его на практике, тем быстрее и в большей степени увеличится эффективность работы организации.  Какого практическая новизна и польза данного навыка?

Начнем с того, что же такое эмоциональный интеллект. В литературе можно найти немало определений эмоциональному интеллекту, в своей работе я буду придерживаться следующего:

Эмоциональный интеллект – это четко определяемая и измеряемая способность интеллектуально перерабатывать информацию, которую дают нам эмоции, как наши, так и окружающих людей,  умение распознавать, анализировать, управлять, использовать эмоции для решения конкретных задач.[1]

Почему же использование эмоционального интеллекта так важно для бизнеса?

Эмоциональный интеллект можно применять во всех областях бизнеса. Вам нужно воодушевить команду, выбрать правильный стиль общения с сотрудником, определить, что в большей степени его мотивирует или просто предотвратить конфликт. Грамотно пользуясь своими эмоции и эмоциями других, вы сможете осуществить все вышеперечисленное.

Проанализировав книги известного американского писателя, психолога Д.Гоулмана, американского практика Т.Бредбери  и отечественных бизнес тренеров А.Алешиной и С. Шабанова, можно выделить следующие аспекты внутренних улучшений в компании благодаря развитию эмоционального интеллекта.

Во-первых, управление конфликтами. Компании объединяют несколько категорий людей, делящихся по социальному уровню, образованию и т.д., которые проявляют разное отношение к работе  и решению проблем. Это может вызывать конфликтные ситуации. Наличие у сотрудников развитого эмоционального интеллекта позволит им спокойнее относиться к конфликтным ситуациям и разрешать их, не теряя самообладания.

Во-вторых,принятие решений. Умение принимать решения – один из важнейших организационных навыков. Люди с высокой степенью ЭИ умеют слушать и понимать мнения коллег, способны принимать правильные решения.

В-третьих, руководство. Руководители, которые уделяют время тому, чтобы узнать и выслушать своих подчиненных, используют эмоциональный интеллект как управленческую стратегию (осознанно или нет). Доказано, что сотрудники лучше воспринимают тех руководителей, которые относятся к ним уважительно. Недавнее исследование, проведенное компанией Gallup, выявило, что плохо управляемые рабочие группы в среднем на 50% менее продуктивны и на 44% менее прибыльны, чем хорошо управляемые группы. Исследование, проведенное Д. Гоулманом , показывает, что уровень ЭИ определяет до 85% успеха лидера.

Четвертый аспект – удержание рабочей силы. Основные факторы удержания сотрудников на работе связаны с мотивацией, которая для каждого сотрудника своя. Это может быть содержание работы, интерес к ней, внутренняя атмосфера в компании, безусловно, оплата труда и отношение руководства.  [2]

Если говорить о внешних улучшениях с помощью эмоционального интеллекта, то можно выделить: отношение с клиентами, с поставщиками,  переговоры с партнерами и т.д.

Несмотря на то, что практика применения развития эмоционального интеллекта стала применяться относительно недавно, результаты уже могут многих удивить.

Так например, всем известные ВВС США использовали опросник EQ-I  для подбора рекрутеров в свой отдел персонала. В результате было обнаружено, высокие результаты успешные рекруты достигли по таким компетенциям как «эмпатия», «уверенность». Компания также пришла к выводу о том, что, учитывая эмоциональный интеллект кандидатов при подборе на позиции рекрутеров, можно предсказывать успешность будущих сотрудников почти в три раза, благодаря чему, можно существенно сократить расходы организации (У ВВС расходы сократились на 3 млн. долл. ежегодно).

Стоит рассмотреть опыт компании Ameican Exprses. Еще в 2001 году компания  после резкого падения продаж внедрила в организации внутрикорпоративную программу развития эмоциональной компетентности, т.к. причину падения продаж компания видела в неумением консультантов справляться со своими эмоциями.  И действительно, после прохождения программы обучения эмоциональной компетентности консультантами компании, на 90% повысилась эффективность их работы.

Действительно существенных результатов смогла  достигнуть компания L’Oreal.  В  компании при отборе персонала стали учитывать  ключевые компетенции эмоционального интеллекта, в результате удалось установить, что  отобранные  по новой системе специалисты продают значительно больше, чем сотрудники, принятые на работу по старой системе найма. А именно, первые продают в год на 91,370 долл. и, соответственно,  приносят чистой прибыли  больше на 2,558,360 млн. долл. Также  стоит обратить внимание и на то, что текучесть персонала в течение первого года работы среди сотрудников, нанятых на базе оценки эмоционального интеллекта, была меньше на 63%.

Подобная ситуация возникла и в компании из списка «Fortune 500» , которая перешла на отбор персонала, основанный на оценке уровня ЭИ и реализации тренингов по развитию ЭИ сотрудников. В результате  внедрения  компании удалось повысить степень  удержания сотрудников на 67% за первый год, что в свою очередь сократило издержки на кадровый отток и прибавило к их балансу $32 млн.

Существуют и статистики с индивидуальными успехами людей, которые стараются развить в себе эмоциональный интеллект или повысить его. Например, исследование компании AT&T показало, что руководители всех уровней с высоким эмоциональным интеллектом работали на 20% продуктивнее. Также было выявлено, что 91% самых эффективных сотрудников обладают развитым ЭИ, в то время как среди обычных работников этот показатель составил только 26%.[3]

Можно привести еще множество примеров компаний, которые повысили свою эффективность благодаря использованию техник повышения и использования эмоционального интеллекта, но всех их объединяет одно – попробовав, они не отказываются от этих методик, а наоборот продвигают их все дальше и дальше в своем бизнесе. Поэтому  можно с уверенностью говорить о том, что в современном мире бизнес вынужден пересмотреть свои традиционные подходы, кадры должны становиться центром внимания руководства и «эмоции» присутствовать на работе.


Библиографический список
  1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014.
  2. Д. Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.266—269.
  3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 – 65.


Все статьи автора «Кочергина Алина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: