ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Белалова Екатерина Александровна
Кубанский государственный университет
магистрант 3 курса

Аннотация
В течение последних десятилетий рынок труда существенно изменился. Изменения касаются различных аспектов взаимодействия работодателей и работников, в том числе требований к подготовке персонала. Тема развития персонала является особенно актуальной для банковской сферы, так как специфика банковской деятельности предъявляет особые запросы к навыкам и подготовке сотрудников. В данной статье будут рассмотрены различные элементы систем развития персонала, используемые в банковской сфере.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Белалова Е.А. Элементы систем развития персонала в банковской сфере // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15421 (дата обращения: 25.04.2024).

В течение последних десятилетий рынок труда существенно изменился. Произошедшие изменения касаются различных аспектов взаимодействия работодателей и работников, в том числе: повышения горизонтальной и вертикальной мобильности сотрудников предприятий, изменения требований к подготовке персонала, скорости развития технического прогресса и многих других. От ситуации, характерной для начала-середины прошлого столетия, при которой сотрудник, пришедший на предприятие с определенным уровнем знаний, мог использовать их всю свою трудовую жизнь, рынок труда пришел к необходимости постоянного обновления и совершенствования знаний и умений представителей подавляющего числа профессий.

Тема развития персонала является особенно актуальной для банковской сферы, так как специфика банковской деятельности предъявляет особые запросы к навыкам и подготовке сотрудников всех уровней: от работников массовых специальностей до руководящего персонала. Базовые требования касаются наличия профессионального образования и соответствующих профессиональных знаний, навыков делового общения, соблюдения банковской тайны. К руководящему составу предъявляются требования о наличии навыков прогнозирования, управления рисками, умения принимать решения в соответствии с перспективами развития бизнеса.

Наличие высоких требований к уровню подготовки персонала, а также необходимость постоянных учета технических, правовых и иных изменений внешней среды сделали систему развития персонала неотъемлемой частью системы управления персоналом любого банка.

Система развития персонала представляет собой совокупность мер, реализуемых кадровой службой и руководством организации направленных на подбор, обучение, адаптацию и ротацию персонала, а также по планированию карьеры.

Отбор значительной части персонала осуществляется в результате прохождения студентами практик и стажировок в банке. Наиболее способные выпускники ВУЗов зачисляются в штат сотрудников. Это позволяет привлечь в команду банка молодых специалистов с наилучшим качеством подготовки.

Одним из механизмов адаптации персонала является система наставничества. Она предполагает закрепление за каждым вновь прибывшим сотрудником более опытного коллеги в качестве наставника. Цель данной системы -  наиболее комфортная и быстрая интеграция новичка в работу коллектива. Положительный эффект при этом получают все участники системы наставничества: наставник – развивает собственные навыки руководителя, его статус среди коллег повышается; новичок – получает актуальную информацию о предмете труда, совершенствует практические навыки.  Для банка данная система является недорогой и эффективной.

Обучение сотрудников банка происходит на протяжении всего времени работы: начинается с момента принятия в организацию и не прекращается после достижения сотрудником статуса руководителя. Обучение направлено на формирование у работников необходимых практических навыков, получение теоретических знаний, развитие коммуникативных способностей, а также на устранение системных проблем, возникающих в процессе его работы. Обучение может проводится очно или заочно в различных формах: тренингов, курсов, семинаров, вебинаров и проч.

Важным элементом системы развития персонала являются инструменты планирования и построения карьеры. Она необходима для удержания наиболее способных к управленческой работе и профессионально подготовленных специалистов.  Действенной является система кадрового резерва и ротации. Перемещение персонала как по вертикали (повышение в должности), так и по горизонтали (перемещение в другой функциональный отдел) позволит повысить уровень мотивации работника и позволит ему расширить профессиональные знания и навыки.

Работа в организации системы развития персонала направлена на решения ряда крупных задач:

-     доведение знаний и умений сотрудников до стандартов, действующих в целом по банку;

-     повышение эффективности труда;

-     снижение текучести кадров;

-     подготовка необходимых руководящих кадров;

-     воспитание лояльных сотрудников, развитие корпоративной культуры;

-     достижение большей независимости от ситуации на рынке труда;

-     адаптация сотрудников к новым технологиям.

Особенности построения системы развития персонала в банке зависят: во-первых от специфики банковской деятельности в целом (высокая конкуренция, необходимость массовой работы с клиентами, внедрение новых банковских продуктов, высокие риски бизнеса, требования закона и другие), а во-вторых от особенностей конкретного банка (стратегические цели, масштабы, финансовые возможности банка, проводимые банком операции). Первая группа факторов обуславливает необходимые направления работы, вторая – масштаб реализации заданных направлений.

Следует отметить, что построение и поддержание систем развития персонала требует от банка систематических финансовых вложений. При этом результаты от проведения конкретных мероприятий очень сложно оценить в денежном выражении.

В ходе своего функционирования наиболее крупные российские банки, такие как Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк и другие, пришли к необходимости реализации систем развития персонала и готовы вкладывать денежные средства для развития и реализации потенциала собственных сотрудников. Базовыми для банков являются следующие элементы развития персонала:

-     привлечение студентов профильных специальностей на практики и стажировки;

-     проведение очного и заочного обучения сотрудников в различных формах;

-     формирование и использование списков кадрового резерва;

-     предоставление сотрудникам доступа к электронным библиотекам.

Таким образом, построение эффективной и разнонаправленной системы развития персонала в современных условиях позволяет решить целый комплекс задач управления, создать высокопрофессиональную и высокомотивированную команду, а в конечном счете повысить конкурентоспособность банка.


Библиографический список
  1. Управление персоналом организации: учеб. пособие для всех форм обучения / Л.К. Аверченко; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015 – 203 с.
  2. Банковский менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. дра экон. наук, Б23 проф. О.И. Лаврушина. — 4е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016.— 554 с.
  3. Управление персоналом организации: Учебник/Под редю А. Я. Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.:ИНФРА-М. 2010. – 695 с. – (Высшее образование).
  4. Официальный сайт ПАО “Сбербанк России” http://www. sberbank.ru
  5. Официальный сайт Газпромбанк http://www.gazprombank.ru/
  6. Официальный сайт Россельхозбанк http://www.rshb.ru/
  7. Официальный сайт ВТБ http://www.vtb.ru/


Все статьи автора «Белалова Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: