В современных условиях рыночной экономики основой экономического развития является прибыль, которая представляет собой один из самых важных показателей эффективности работы предприятия, и являющийся основным источником его функционирования. Так с помощью прибыли у предприятия есть возможность выполнять свои обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, а так же перед другими организациями. Одной из основных задач, стоящих перед бухгалтерским учетом предприятия, является полнота и достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата.[1]
Прибыль, самая известнейшая с давних времен категория, взявшая новое содержание в современных условиях экономического развития страны. Многие малые и крупные предприятия нацелены на получение максимальной прибыли от своей деятельности, так как прибыль, являясь основной движущей силой рыночной экономики, может обеспечивать интересы собственником организации, её работников и государства. Поэтому, руководители и финансовые менеджеры определяют необходимость постоянного совершенствования методов наиболее эффективного управления формированием и распределением прибыли в процессе хозяйственной деятельности.[2]
Сама по себе прибыль является достаточно содержательным показателем, который характеризует различные аспекты деятельности предприятия.
Прибыль, как важнейшая экономическая категория, выполняет ряд следующих функций:
- оценочная функция – ее сущность заключается в том, что она наиболее полно и достоверно отражает уровень производства и дает оценку финансово – хозяйственной деятельности организации;
- стимулирующая функция – заключается в стимулировании повышения работоспособности предприятия;
- фискальная функция – заключает в том, что прибыль является источником отчислений в различные уровни бюджетов.
Каждый руководитель заинтересован в повышении уровня получаемой прибыли своей организацией, однако на ее уровень и изменение влияют различного рода факторы, которые не всегда зависят от самой фирмы.[3]
Сущность стимулирующей функции заключатся в том, что прибыль является основным источником денежных поступлений предприятия. Это означает, что за счет полученной прибыли осуществляется самофинансирование организации. Из чистой прибыли, которая остается в распоряжении у предприятия после уплаты всех видов налогов и сборов, происходит финансирование мероприятий, направленных на повышение научно – технического прогресса, расширение производства, а так же стимулирование работников предприятия. Опытный руководитель должен понимать, что часть полученной прибыли должна идти на повышение уровня развития бизнеса, что приведет к наибольшему получению доходов. Также в современных условиях экономической нестабильности, часто монопольное положение некоторых организаций искажает роль прибыли, как показателя
эффективности финансово – хозяйственной деятельности и приводит к повышению уровня цен на товары предпринимателями для получения наибольшей прибыли.
Фискальная функция характеризуется тем, что прибыль является одним из источников отчислений в бюджеты различных уровней. Отчисления из прибыли организации в государственные и региональные бюджеты, поступают в виде налогов и сборов, а в дальнейшем используются для обеспечения выполнения государством своих функций.
Также денежные отчисления направляются на удовлетворение общественных потребностей и на осуществление государственных, инвестиционных, производственных, научно – технических и социальных программ.
Еще одной из важнейших функций прибыли является защита организации от угрозы банкротства, т.к. именно она обеспечивает экономическую стабильность расчетов предприятия с внебюджетными фондами и другими организациями.
Кроме того, стабильная прибыль проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, и способствует привлечению новых инвесторов, следовательно, приводит к увеличению собственного капитала предприятия.
Следовательно, эффективность функционирования предприятия определяется его способностью приносить прибыль. Поэтому возникает такой интерес к повышению прибыльности организации.
На величину прибыли оказывают влияние различные факторы, одним из которых является себестоимость продукции.
Существуют следующие два пути воздействия (увеличения, уменьшения) на прибыль предприятия: снижение себестоимости продукции; увеличение выручки, т.е. объема продаж.
Себестоимость продукции является качественным показателей, характеризующим работоспособность предприятия, а так же уровень использования ресурсов (постоянного и переменного капитала) на производство продукции, находящихся в распоряжении организации.
Наиболее существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь путем разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая будет постоянно действующей, и корректироваться при изменении обстоятельств.[4]
Увеличение объёма продаж и выручки предприятия может осуществляться за счет следующих факторов:[5]
- гибкое производство, предполагающее расширение объема и ассортимента продукции.
- соблюдение заключенных договоров.
- оптимизация цен и ценообразования.
- повышение качества продукции, работ, услуг.
- периодический пересмотр политики коммерческого кредитования.
- другие факторы.
Таким образом, прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, фирмы, частного лица и государства, также она является основной составляющей из которой складывается часть бюджета государства в виде налога на прибыль.
Библиографический список
- Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник / М.: Издательство – торговая корпорация «Дашкова и К», 2015. С.271
- Клочкова Е. Н., Кузнецов В. И., Платонова Т. Е. Экономика предприятия / М.: Юрайт, 2014. С.146
- Сергушина, Е.С. Учет и анализ затрат и их связь с калькулированием себестоимости продукции промышленного предприятия / Е.С. Сергушина, Н.Ю. Солдатова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 2 – 1 (64). – С. 152
- Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник / М.: Издательство – торговая корпорация «Дашкова и К», 2015. С.280
- Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник / М.: Издательство – торговая корпорация «Дашкова и К», 2015. С. 282
Количество просмотров публикации: Please wait