Эффективность – ключевое понятие экономики. Эффективность бизнеса закладывается в процессе возникновения и конкретизации идеи предпринимателя, как лучше использовать накопленный капитал:
- какие товары будут пользоваться спросом;
- какие каналы распределения следует выбирать;
- какую использовать политику ценообразования;
- как продвигать продукты и услуги.
Понятие «экономическая эффективность» рассматривают в широком и узком смысле.
Эффективность в широком смысле, по Вильфредо Парето: [1, с. 47]
- состояние, при котором невозможно с целью более полного удовлетворения потребностей одного человека произвести изменение, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого;
- если существует способ улучшить свое положение, не нанося ущерба никому, то проходить мимо такой возможности бессмысленно, нерационально, неэффективно;
- не использовать возможность улучшить положение обеих сторон – расточительство.
Рассмотрим аспекты эффективности:
1. Эффективность в производстве (в контексте 2-го фундаментального экономического выбора) – ситуация, когда при данных производственных ресурсах невозможно произвести большее количество одного товара, не упуская при этом возможность изготовить некоторое количество другого товара.
2. Эффективность в распределении (4-й фундаментальный экономический выбор) – ситуация, когда невозможно путем перераспределения существующих благ удовлетворить желание одного более полно, не нанося при этом ущерб желаниям другого.
Оптимум Парето – состояние, когда все субъекты обмена, стремясь каждый к своей выгоде, достигают взаимного равновесия интересов и выгод, суммарное удовлетворение всех членов общества достигает своего максимума. [2, с. 58] Такую абсолютную эффективность невозможно измерить количественно, поэтому чаще всего под эффективностью понимают относительную категорию – соотношение результата и затрат на его получение. Это так называемая сравнительная эффективность.
В основе оценки эффективности лежит понятие сравнительного преимущества – преимущества в использовании одних ресурсов перед другими, которое обеспечивает наибольшее удовлетворение потребностей, максимальную отдачу от вложенных средств. Стремление к сравнительному преимуществу означает отказ от менее значимого ради более ценного, а степень полезности отражает категория «альтернативная стоимость». Так, под эффективностью в производстве можно понимать соотношение между ценностью того, что произведено, и ценностью упущенных альтернативных возможностей изготавливать другие товары. По аналогии для коммерческих компаний можно говорить об альтернативах продаж: в соответствии с выбранной номенклатурой, ассортиментом и (или) всеми другими упущенными возможностями.
Экономическая эффективность бизнес-проекта с точки зрения привлекательности данного варианта инвестирования обычно оценивается в сравнении с простейшей альтернативной возможностью поместить располагаемые финансовые средства под проценты в ценные бумаги, банки и другое. Для оценки альтернативных затрат или упущенной выгоды, неполученной прибыли используется средневзвешенная доходность финансовых инструментов – десятичная ставка i. [3, с. 29]
Кроме того, при оценке экономической эффективности различают частные, отдельные результаты и обобщающие, конечные результаты, которым необходимо противопоставлять соответствующие затраты.
Частные характеристики эффективности – это показатели эффективности использования ресурсов: материала, труда и капитала, отраженные в таблице 1. Эффективность использования финансовых ресурсов характеризует рентабельность и срок окупаемости.
Таблица 1 – Частные показатели эффективности использования ресурсов
Прямые (результат – затраты) |
Обратные (затраты – результат) |
Эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда) |
|
Выработка – выручка в расчете на 1 человека |
Трудоемкость – затраты времени на единицу продукции |
Эффективность использования основных фондов |
|
Фондоотдача – выручка в расчете на 1 руб. основных фондов |
Фондоемкость – стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. выручки |
Эффективность использования материальных ресурсов |
|
Материалоотдача – выручка в расчете на 1 руб. материальных затрат |
Материалоемкость – затраты материалов на 1 руб. выручки |
Эффективность использования оборотных средств |
|
Число оборотов за период – соотношение выручки и стоимости оборотных средств |
Период оборота – длительность одного оборота |
Эффективность инвестиций |
|
Рентабельность инвестиций – соотношение прибыли за период и инвестиций |
Срок окупаемости инвестиций – число периодов возмещения инвестиций из прибыли |
Проведя анализ данных показателей таблицы 1, можно получить характеристику экономической эффективности. По результатам анализа менеджменту становится понятно, каким образом и с помощью каких механизмов можно повысить эффективность деятельности предприятия.
В самом общем виде конечный результат предпринимательской деятельности – улучшение благосостояния собственников, рост стоимости бизнеса. Стремление к обогащению, предпринимательская активность и связанные с этим проблемы зависят от тех прав собственности, которые установлены в данном обществе.
Права собственности – права, которые позволяют контролировать использование определенных ресурсов и распределять последствия этой деятельности. Конкретные права собственности формируют определенные ожидания. Вкладывая капитал, предприниматель ожидает получить определенный доход. Парадокс состоит в том, что люди постоянно готовы оспорить заслуженность высоких доходов, их нередко называют «упавшими с неба». Если же ожидания не оправдались и получены убытки, люди не слишком охотно предъявляют права на них и не противятся такому нарушению права собственности со стороны общества как компенсация убытков.
Защищенное право присваивать полученный доход и нести ответственность за убытки стимулирует предпринимательскую активность. Если ожидают, что прибыль будет конфискована, а убытки компенсированы, то действия отличаются пассивностью, ограничиваются выполнением обязанностей, плановых заданий. Если прибыль конфискуется, а убытки не компенсируются, тогда управленческие решения сводятся к среднему уровню – принимаются только краткосрочные проекты, уменьшается объем инвестиций, замедляется экономическое развитие.
Эффективность инвестиций в бизнес в соответствии с принципом рациональности оценивается соизмерением ценности ожидаемых результатов и ценности затраченных на их достижение ресурсов. [4, с. 57] Рациональное поведение состоит в стремлении увеличить разницу между получаемым результатом и затратами. Результаты и затраты – ключевые понятия экономики, и, по словам академика В.В. Новожилова, «нет более грубой ошибки в экономических рассуждениях, чем смешение прихода с расходом, результата с затратами». [5, с. 69] А, например, германская теория финансов предприятия требует четко разделять даже такие синонимы, как результаты, приходы, поступления и затраты, расходы, выплаты.
Каждая из этих взаимосвязанных категорий используется для определенных целей (рис. 1, 2):
Рисунок 1 – Результаты и приходы, приходы и поступления
Рисунок 2 – Расходы и затраты, затраты и выплаты
- затраты – связывают ресурсы и готовую продукцию, путем переноса стоимости, находят отражение себестоимости, служат ориентиром при установлении цен;
- результат текущей деятельности – выручка от продаж. По этой позиции результат идентичен приходу, а с поступлением средств результат обычно количественно не совпадает вследствие отсрочки платежей;
- приход (доход) и расход – позиции отчета о финансовых результатах, важны для расчета и контроля налоговых выплат. Понятие «расход» используется для детализации затрат, а также для обозначения некоторых особых расходов, которые не являются затратами на изготовление и реализацию товаров – то есть не относящиеся к основной деятельности, а связанные, например, с движением имущества, прочей деятельностью;
- выплаты и поступления (оттоки и притоки средств) – основные категории динамического анализа эффективности инвестиций.
Все методы, используемые в оценке эффективности инвестиций, подразделяют на две группы: – статические и динамические методы.
Основные критерии экономической эффективности инвестиций – чистый дисконтированный доход (см. формулу 1 и формулу 2) или скорректированная приведенная стоимость (см. формулу 3) [ 3, с.33]
Их нулевые значения указывают на возможность получения требуемой от инвестиций доходности, а положительные значения – на повышение ценности вложенных средств. При отрицательных значениях этих критериев инвестиции финансово не эффективны.
Кроме этого, в качестве дополнительного критерия, как правило, используется внутренняя ставка доходности, если она соответствует требуемой доходности, проект окупаем. В качестве вспомогательного показателя эффективности также применяется дисконтированный срок окупаемости, который позволяет заранее выявить и отклонить инвестпроекты, окупающиеся неприемлемо медленно.
Оценка экономической эффективности деятельности является неотъемлемой частью аналитической работы для компаний, которые хотят добиться успеха в своей деятельности, так как с помощью этой оценки можно своевременно найти и устранить слабые стороны деятельности организации и выявить факторы, которые оказывают положительное влияние на состояние деятельности организации. Также на основе достоверных сведений, полученных в результате оценки и анализа, можно сделать прогноз по основным тенденциям изменения состояния предприятия и разработать стратегии развития бизнеса.
Библиографический список
- Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 378 с.
- Самарская, Е.Б. Перспективный анализ эффективности деятельности компаний группы: дис. канд. экон. наук; спец. 08.00.12. – Москва, 2013 – 185
- Домашнев К. По какой методике планировать денежные потоки по инвестиционному проекту. К. Домашнев [Электронный ресурс] // Материал из ФСС «Система Финансовый директор»: Режим доступа: http://www.1fd.ru.
- Герасимов, П.С. Принципы сбалансированного развития инновационной и инвестиционной деятельности предприятия / Герасимов П.С., Кузнецов И.М. // Транспортное дело России, – 2015. – № 6. – С. 55-58.с.
- Иззука, Т.Б. Особенности анализа в сегментах бизнеса / Т.Б. Иззука, Ч.В. Керимова. – М.: Финуниверситет, 2017. – 111 с.