В Российской Федерации в настоящее время сформирована такая налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой политики, ведение системы налогового контроля по уплате всех установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих данные процессы. Именно работа налогового контроля в рамках налогового администрирования позволяет охарактеризовать всю работу налоговой системы в целом.
В этой связи одним из направлений развития налоговой системы России является реформа системы налогового администрирования. Исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, наша страна стремится достичь лидирующих позиций по всем направлениям развития. Достижение указанной цели возможно в случае, если налоговое администрирование станет стержнем налогообложения государства. Именно поэтому в настоящее время все силы должны быть направлены на совершенствование системы налогового администрирования, повышение качества его основного элемента – налогового контроля.
Эффективность контрольной работы налоговых органов выражается в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата.
Данным результатом являются суммы доначисленных и взысканных сумм налогов, сборов и пени, по результатам проверок, однако эти доначисления должны быть правомерны, а штрафные санкции должны применяться правильно.
Повышение эффективности налогового контроля способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства с целью компенсации издержек, возникающих при реформировании налогообложения, направленном на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Преобразования в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможны лишь в сочетании с эффективным налоговым администрированием.
Так, при определении эффективности налогового контроля используется ряд критериев.
1. Уровень оптимизации организационных структур и технологии работы налоговых органов. В этих целях осуществляется переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип деятельности с перераспределением численности персонала в пределах установленных Правительством РФ численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов. В последние годы проведены мероприятия по разработке и внедрению стандартизированных технологических процессов, укрупнению ФНС России. В результате достигаются унификация процессов управления, повышение производительности труда, усиление блока, выполняющего контрольно-аналитические функции и обслуживание налогоплательщиков.
2. Эффективность расходов на содержание налоговых органов. Данный аспект подразумевает, что налоговая система должна обеспечивать стабильное поступление доходов государственного бюджета и рациональное расходование бюджетных средств на собственное развитие и содержание.
Анализ деятельности УФНС по Свердловской области целесообразно начать с показателя, характеризующего динамику и структуру налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Первым этапом работы налоговой инспекции при камеральной проверке налоговых деклараций является их прием от налогоплательщиков и ввод полученных данных в автоматизированную информационную систему (АИС) налоговых органов. Налоговые декларации, бухгалтерская отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, могут быть представлены налогоплательщиком в налоговую инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде.
Документы могут быть переданы как лично налогоплательщиком, так и через уполномоченного представителя. Либо же направлены в виде почтового отправления с описью вложения; или по телекоммуникационным каналам связи. Право выбора того или иного способа сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности предоставлено налогоплательщику.
Таблица 1- Количество налогоплательщиков – ИП за 2013-2015 гг. [1]
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Темп роста (снижения), % |
|
2014/2013 |
2015/2014 |
||||
Количество зарегистрированных налогоплательщиков (ИП + фермерские хоз-ва) |
127420 |
112892 |
109128 |
88,5 |
96,7 |
Количество налогоплательщиков, прекративших деятельность |
165498 |
198717 |
219738 |
120,1 |
110,5 |
По данным таблицы 1 нужно отметить, что количество ИП и фермерских хозяйств в 2014 году происходит снижение чуть более чем на 11% . В 2015 году также сохраняется тенденция снижения налогоплательщиков, и количество их уменьшается еще на 3,3 %, по сравнению с 2013 годом
Количество налогоплательщиков, прекративших свою деятельность (в лице ИП и фермерских хозяйств), уже на 2013 год составило почти 165498, и с каждым годом их число увеличивается, в 2014 на 20 с лишним %, а в 2015 году 220000 прекратили свое существование индивидуальные предприниматели. Они аннулировали свою регистрацию и прекратили официальную деятельность. Это, к сожалению, продолжает негативную тенденцию минувших лет.
Причинами такого резкого спада количества действующих ИП стали высокие ставки по кредитам, бюрократические трудности, но самое главное это значительное повышение размера страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды.
С 1 января 2013 года порядок расчета суммы уплачиваемых страховых взносов для индивидуальных предпринимателей существенно изменился (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования”). Суть этих изменений заключается в следующем. [2]
До 1 января 2013 года размер взносов во внебюджетные фонды определялся исходя из утверждаемой Правительством РФ стоимости страхового года, которая составляла в 2012 году 14 386,32 руб. (постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 208 “О стоимости страхового года на 2012 год”). Эту сумму самозанятые граждане перечисляли в качестве страхового взноса в ПФР. Сумма второго обязательного взноса в ФФОМС, как и сейчас, рассчитывалась по формуле МРОТ х 5,1% х 12 и составляла в 2012 году 2821,93 руб. [3]
С января 2013 года самозанятые граждане уплачивали страховые взносы в фиксированном размере, определяемом для взносов в каждый внебюджетный фонд отдельно.
Минимальная совокупная сумма обязательных взносов во внебюджетные фонды в 2013 году составила 35 664,66 руб., для сравнения, в 2012 году эта сумма была равна 17 208,25 руб.
Особенно пострадали предприниматели из небольших городов. У них просто нет достаточного спроса в городе на товары и услуги, чтобы сделать достаточную выручку. У многих людей годовой доход там составляет 50-80 тысяч рублей. Естественно, что для них 36 тысяч в год – это катастрофа.
Не удивительно, что увеличение страховых взносов почти в 2 раза, обеспечило такой спад в секторе малого предпринимательства.
Далее проведем анализ количества учтенных юридических лиц, данные о которых содержаться в системе ЕГРЮЛ Управления ФНС по Свердловской области в период с 2012 по 2014 гг.
Таблица 2 – Количество налогоплательщиков – юридических лиц за 2013-2015 гг. [1]
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Темп роста (снижения), % |
|
2014/2013 |
2015/2014 |
||||
Количество зарегистрированных налогоплательщиков (юр.лица) |
183246 |
143703 |
168006 |
78,4 |
116,9 |
Количество налогоплательщиков, прекративших деятельность |
115326 |
147065 |
180872 |
127,5 |
122,9 |
По данным таблицы 2 следует отметить, что в 2014 году осуществляется снижение числа налогоплательщиков в лице юридических лиц, сокращение происходит на 21,6% чем в 2013 году. Положительную динамику можно увидеть по данным за 2015 год, где увеличение числа налогоплательщиков происходит почти на 17% в сравнении с 2014 годом.
Также, можно заметить, что количество юридических лиц, прекративших свою деятельность, с каждым годом резко увеличивается, и к 2015 году достигает около 181000. В основном это число составляют лица с ликвидированной деятельностью, но так же имеются такие, кто обанкротился, или совершили реорганизацию.
Основным количественным показателем, характеризующим деятельность налоговых органов, принято считать сумму дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы и ее динамику по сравнению с предыдущими периодами. Общие сведения о суммах, дополнительно начисленных по итогам проведенных проверок (Таблицы 3,4).
Для определения эффективности налоговых проверок, проведем анализ динамики камеральных и выездных проверок по данным УФНС России по Свердловской области за период с 2013-2015гг.
Таблица 3 – Динамика эффективности камеральных проверок УФНС по Свердловской области за 2013-2015 гг. [1, 4]
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Темп роста (снижения), % |
|
2014/2013 |
2015/2014 |
||||
Количество проведенных камеральных проверок (всего) |
1166428 |
1122706 |
1100121 |
96,2 |
97,9 |
- из них с нарушениями |
55617 |
54563 |
69706 |
98,1 |
127,7 |
Доначисление платежей по результатам проверок |
1525295 |
1796120 |
2472965 |
117,7 |
137,6 |
- Налоги |
1288479 |
1529273 |
2147508 |
118,6 |
140,4 |
- Пени |
33582 |
62148 |
60316 |
185 |
97,1 |
- Штрафы |
203234 |
204699 |
265141 |
100,7 |
129,5 |
По данным таблицы 3 видно, что количество проводимых проверок за рассматриваемый период, каждый год уменьшается, и к 2015 году достигает числа 1100121 проверка, это почти на 70000 проверок меньше, чем в 2013 году. Этот факт может быть связан с уменьшением количества представляемых налогоплательщиками деклараций, увеличением удельного веса «нулевых» деклараций, а также с ростом числа юридических лиц, обладающих признаками недействующих. Из общего числа проводимых камеральных проверок, проверки, выявленные с нарушениями, составляют от 1 до 7 %. Возможно это говорит о том, что при проведении камеральной проверки, невозможно выявить всех нарушений, особенно хорошо скрытых, что допустим можно, выявить, проводя выездную проверку.
Что касается эффективности камеральных проверок, то ее можно оценить по доначислениям платежей в бюджет по результатам проверки. Показатели данной графы, возрастают почти на протяжении всего рассматриваемого периода. В первую очередь, это доначисления по налогам, они увеличились почти в 2 раза. Доначисления по пеням в 2014 году выросли на 85% по сравнению с 2013 годом, однако в 2015 году произошло незначительное снижение. Причинами является улучшенная работоспособность налоговых органов, снижение коррупции и другое.
Если в ходе камеральной проверки установлены ошибки в заполнении налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то налоговая инспекция в течение трех рабочих дней информирует плательщика об этом с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию.
Если налогоплательщик не вносит соответствующие исправления в установленный срок, налоговая инспекция приступает к сбору доказательств совершения налогового правонарушения. Для этого чаще всего используются такие методы, как:
- истребование у налогоплательщика дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов;
- истребование у иных лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика;
- получение у банков сведений об операциях по счетам проверяемого налогоплательщика.
Теперь рассмотрим данные УФНС по Свердловской области о выездных проверках за 2013-2015 гг.
На этапе выбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок формируется список налогоплательщиков, которых целесообразно включить в план проверок на предстоящий квартал. В этом списке фигурируют две категории плательщиков:
- налогоплательщики, подлежащие обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов;
- налогоплательщики, анализ деятельности которых позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности обнаружения у них налоговых правонарушений.
Окончательный отбор налогоплательщиков для включения в план проверок начинается с определения количества организаций, которые могут быть включены в квартальный план на соответствующий период.
Таблица 4 – Динамика эффективности выездных проверок УФНС по Свердловской области за 2013-2015 гг. [1,4]
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Темп роста (снижения), % |
|
2014/2013 |
2015/2014 |
||||
Количество проведенных выездных проверок (всего) |
9303 |
6090 |
5030 |
65,4 |
82,5 |
- из них с нарушениями |
3702 |
2669 |
2506 |
72,1 |
93,8 |
Доначисление платежей по результатам проверок: |
5682480 |
5703895 |
5668640 |
100,3 |
99,3 |
- Налоги |
4200088 |
4143405 |
4121255 |
98,6 |
99,4 |
- Пени |
860483 |
829714 |
832462 |
96,4 |
100,3 |
- Штрафы |
621909 |
730776 |
714923 |
117,5 |
97,8 |
По данным таблицы 4 видно, что количество выездных проверок сокращается на протяжении всего рассматриваемого периода. Так к 2015 году количество проверок в год составило 5030 проверок, что почти в 2 раза меньше, чем в 2013 году. Также сокращается число проверок с выявленными нарушениями, но тут они составляют от 25 до 50 % от общего числа выездных проверок, когда при анализе камеральных проверок, проверки с нарушениями составляли менее 1 %. Это говорит о том, что такая форма налогового контроля гораздо эффективнее, чем камеральные проверки. Обратив внимание на суммы доначисленных платежей также можно заметить их увеличение, их гораздо больше суммы, чем при камеральных проверках, что так же говорит о большей эффективности.
Данные, полученные в результате анализа, показывают снижение интенсивности выездных проверок, что является положительной тенденцией работы инспекций, которая свидетельствует о сокращении количества спорных ситуаций между налоговым органом и налогоплательщиком в процессе выездного контроля, при условии, что уменьшение числа проводимых контрольных мероприятий не оказывает влияние на аргументированность выводов инспекций по результатам проверки. [5]
Таблица 5 – Динамика доначислений по 1 камеральной проверке на одного инспектора УФНС по Свердловской области за 2013-2015 гг. [1]
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Темп роста (снижения), % |
|
2014/2013 |
2015/2014 |
||||
Сумма доначислений по 1 проверке, руб |
27,42 |
32,91 |
35,47 |
120 |
107,8 |
Кол-во работников отдела, чел |
28 |
32 |
33 |
114,2 |
103,1 |
Сумма доначислений по 1 проверке на одного инспектора, руб |
54475 |
56129 |
74938 |
103 |
133,5 |
Из выявленных данных в таблице 5, автор отмечает что динамика показателей на протяжении всего периода положительна. Количество работников отдела камеральных налоговых проверок за отчетный период выросло на 5 человек Сумма доначислений на одну проверку в среднем возрастает на 15%. Минимальная сумма доначислений по одной проверке на одного налогового инспектора составляет около 55 тыс. рублей и приходится на начало отчетного периода, а в 2015 году этот показатель вырастает примерно на 20 тыс. рублей и составляет около 75 тыс. рублей. Это связано и с ростом доначислений и с ростом количества сотрудников отдела.
Таблица 6 – Динамика доначислений по 1 выездной проверке на одного инспектора УФНС по Свердловской области за 2013-2015 гг. [1]
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
Темп роста (снижения), % |
|
2014/2013 |
2015/2014 |
||||
Сумма доначислений по 1 проверке, руб |
1534,9 |
2137 |
2262 |
139,2 |
105,8 |
Кол-во работников отдела, чел |
22 |
23 |
23 |
104,5 |
0 |
Сумма доначислений по 1 проверке на одного инспектора, руб |
258294,5 |
247995,4 |
246462,6 |
96 |
99,3 |
Наибольшие суммы сокрытых и заниженных платежей устанавливаются, как правило, в ходе выездных проверок. В среднем доначисления на одну проведенную выездную проверку организации в 2015 году увеличились в сравнении с результатами 2013 года в 1,5 раза и составили 2262 рублей.
Количество работников за рассматриваемый период выросло всего на одного сотрудника. Сумма доначислений в среднем по одной проверке на одного налогового инспектора составляет около 250 тыс. рублей и с каждым годом данный показатель имеет тенденцию к снижению. Это связано с сокращением количества проведенных выездных налоговых проверок, и вследствие чего сокращение доначислений по выездным налоговым проверкам. [6]
Таким образом, при анализе количества налогоплательщиков наблюдались отрицательные тенденции снижения, причиной чему явились изменения в законодательстве, ситуация в стране, высокие ставки по кредитам, бюрократические трудности. Тенденции снижения наблюдаются и при анализе контрольной работы налоговых органов, количество проверок снижается, особенно это видно на примере выездных налоговых проверок, но суммы доначислений растут. То есть, снижение количества налогоплательщиков возможно и повлияло на снижение количества проверок, но не на результаты работы налоговых органов.
Библиографический список
- Официальный сайт УФНС по Свердловской области – Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn66/
- Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.midural.ru
- Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// http://www.gks.ru
- Слобцова, О. И. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях [Текст]: – 2013. – №1.
- Андреев В.Д. Налог на прибыль [Текст]: – Практические вопросы применения главы 25 НК РФ // Экономико-правовой бюллетень.- 2014. – № 12. – С.18-22.