В настоящее время современная рыночная среда сложна, динамична и требует от компании систематического совершенствования своих систем управления, а также модернизации информационных систем их поддержки. На сегодняшний момент, общепризнанным фактом, является, что кризис экономики – это, прежде всего, кризис управления, из-за несоответствия качества менеджмента компаний требованиям сферы рынка. Выходом из такого положения является внедрение эффективных механизмов управления в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами.
На этапе инновационных изменений, которые происходят сегодня в мире, любое предприятие стремится к совершенствованию своей деятельности, получению прибыли, обретению стабильности в финансовом положении компании, а также ищет новые пути развития, чтобы выйти лидером среди конкурентов и иметь неповторимый продукт. На данном этапе развития современных технологий очень сложно держаться с конкурентами на одном уровне, предлагать услуги, которые будет сложно скопировать конкурентам, а также быть лидерами в своем бизнесе.
В этих условиях изменения требуется от процессов управления, особой мобильности и динамичности. Понимание того, что, не придавая значению роли процесса управления, это может привести к непроработанности, а во многих случаях и полному отсутствию действенных инструментов его эффективной организации, заставляет компании иначе взглянуть на процессный подход.
Во всем мире применение процессного подхода к управлению компанией считается одним из важнейших инструментов повышения эффективности бизнеса. Процессный подход – главная концепция менеджмента организации, которая сформировалась в 80-х годах прошлого века. Данная концепция подразумевает, что вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять бизнес-процессами. Процессный подход является ключевым элементом улучшения качества ведения бизнеса.
Главное понятие, которое использует процессный подход – это понятие бизнес- процесса. Существует множество определений, но наиболее часто используется определение стандарта ISO 9001. «Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы». Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении, является систематичность действий. Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными.
Процессный подход применяется с целью построения горизонтальных связей в организациях. Структурные подразделения и сотрудники компании, участвуют в бизнес-процессах, они способны самостоятельно решать возникающие проблемы без участия непосредственных руководителей и координировать работу в рамках процесса .
Благодаря данному подходу, можно более оперативно решать возникающие проблемы и воздействовать на конечный результат. Отличительной особенностью процессного подхода от функционального, позволяет концентрироваться не на работе каждого из структур подразделений, а на результатах работы компании в целом. В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. При процессном подходе, главным элементом становиться процесс, и понятие структуры организации уходит на второй план. Т.к. данный подход подразумевает, что организация состоит не из подразделений, а из бизнес-процессов.
Процессный подход опирается на множество принципов. Применение этих принципов в компании позволяет значительно повысить эффективность работы, увеличить скорость обработки данных и т.д. Однако, чтобы внедрить данные принципы, в компании должна быть сформирована высокая корпоративная культура. Процессный подход требует от работников организации постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным структурным подразделениям. От того, насколько удастся наладить совместную работу в коллективе, будет зависеть «работоспособность» принципов, лежащие в процессном подходе.
Наиболее популярными принципами процессного подхода являются:
- Принцип востребованности процесса. У любого бизнес-процесса должна быть, а его результаты должны иметь внешних и внутренних потребителей.
- Принцип взаимосвязи процессов. Компания, представляет собой сеть взаимосвязанных между собой бизнес-процессов.
- Принцип контроля процесса. Бизнес-процесс имеет начало и конец, которые определяют границы показателей процесса, и его результат.
- Принцип ответственности за процесс. В реализации бизнес-процесса могут быть задействованы различные сотрудники компании, но контролировать и нести ответственность за результат должен один человек. Владелец процесса – процессный подход использует это понятие как одно из самых важных. Владельцем является человек, имеющий в своем арсенале необходимое количество человеческих, материальных ресурсов и несущий ответственность конечный результат процесса.
- Принцип документирования процессов. Бизнес-процессы необходимо стандартизировать, документировать, т.е. получать все данные об изменениях и совершенствованиях деятельности процесса.
Процессный подход формирует горизонтальные связи в работе компании, благодаря существует ряд преимуществ, в отличии от функционального подхода.
Основными преимуществами процессного подхода являются:
- Координация действий различных отделов в рамках бизнес-процесса;
- Ориентация на результат процесса;
- Повышение эффективности работы и конкурентоспособности организации;
- Повышение предсказуемости результатов;
- Выявление минусов в управлении деятельности организации с целью модернизации бизнес-процессов;
- Минимизация издержек компании;
- Исключение нецелесообразных бизнес-процессов;
- Сокращение времени на обработку данных и материальных затрат.
Процессный подход лежит в основе часто используемых и достаточно эффективных методов по совершенствованию деятельности организации. На сегодняшний день выделяют четыре направления, которые используют процессный подход в качестве главного подхода по повышению эффективности работы организации.
К таким направлениям относятся:
- Всеобщий менеджмент качества (TQM). Данная концепция, предусматривает непрерывное повышение качества выпускаемой продукции, бизнес- процессов и системы менеджмента организацией. В основу работы организации ставится удовлетворение потребностей потребителя.
- Постоянное улучшение процессов (Continuous Improvement Process). Это концепция, которая предусматривает минимальные, но постоянные оптимизации процесса. Наиболее популярным подходом, в основе которого лежит постоянное улучшение процессов является японский подход «кайдзен» (kaizen);
- Совершенствование бизнес-процессов (Business Process Improvement) или управление бизнес процессами (Business Process Management). Это подход, направленный на то, чтобы помочь организациям оптимизировать бизнес процессы с целью повышения их эффективности. Изменения процессов обязательность происходят на систематической основе.
- Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering). Реинжиниринг представляет собой форму реформирования предприятия, которая способствует резкому повышению эффективности его деятельности за счет переопределения бизнес-процессов, корректировки или замены используемой бизнес – модели [3]. Сутью реинжиниринга является выделение основных бизнес-процессов предприятия, их детальное исследование и изучение, описание на понятном языке и анализ на результат.
Компания, построенная по процессному принципу, более гибкая на все воздействия со стороны внешней среды. Т.к. в настоящий момент в мире век информационных технологий, то любой компании необходимо понимать, что для того, чтобы находиться наплаву и быть конкурентоспособной организацией на рынке, необходимо постоянно улучшать и оптимизировать свои бизнес-процессы, а это возможно, если правильно внедрить процессный подход в компанию. Процессный подход значительно упрощает адаптацию новых сотрудников и снижает зависимость работы компании от человеческого фактора. Таким образом, многие проблемы современного российского менеджмента может решить использование процессного подхода и инструментов управления бизнес-процессами. Данная технология на сегодняшний момент является очень популярной, так как она позволяет навести порядок в компании и заложить механизм улучшения процессов.
Библиографический список
- Беккер Й., Вилков Л., Таратухин В., Кугелер М., Роземанн М. Менеджмент процессов/ Пер с нем. – М.: Эксмо, 2014.
- Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник для вузов/ В.Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2013
- Смирнов Ю.Н. Об экономике бизнес-процессов предприятия //Научно-практический журнал «Интеграл» – 2012.
Количество просмотров публикации: Please wait