СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Конева Олеся Владимировна
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
студентка

Аннотация
В данной статье проведен обзор результатов деятельности судостроительной отрасли. Выявлены проблемы в судостроении и приведены мероприятия по их решению.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Конева О.В. Статистический обзор результатов деятельности судостроительной отрасли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15296 (дата обращения: 24.04.2024).

Актуальность темы заключается в том, что судостроительная отрасль в современной российской экономике представляет одну из главных и стратегически важных отраслей производства по разным причинам. Поскольку судостроение считается наукоемкой и высоко производительной отраслью типичными особенностями в нем считается высокая наукоёмкость судов, длительный временной цикл разработки и строительства судов, высокий уровень капиталоёмкости строительства в отрасли.

Тема особенно актуальна для России, поскольку в виду отставания в развитии технологий судостроения в отношении зарубежных стран трудоемкость российского судостроительного производства в среднем по отрасли в 3 – 5 раз выше, чем за рубежом, и суда строятся в 2 – 2,5 раза дольше.

Цель статьи провести статистический обзор результатов деятельности судостроительной отрасли.

Структура современного российского гражданского флота приведена на рисунке 1:


Рисунок 1. Структура современного российского гражданского флота [5]

В последние годы в России предпринимаются попытки сделать из судостроения одну из точек роста, развиваются программы по государственной поддержке российского судостроения, в то время как в Европе идет обратный процесс – сворачивание профильных производственных мощностей.

Судостроение исчезло в Великобритании, Швеции, скоро его не станет и в Дании. Финляндия, Германия и Франция сконцентрировали свои усилия на военном и пассажирском сегментах. Остались Испания, Италия и Португалия, но и их положение не очень благополучно с точки зрения будущих заказов.

Крупнейшими заказчиками гражданского флота являются:

SCF Group: ОАО «СовКомФлот»;

FESCO Transportation Group: ФЕСКО Интегрированный Транспорт;

ГК PRISCO: ОАО «Приморское Морское Пароходство»;

ГК ОАО «Газпром»: ООО «Газфлот»;

Госкорпорация «Росатом»: ФГУП «Атомфлот».

Отношение действующего гражданского флота к гражданскому заказу на начало 2017г. приводится на рисунке 2:


Рисунок 2. Отношение действующего гражданского флота к заказу [2]

Крупнейшие клиенты российских верфей по постройке танкерного флота:

VBTH/UCL Holding: ООО «Волга Флот Танкер»;

ОАО «СовКомФлот»;

ООО «Волго-Балт-Танкер»;

Другие.

Крупнейшие клиенты российских верфей по постройке сухогрузного флота:

VBTH/UCL Holding: ОАО «Северо-Западное Пароходство»;

VBTH/UCL Holding: ОАО «Судоходная компания «Волжское Пароходство»;

Другие.

Отношение действующего военного флота к военному заказу на начало 2017 г. приведены на рисунке 3.


Рисунок 3. Отношение действующего военного флота к военному заказу на начало 2017 г. [3]

На данный момент принят ряд государственных программ по развитию судостроения и определен объем их финансирования. К таким программам относятся:

Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на 2009 – 2016 годы (ФЦП «Развитие ГМТ на 2009 – 2016 гг.); Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники до 2024 года (ФЦП «Развитие ГМТ до 2024 г.).

Объем финансирования: 361,5 млрд. руб.

Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 г.».

Объем финансирования: более 3 500 млрд. руб.

Судостроительные отрасли и научные разработки.

Объем финансирования: около 516 млрд. руб.

Судостроительный заказ по РФ в 2012-2016 годах формировался во многом за счёт строительства кораблей и вспомогательных судов для ВМФ РФ. В 2015 году военное кораблестроение на российских верфях по показателю тоннажа снизилось относительно уровня 2014 года более чем на 35%. Хотя в целом в объёме судостроения в количественном выражении оно занимало около 40%. В оценочной стоимости доля всех построенных в России судов доля боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ составила около 75%. В 2011 году этот показатель составил 42%. Это подтверждает ведущую роль сегмента гособоронзаказа в работе всей российской судостроительной отрасли. В 2016 году количество сданных судов снизилось как в гражданском, так и в военном кораблестроении: так за 2016 год крупнейшими верфями России было сдано на 53 крупных гражданских и 37 военных судов меньше чем в 2015 году. Совокупный тоннаж судов, построенных в 2016 году, снизился на 40 тыс. тонн по сравнению с 2015 годам, и аналогичный показатель в стоимостном выражении в 2016 году также демонстрировал снижение.

Географическое размещение судостроительных предприятий в России представлено на рисунке 4.


Рисунок 4. Географическое размещение судостроительных предприятий в России в 2016 году [5]

Совокупное значение количества судов, которые находятся в РФ, по состоянию на 30.07.2016года было 1404 судно – тоннажем 20,328 млн тонн.

По данным Федерального агентства Морского и Речного транспорта, наличие морских судов России динамично снижается. Так, на 2016 год количество морских судов в РФ составляет 2769 единиц, что, на 0,4% выше показателя 2014 года, однако на 1% ниже 2015 года.

Федеральным агентством Морского и Речного транспорта представлена стратегия развития отрасли и представлен прогноз расходов на военное кораблестроение в разрезе их видов (таблица 1)

Таблица 1 – Прогноз развития сегментов рынка военного кораблестроения [1]


Согласно исследованиям Федерального агентства Морского и Речного транспорта к 2030 году выпуск патрульных судов составит 437% в общей доле, при этом затраты на строительство патрульных судов составят всего 2,4% от общих затрат постройки судов.

Вторая категория представлена подводными лодками, доля которых составит 8,41% в общей величине, а затраты на их строительство составят 31,03% в доле общих затрат. Наиболее массовыми категориями прогнозируют фрегаты (7,35% и 14,76% в общих затратах), катера (7,32% и 2,12% в общих затратах), амфибии (7,32% 6,75% в общих затратах).Более крупными среди расходов на постройку после подводных лодок станут эсминцы, доля расходов на строительство которых составит 20,36% затрат и 4,39% в общей доле.

Перспективами развития судостроения в России можно определить следующие направления:

1)разделение военного и гражданского судостроения, поскольку каждая из этих групп предполагает разные требования в производстве. Требования к качеству гражданских судов значительно ниже, чем к качеству военных К тому же те сферы, в которых к гражданским судам предъявлены высокие технические требования являются не актуальными для военного судостроения.

2)развитие конкурентных направлений исследований и разработок в отрасли позволит привлечь новые инвестиции и расшить производство;

3)повышение квалификации работников в области развития логистики, управлении жизненным циклом продукции. Формирование зонтичной экспортной организации и создания системы сервисного обслуживания судов.

4)достижение эффективности в производстве (снижение затрат), выборе материалов и системной интеграции.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в современной России сформировался огромный потенциал, способствующий развитию судостроения, обусловленный следующими основными факторами:

– низкая загрузка производственных мощностей судостроения;

– исторический опыт массового производства судов, характерный для 70-х годов прошлого столетия;

- наличие технологий судостроения и занятых ниш мирового рынка. Эти и другие факторы при квалифицированной организации производства позволят сделать существенный рывок в судостроении России.

При дальнейшем развитии программ государственной поддержки у российского судостроения есть перспективы занять прочное место на мировом рынке.

На сегодняшний день единственным изготовителем понтонных парков ПП-91 является АО «Окская судоверфь». За рубежом есть только аналоги. В России нет предприятий, выпускающих передвижные понтонные парки ПП-91, есть только мелкие организации занимающиеся ремонтом списанных понтонных парков ПМП.


Библиографический список
  1. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года . утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. №2514-р
  2. Ахунжанова, И. Н. Управление региональной экономикой: мировые тенденции и перспективы развития кластеров судостроения в России / И. Н. Ахунжанова, Ю. Н. Томашевская, О. В. Дрозд // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2015. – №1 / том 9 /. – C. 7-16
  3. Бочарова, И. Ю. Тенденции развития судостроения в условиях совершенствования корпоративного управления / Интернет-журнал «Науковедение» №4 2013 / И. Ю. Бочарова, С. В. Погонев
  4. Смотрим за горизонт: годовой отчет Объединенной судостроительной корпорации за 2015 / [Электронный ресурс]
  5. Официальный сайт Федеральной службы статистики РФ// http://www.gks.ru/


Все статьи автора «alex.nav1979»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: