ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2012-2016ГГ.

Вакуленко Светлана Олеговна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию сектора малого и среднего предпринимательства региона. Проведенное исследование позволяет утверждать, что что функционирование малого и среднего предпринимательства является весомым фактором в развитии экономики всего Уральского федерального округа. Региональное правительство должно направить как можно больше сил на то, чтобы поддерживать возникновение и развитие МСП, активизировать их деловую и экономическую активность, расширять существующие сферы экономической деятельности, создавать благоприятный климат для развития отдельных предприятий. И, что не менее важно, делать это все необходимо в реалиях напряженной экономической ситуации, приспосабливаясь к сложившимся условиям.
Актуальность данной проблематики выражается в том, что малому и среднему предпринимательству принадлежит роль максимального аккумулирования финансовых и человеческих ресурсов. Среднее предпринимательство вносит значительных вклад в инвестиционное развитие области. Именно поэтому во всем мире средний бизнес считается основой экономической системы.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Вакуленко С.О. Исследование малого и среднего предпринимательства в Свердловской области за 2012-2016гг. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/08/15176 (дата обращения: 03.12.2024).

Одним из определяющих факторов в развитии экономики какой-либо территории и ее диверсификации является сектор малого и среднего предпринимательства (далее МСП). Этот же фактор является катализатором для наполнения рынка потребительскими товарами и появления новых рабочих мест для населения. Так как этот элемент экономики страны направлен на потребительские потребности, то он будет уязвимым к возникновению кризисных явлений. Происходит это тогда, когда показатели платежеспособности населения резко падают. Но в то же время малый и средний бизнес остаются гибкими составляемыми экономики. Даже если последствия экономической конъектуры окажутся весьма неблагоприятными, МСП, благодаря своей гибкости, может приспособиться к практически любому ходу событий. Именно из-за всех упомянутых преимуществ сектор малого и среднего предпринимательства становится важным игроком всей экономической схемы как в территориальных, так и в глобальных масштабах.

Чтобы оценить уровень развития сектора МСП в Свердловской области, использован прием анализа ведущих показателей, которые по-разному влияли на развитие данного сектора.

В Свердловской области наибольшее количество малых и средних предприятий представлены в секторе обрабатывающих производств, строительстве, в секторе транспорта и связи, операций с недвижимостью, а так же в секторе торговли, гостиниц и ресторанах. Но наибольший оборот денежных средств приносит сектор оптовой и розничной торговли более 300 млрд.руб., затем обрабатывающие производства 97 млрд. руб. за 2016г., сектор строительства более 38 млрд.руб., операции с недвижимостью – 31 млрд. руб., транспорт и связь – 17 млрд.руб. Это самые прибыльные виды МПС в Свердловской области по видам экономической деятельности, что обусловлено развитой промышленной деятельностью в данном регионе. При этом более 70 процентов субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Каменске-Уральском, Первоуральске.

К примеру, в 2013 году средняя численность населения, работающая в сфере малого и среднего предпринимательства, достигла отметки около 640 тысяч. А эта цифра является 31,4% от общей численности населения исследуемой области.

Еще одним показателем для анализа был выбран оборот объектов МСП. При этом статистика опиралась на показатели выручки от каждого отдельного предприятия. Таким образом в 2013 году этот показатель составил более 1723 млрд. рублей. А это больше чем на 12% превышает показатели 2012 года.

ОАО МСП Банк проводило исследование, вследствие которого получилось определить самые благополучные и неблагоприятные зоны в Свердловской области. Что касается первого пункта, то под собой он подразумевал наличие платежеспособного спроса на предоставляемую продукцию или услуги от МСП Свердловской области. Также во время анализа не упускался из вида уровень так называемых рыночных барьеров. То есть, разнообразных препятствий, которые стают на пути развития МСП.

Самым проблемным моментом стал нюанс с получением необходимой документации на деятельность МСП и доступность производственных схем для владельцев МСП. При этом решающим фактором в вопросах о документации является количество дней на выполнение всех необходимых процедур. Кроме этого, стоимость этого процесса также сказывается на том, что требуемая документация может быть далеко не у всех предпринимателей. Статистика негативна даже при том, что, если сравнивать с другими областями РФ, количество процедур оптимальное.

ОПОРА России провела собственное расследование, вследствие которого удалось выявить, что вторыми по значительности негативным фактором в МСП Свердловской области являются именно человеческие и финансовые ресурсы. Это значит, что, по словам самих предпринимателей, на рынке труда не хватает работников требуемой квалификации, что, в свою очередь, не самым лучшим образом сказывается на качестве труда. В таком мнении единогласны 34% владельцев МСП. Проблемные финансовые ресурсы свидетельствуют о том, что ставки по кредитованию МСП в Свердловской области достигли очень больших показателей, а именно 49% от общего числа МСП. При этом 14% предпринимателей не могут предоставить необходимый залог либо гарантию.

Несмотря на это, 2013 год показал, что Свердловская область остается в топе лидеров по России, если судить по важным показателям оценки деятельности МСП. Одним из таких показателей является объем инвестиций в данную сферу экономики страны. В Свердловской области этот показатель достиг отметки в 350,6 млрд. рублей. Это числа составляет более 22% от валового регионального продукта. В то же время не остался без внимания приток зарубежных инвесторов. Они вложили в экономику данной области более 1,5 млрд. долларов. Инвестиционные ресурсы были в большей мере (1,1 млрд. долларов) направлены на развитие металлургической сферы. Остальные ресурсы ушли на развитие торговли и энергетического комплекса.

Что касается 2014 года, то общие показатели по инвестициям в первом полугодии составили более 101 млрд. рублей. Если сравнивать с первой половиной 2013 года, то этот показатель вырос на 12,4%. 57 млрд. рублей из указанной суммы были направлены на развитие обрабатывающих предприятий, а также производства, работающие в сфере распределения газа, воды и электроэнергии. Если сравнивать эти показатели с аналогичными за 2013 год, то можно заметить, что они возросли на 34%. [1]

Не остались без инвестиций и сферы здравоохранения и социальных потребностей. В первом полугодии 2014 года на их развитие было выделено более 2,4 млрд. рублей, что в 1,5 раза превышает показатели за предыдущий год. На рост этого показателя большей мерой повлияло строительство инновационного оздоровительного комплекса в Нижнем Тагиле. На строительство гостиничных комплексов и ресторанов было выделено 266 млн. рублей. А это также в 1,5 раза больше, чем в 2013 году.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области разработана региональная нормативно-правовая база, создающая необходимые условия для успешного ведения бизнеса. Приняты Законы Свердловской области от 29 ноября 2002 года N 42-ОЗ “О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области”, от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ “Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области”, от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ “Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций”, от 30 июня 2006 года N 43-ОЗ “О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области” и от 23 мая 2011 года N 28-ОЗ “Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве”. Указом Губернатора Свердловской области от 28.03.2012 N 180-УГ “О Совете по инвестициям в Свердловской области” создан Совет по инвестициям в Свердловской области, кроме того, Указом Губернатора Свердловской области от 27.06.2008 N 656-УГ “О создании открытого акционерного общества “Корпорация развития Среднего Урала” создан институт развития – открытое акционерное общество “Корпорация развития Среднего Урала”. [2]

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2010 N 1032 “О создании на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа” ведется формирование специальной инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности, создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа “Титановая долина”, ведется работа по созданию в регионе индустриальных парков.

Если сравнить основные показатели по МСП Свердловской области, то на первом месте будет вклад малых предприятий по показателям занятости населения (34%) и по инвестициям (более 53%).

Что касается среднего бизнеса, то ему все же принадлежит роль максимального аккумулирования финансовых и человеческих ресурсов. Среднее предпринимательство вносит значительных вклад в инвестиционное развитие области. Именно поэтому во всем мире средний бизнес считается основой экономической системы. Поэтому политика отдельных стран должна быть направлена на то, чтобы постоянно увеличивать число таких предприятий.

По данным Росстата, Свердловская область по основным показателям развития уступает только Москве, Московской области и Санкт-Петербургу. Анализ был основан на показателях по числу отдельных предприятий МСП и их обороте.

Число средних предприятий (далее СП) равномерно увеличивалось с 2012 по 2014 год, в 2015 году количество стало сокращаться, но уже в 2016 году значительно возросло и в регионе стало 542 субъекта среднего предпринимательства, что говорит о стабильном развитии данного сектора МСП, в основном благодаря государственной поддержке малых и средних предприятий. Оборот денежных средств СП имеет стабильный рост с 2012г. по 2015г. и в среднем составляет 6-7% прибыли в год (рисунок  1).

Число малых предприятий (далее – МП) без учета микропредприятий с 2012 года по 2014 год имело спад с 8812 ед. до 6565ед., а в 2015 году снова возросло до уровня 2012 года, но уже в 2016 году сократилось практически в два раза, что говорит о массовой ликвидации малых предприятий в связи с экономической нестабильностью в стране и регионе. Оборот денежных средств МП имел снижение с 2012 года по 2014 год до 10% в год, в 2015 году оборот увеличился на 8%, благодаря приросту количества предприятий, но в 2016 году сократился на 48% (рисунок 1).

Число микропредприятий (далее – МИКРО)  с 2012 года по 2014 год имело стабильный прирост и к 2014 году составило 75278ед. Оборот денежных средств микропредприятий имел рост до 2013 года, но в 2014 году пошел на спад на 9% (рисунок 1).

Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности (далее – ИП) с 2012 по 2014 возрастало на 10-15% в год. Оборот денежных средств ИП в 2013 году вырос на 17%, в 2014году – на 4% (рисунок 1).

В действительности сектор малого бизнеса в Свердловской области развит довольно слабо. Более того, именно у малых предприятий наибольшее снижение по абсолютным значениям показателей развития МСП (таблица 1, рисунок 1). [3]

Таблица 1 – Изменение показателей за период 2012–2016 гг. по категориям МСП в Свердловской области, %.

Показатель

СП

МП

МИКРО

ИП

Прирост количества субъектов, %

36,3

-91,5

10

22,6

Прирост оборота, %

16,6

-55,8

21,4

19,4

Рисунок 1 – Обороты МСП Свердловской области за 2012-2016 гг, млрд.руб.

Как известно, министерство экономического развития России в 2015 году начало политику, направленную на снижение государственных расходов по поддержке сектора МСП. Таким образом объемы поддержки государством малого бизнеса определялись в зависимости от региональной специфики и потребности на аналогичном рынке.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что функционирование малого и среднего предпринимательства является весомым фактором в развитии экономики всего Уральского федерального округа. Региональное правительство должно направить как можно больше сил на то, чтобы поддерживать возникновение и развитие МСП, активизировать их деловую и экономическую активность, расширять существующие сферы экономической деятельности, создавать благоприятный климат для развития отдельных предприятий. И, что не менее важно, делать это все необходимо в реалиях напряженной экономической ситуации, приспосабливаясь к сложившимся условиям.

На данный момент важен вопрос о том, как актуализировать существующую концепцию государственной политики о развитии малого и среднего предпринимательства, или же как создать новый вектор движения для поднятия этого сектора экономики к 2030 году.


Библиографический список
  1. Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2012–2013 гг. Региональные диспропорции [Текст]:  Аналитический центр ОАО ≪МСП Банк≫. — М., 2014
  2. Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smb.gov66.ru
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  4. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
  5. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minprom.gov.ru
  6. Министерство инвестиций и развития Свердловской области. Развитие малого и среднего предпринимательства: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.uralonline.ru
  7. Портал малого и среднего бизнеса Свердловской области: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.66msp.ru


Все статьи автора «Вакуленко Светлана Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: